Инфоурок Другое Другие методич. материалыФормы активизации деятельности учащихся на уроках изучения фразеологии.

Формы активизации деятельности учащихся на уроках изучения фразеологии.

Скачать материал

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №18

Городской конкурс «Лучшая методическая разработка - 2018»

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Формы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении фразеологизмов.

 

 

 

 

 

                                                                            Автор:

Е.И. Котельникова,

                                                                                                учитель русского языка и литературы

                                                                                                 МАОУ СОШ №18

                                                                       

 

 

 

 

Кунгур

2018

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема: низкий уровень речевой культуры учащихся.

Развитие речевых навыков учащихся невозможно без изучения и актуализации в речи всех известных языковых средств общения, в числе которых фразеологизмы как часть лексики. Они украшают, делают более выразительным и ёмким любое высказывание. Но школьники плохо понимают и оценивают смысл устойчивых выражений, мало употребляют их в своей речи.

Цель:  обогащение речевой культуры учащихся 6 класса.

Задачи: - выяснить отличия фразеологизма от других единиц языка (слова, словосочетания);

- научить определять смысл фразеологизмов;

- составлять синонимические ряды из фразеологизмов и вариантов их толкования;

- представлять  фразеологизм в виде образа;

- рисовать фразеологизм;

- использовать его в речи.

Актуальность:

Развитие речевых компетенций ученика, особенно в век Интернет-общения, эпохи безликих СМС, - едва ли не самая важная проблема задача учителя-словесника.

Общее содержание.

 Работа строится с учётом владения учащимися теорией, терминологией по теме.

Формы активизации: групповая работа с карточками «Найди предложение с фразеологизмом», коллективная работа «Фразеологизм и его значение», беседа на основе иллюстраций «Художественные образы  тяжёлого труда», съёмочная площадка «Изобразите фразеологизм», мастер-класс «Придумываем предложение», «Характеристика  героя Л.Н. Толстого фразеологизмами», создание собственного рисунка по образцу, конкурс творческих работ «Нарисуй фразеологизм» (д/з).

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

1.     Групповая работа с карточками «Найди предложение с фразеологизмом».

Карточка №1.

Задание: вы видите перед собой предложения с одинаковыми сочетаниями слов. Но в одном случае это сочетание слов является фразеологизмом, в другом – нет. Выделите только предложения с фразеологизмами. Объясните выбор.

-  «А теперь, не разгибая спины, поднимите руки», - скомандовал тренер. (Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.)

Карточка №2.

Задание: вы видите перед собой предложения с одинаковыми сочетаниями слов. Но в одном случае это сочетание слов является фразеологизмом, в другом – нет. Выделите только предложения с фразеологизмами. Объясните выбор.

- Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. (Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно. )

2. Беседа на основе иллюстраций «Художественные образы  тяжёлого труда».

Слайд.

                      

Репродукция неизвестного автора.                     Жюльен Дюпре. Без названия.    

                 И. Репин «Бурлаки на Волге»

 

Ход беседы: -посмотрите на слайд с полотнами известных художников и неизвестных авторов. Почему я их объединила?

-  это всё картины будничного изнурительного труда крестьян, бедняков. Как художники изображают тяжесть, мучительность, непосильность труда?

- «ломать спину, гнуть спину, на собственной спине (испытать), распрямить спину» все эти фразеологизмы о тяжком физическом труде. Какой фразеологизм с таким же значением встретился вам сегодня?

- очень часто источниками фразеологизмов в русском языке были бытовые ситуации. Используйте эти иллюстрации и придумайте предысторию создания фразеологизма.

                         3. Съёмочная площадка «Изобразите фразеологизм».

Представьте, что мы вернулись в эпоху немого кино. Задание выполняем в парах. Каждой из пар предлагается фразеологизм, пара молча, тайно, сохраняя интригу, придумывает, как его изобразить. Даю время на подготовку – 5-7 минут. По истечении этого времени пары выходят и показываю свои фразеологизмы внемую. Зрителям нужно будет не только угадать и назвать фразеологизм, но и объяснить его значение.

(1)     – Набрать в рот воды (замолчать)

(2)     - Как в воду глядел (угадал, предсказал правильно)

(3)     - Сжать зубы (испытать напряжение, сделать усилие над собой)

(4)     - Мурашки забегали по спине (особое ощущение при сильном страхе или волнении)

                         4. Мастер-класс «Придумываем предложение»

А. Беседа: - какой из фразеологизмов вам больше запомнился? (дети обычно называют без труда те, что изображены их одноклассниками убедительнее и артистичнее, но, если затрудняются назвать

- Знакомство с получившимся словарём фразеологизмов (все фразеологизмы и их значения выводятся перед детьми на экран)

Б. Фронтальный опрос: - какие из них вы уже слышали в своей жизни?

В: Индивидуальный опрос: - в каких ситуациях? (сильные учащиеся дают устный развернутый ответ)

Г: Посмотрите на предложение, записанное на доске: Приходилось гнуть спину — иного выхода суровый Архип пока не видел. Найдите известный вам фразеологизм. Подчеркните его как член предложения.

Д: Составьте своё предложение с одним из наиболее понравившихся фразеологизмов, услышанных на уроке.

             5. «Характеристика  героя Л.Н. Толстого фразеологизмами»

Задание. Прочитайте фразеологизмы. Разделите их на 3 группы. 1- те, что подходят для описания образа Жилина в рассказе А.Н. Толстого «Кавказский пленник». 2- те, что подходят для описания образа Дины, 3 – те, что подходят для описания образа Костылина.

Полный вперед, черепашьим шагом, как белка в колесе,  звезд с неба не хватает, от горшка два вершка, сидеть у моря и ждать погоды, на боку дыру вертит, тертый калач.

Иллюстрация1.

 

                                                                                                                                Иллюстрация2.

                                                                                

Иллюстрация3. 

Ожидаемый результат:

Костылин (черепашьим шагом, звезд с неба не хватает, сидеть у моря и ждать погоды,..)

Дина (на боку дыру вертит, от горшка два вершка,..)

Жилин (тертый калач, как белка в колесе, полный вперед,..)                       

                              6. Создание собственного рисунка по образцу

Задание: Посмотрите на рисунок сверху слайда, что на нём изображено? Как вы думаете, а какой фразеологизм в этом рисунке зашифрован? (Дети говорят: глаза разбегаются)

 

 

Рисунок 2 не завершён. Подумайте, чего не хватает и закончите его.

                

Перепиши предложение, заменив выражение в скобках фразеологизмом из рисунков.

Между крепостью и рекой раскинулся базар-тут уж у любого (возникают проблемы выбрать из многого что-то одно).

                         7. Коллективная работа «Фразеологизм и его значение»

Фразеологизм

Значения фразеологизмов

Бить ключом

излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках

Биться как рыба об лёд

большие волнения по ничтожному поводу

Буря в стакане воды

о крепкой дружбе

Вилами по воде писано

настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность

Водой не разольёшь

о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды

Воду в решете носить

еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»

Выйти сухим из воды

попусту тратить время, заниматься бесполезным делом. Аналогично: толочь воду в ступе

Выводить на чистую воду

без плохих последствий, остаться безнаказанным

Держаться на плаву

разоблачать, уличить во лжи

Дуть на воду, обжегшись на молоке

уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела

Задание: подберите значения к фразеологизмам о воде, соедините пары стрелочками.

 

 

                                                  

 

 

Список литературы.

1.                 Учебник «Русский язык. 6 класс, Ч.1. Авторы: М.Т. Баранова, Т.А.

Ладыженская, Л.А. Тростенцова,..- 2 издание. – М.: Просвещение, 2013. Раздел «Фразеология. Культура речи».

2. «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова.

3. Мокиенко В. М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. «Азбука-классика», «Авалон» 2005 г.

4. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=репродукции%20о%20труде&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20героев%20кавказского%20пленника&lr=50

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формы активизации деятельности учащихся на уроках изучения фразеологии."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 364 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.04.2020 186
    • DOCX 4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полякова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полякова Ольга Владимировна
    Полякова Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75287
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 290 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 499 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 336 человек

Мини-курс

Инновации, инвестиции и развитие транспортной отрасли

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 163 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 105 человек

Мини-курс

Психологическая диагностика и коррекция

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе