Гражданско-патриотическое воспитание
Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей
по гражданско-патриотическому воспитанию
Современная школа призвана решать жизненно
важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых
являетсягражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе
перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не
только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических
предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время
активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного
воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия
эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования:
профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её
эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по
формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация
воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с
малочисленными методическими разработками, организацией и планированием
гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие
цели и задачи.
Цель:
прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям –
патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы
национального самосознания.
Для достижения цели по
гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
Задачи:
• изучение
истории своего края;
• воспитание
чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
• развитие
у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда,
семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
• создание
необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей
личности гражданина.
Правильное определение цели и задач
гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы
организации воспитательных мероприятий:
Формы:
· конкурсы
рисунков, песен, стихов,
сочинений
· поисково-исследовательская
работа
· акции
· инсценировки
· уроки
мужества
Методы: беседы, просмотр видеофильмов,
экскурсии.
Современный мир
требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство
гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников,
как основное направление идеологической работы
Патриотическое
воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек
постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу,
Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином
страны.
Современная школа
призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований
образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.
Сегодня в республике
большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача
педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у
ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе
самих ребят.
Очень важно, чтобы
сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во
всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.
Именно в школьном
возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и
гражданственности.
Формированию
гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют
воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню
воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню
независимости.
В рамках годового
планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств
проводятся такие мероприятия, как урок «Я – минчанин», школьный
конкурс “Мой родны кут, як ты мне мілы”, уроки мужества с
приглашением ветеранов ВОВ; организация выставок детского творчества.
В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении
«Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и
методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических
ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным
процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к
защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических
ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую
личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не
только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и
идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей
республики, развивать идею белорусской государственности.
Гражданско-патриотическое воспитание
должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в
собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому
уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят
надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Задачи воспитания юных
граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область
гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом,
воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования
воспитательного пространства учебного заведения.
Воспитательная работа
по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если
учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической,
социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито
чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое
сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в
полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики
Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную
позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.
Человек лишенный патриотических чувств
является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления
патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение
интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях:
защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов;
готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине.
Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению
Беларуси.
Работа классного руководителя
в
гражданско-патриотическом воспитании
Формированию у детей и
молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе
молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ».
Молодёжные организации
сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы
должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых
интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших
первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть
добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя
руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную
задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы
не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера,
как что-то прошлое и давно забытое.
Героические события
истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и
спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по
патриотическому и гражданскому воспитанию.
Поэтому в школе
используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как
тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами
войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления
ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они
направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся,
оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков,
формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности,
которая способствует развитию самостоятельности учащихся,
интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых
качеств.
Говоря о взаимодействии
педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными
коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и
активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:
- сохранение школьных традиций:
приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание
посильной помощи.
- развитие творчества, которое проявляется
в подготовке ярких мероприятий.
- поддержка ученической самодеятельности
и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.
- участие классных
руководителей в разнообразных школьных делах.
При планировании
различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый
класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.
Ребятам неинтересны
сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы
ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и
развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов,
брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи
и т.д.
Мы должны научить наших
ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для
общества.
Роль сохранения
традиций в гражданско-патриотическом воспитании
Патриотические чувства
закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках
конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре
своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма
являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему
народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной
среды обитания человека.
Уже в детском саду дети
через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В
белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в
окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для
патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность.
Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле
для деятельности в этом направлении.
В фольклоре собраны вся
жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые
сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью
традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа.
Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время
ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов.
На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы
показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения.
Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того
чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства
рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык,
историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является
важнейшим способом не допустить
Достижение целей
гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие
школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений
о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся,
их социальных связях и отношениях.
В школе планирование и организация гражданско-патриотического
воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность,
проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов
носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных,
интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.
В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий
для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.