Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Формы активизации деятельности учащихся на уроках изучения фразеологии.

Формы активизации деятельности учащихся на уроках изучения фразеологии.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №18

Городской конкурс «Лучшая методическая разработка - 2018»



















Тема: Формы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении фразеологизмов.











Автор:

Е.И. Котельникова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №18









Кунгур

2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема: низкий уровень речевой культуры учащихся.

Развитие речевых навыков учащихся невозможно без изучения и актуализации в речи всех известных языковых средств общения, в числе которых фразеологизмы как часть лексики. Они украшают, делают более выразительным и ёмким любое высказывание. Но школьники плохо понимают и оценивают смысл устойчивых выражений, мало употребляют их в своей речи.

Цель: обогащение речевой культуры учащихся 6 класса.

Задачи: - выяснить отличия фразеологизма от других единиц языка (слова, словосочетания);

- научить определять смысл фразеологизмов;

- составлять синонимические ряды из фразеологизмов и вариантов их толкования;

- представлять фразеологизм в виде образа;

- рисовать фразеологизм;

- использовать его в речи.

Актуальность:

Развитие речевых компетенций ученика, особенно в век Интернет-общения, эпохи безликих СМС, - едва ли не самая важная проблема задача учителя-словесника.

Общее содержание.

Работа строится с учётом владения учащимися теорией, терминологией по теме.

Формы активизации: групповая работа с карточками «Найди предложение с фразеологизмом», коллективная работа «Фразеологизм и его значение», беседа на основе иллюстраций «Художественные образы тяжёлого труда», съёмочная площадка «Изобразите фразеологизм», мастер-класс «Придумываем предложение», «Характеристика героя Л.Н. Толстого фразеологизмами», создание собственного рисунка по образцу, конкурс творческих работ «Нарисуй фразеологизм» (д/з).



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  1. Групповая работа с карточками «Найди предложение с фразеологизмом».

Карточка №1.

Задание: вы видите перед собой предложения с одинаковыми сочетаниями слов. Но в одном случае это сочетание слов является фразеологизмом, в другом – нет. Выделите только предложения с фразеологизмами. Объясните выбор.

- «А теперь, не разгибая спины, поднимите руки», - скомандовал тренер. (Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.)

Карточка №2.

Задание: вы видите перед собой предложения с одинаковыми сочетаниями слов. Но в одном случае это сочетание слов является фразеологизмом, в другом – нет. Выделите только предложения с фразеологизмами. Объясните выбор.

- Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. (Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно. )

2. Беседа на основе иллюстраций «Художественные образы тяжёлого труда».

Слайд.

hello_html_m19b9ea72.pnghello_html_369e9861.png

Репродукция неизвестного автора. Жюльен Дюпре. Без названия.

hello_html_783972c2.pngИ. Репин «Бурлаки на Волге»



Ход беседы: -посмотрите на слайд с полотнами известных художников и неизвестных авторов. Почему я их объединила?

- это всё картины будничного изнурительного труда крестьян, бедняков. Как художники изображают тяжесть, мучительность, непосильность труда?

- «ломать спину, гнуть спину, на собственной спине (испытать), распрямить спину» все эти фразеологизмы о тяжком физическом труде. Какой фразеологизм с таким же значением встретился вам сегодня?

- очень часто источниками фразеологизмов в русском языке были бытовые ситуации. Используйте эти иллюстрации и придумайте предысторию создания фразеологизма.

3. Съёмочная площадка «Изобразите фразеологизм».

Представьте, что мы вернулись в эпоху немого кино. Задание выполняем в парах. Каждой из пар предлагается фразеологизм, пара молча, тайно, сохраняя интригу, придумывает, как его изобразить. Даю время на подготовку – 5-7 минут. По истечении этого времени пары выходят и показываю свои фразеологизмы внемую. Зрителям нужно будет не только угадать и назвать фразеологизм, но и объяснить его значение.

(1) – Набрать в рот воды (замолчать)

(2) - Как в воду глядел (угадал, предсказал правильно)

(3) - Сжать зубы (испытать напряжение, сделать усилие над собой)

(4) - Мурашки забегали по спине (особое ощущение при сильном страхе или волнении)

4. Мастер-класс «Придумываем предложение»

А. Беседа: - какой из фразеологизмов вам больше запомнился? (дети обычно называют без труда те, что изображены их одноклассниками убедительнее и артистичнее, но, если затрудняются назвать

- Знакомство с получившимся словарём фразеологизмов (все фразеологизмы и их значения выводятся перед детьми на экран)

Б. Фронтальный опрос: - какие из них вы уже слышали в своей жизни?

В: Индивидуальный опрос: - в каких ситуациях? (сильные учащиеся дают устный развернутый ответ)

Г: Посмотрите на предложение, записанное на доске: Приходилось гнуть спину — иного выхода суровый Архип пока не видел. Найдите известный вам фразеологизм. Подчеркните его как член предложения.

Д: Составьте своё предложение с одним из наиболее понравившихся фразеологизмов, услышанных на уроке.

5. «Характеристика героя Л.Н. Толстого фразеологизмами»

Задание. Прочитайте фразеологизмы. Разделите их на 3 группы. 1- те, что подходят для описания образа Жилина в рассказе А.Н. Толстого «Кавказский пленник». 2- те, что подходят для описания образа Дины, 3 – те, что подходят для описания образа Костылина.

Полный вперед, черепашьим шагом, как белка в колесе, звезд с неба не хватает, от горшка два вершка, сидеть у моря и ждать погоды, на боку дыру вертит, тертый калач.

Иллюстрация1.hello_html_63eaeb44.png

hello_html_4b31ad74.pngИллюстрация2.

Иллюстрация3. hello_html_m9ee7637.png

Ожидаемый результат:

Костылин (черепашьим шагом, звезд с неба не хватает, сидеть у моря и ждать погоды,..)

Дина (на боку дыру вертит, от горшка два вершка,..)

Жилин (тертый калач, как белка в колесе, полный вперед,..)

6. Создание собственного рисунка по образцу

Задание: Посмотрите на рисунок сверху слайда, что на нём изображено? Как вы думаете, а какой фразеологизм в этом рисунке зашифрован? (Дети говорят: глаза разбегаются)



hello_html_31d0566f.png



Рисунок 2 не завершён. Подумайте, чего не хватает и закончите его.

hello_html_m3266c655.png

Перепиши предложение, заменив выражение в скобках фразеологизмом из рисунков.

Между крепостью и рекой раскинулся базар-тут уж у любого (возникают проблемы выбрать из многого что-то одно).

7. Коллективная работа «Фразеологизм и его значение»

Выйти сухим из воды

попусту тратить время, заниматься бесполезным делом. Аналогично: толочь воду в ступе

Выводить на чистую воду

без плохих последствий, остаться безнаказанным

Держаться на плаву

разоблачать, уличить во лжи

Дуть на воду, обжегшись на молоке

уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела

Задание: подберите значения к фразеологизмам о воде, соедините пары стрелочками.









Список литературы.

  1. Учебник «Русский язык. 6 класс, Ч.1. Авторы: М.Т. Баранова, Т.А.

Ладыженская, Л.А. Тростенцова,..- 2 издание. – М.: Просвещение, 2013. Раздел «Фразеология. Культура речи».

2. «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова.

3. Мокиенко В. М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. «Азбука-классика», «Авалон» 2005 г.

4. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=репродукции%20о%20труде&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20героев%20кавказского%20пленника&lr=50







9

  • Другое
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 157
Номер материала MA-073769

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»