Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа №18
Городской
конкурс «Лучшая методическая разработка - 2018»
Тема:
Формы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка при
изучении фразеологизмов.
Автор:
Е.И.
Котельникова,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №18
Кунгур
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Проблема: низкий уровень
речевой культуры учащихся.
Развитие
речевых навыков учащихся невозможно без изучения и актуализации в речи всех
известных языковых средств общения, в числе которых фразеологизмы как часть
лексики. Они украшают, делают более выразительным и ёмким любое высказывание.
Но школьники плохо понимают и оценивают смысл устойчивых выражений, мало
употребляют их в своей речи.
Цель: обогащение речевой
культуры учащихся 6 класса.
Задачи: - выяснить отличия фразеологизма
от других единиц языка (слова, словосочетания);
-
научить определять смысл фразеологизмов;
-
составлять синонимические ряды из фразеологизмов и вариантов их толкования;
-
представлять фразеологизм в виде образа;
-
рисовать фразеологизм;
-
использовать его в речи.
Актуальность:
Развитие
речевых компетенций ученика, особенно в век Интернет-общения, эпохи безликих
СМС, - едва ли не самая важная проблема задача учителя-словесника.
Общее содержание.
Работа
строится с учётом владения учащимися теорией, терминологией по теме.
Формы
активизации: групповая работа с карточками «Найди предложение с
фразеологизмом», коллективная работа «Фразеологизм и его значение», беседа на
основе иллюстраций «Художественные образы тяжёлого труда», съёмочная площадка
«Изобразите фразеологизм», мастер-класс «Придумываем предложение»,
«Характеристика героя Л.Н. Толстого фразеологизмами», создание собственного
рисунка по образцу, конкурс творческих работ «Нарисуй фразеологизм» (д/з).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
1. Групповая
работа с карточками «Найди предложение с фразеологизмом».
Карточка №1.
Задание: вы видите перед собой предложения
с одинаковыми сочетаниями слов. Но в одном случае это сочетание слов является
фразеологизмом, в другом – нет. Выделите только предложения с фразеологизмами.
Объясните выбор.
- «А теперь, не разгибая спины,
поднимите руки», - скомандовал тренер. (Ребята трудились не разгибая спины
до самого вечера.)
Карточка №2.
Задание: вы видите перед собой предложения
с одинаковыми сочетаниями слов. Но в одном случае это сочетание слов является
фразеологизмом, в другом – нет. Выделите только предложения с фразеологизмами.
Объясните выбор.
- Витя упал, а старший брат поднял его и поставил
на ноги. (Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет
самостоятельно. )
2. Беседа на основе иллюстраций
«Художественные образы тяжёлого труда».
Слайд.
Репродукция
неизвестного автора. Жюльен Дюпре. Без названия.
И. Репин «Бурлаки на Волге»
Ход
беседы: -посмотрите на слайд с полотнами известных художников и неизвестных
авторов. Почему я их объединила?
-
это всё картины будничного изнурительного труда крестьян, бедняков. Как
художники изображают тяжесть, мучительность, непосильность труда?
-
«ломать спину, гнуть спину, на
собственной спине (испытать), распрямить
спину» все эти фразеологизмы о тяжком физическом труде. Какой фразеологизм с
таким же значением встретился вам сегодня?
-
очень часто источниками фразеологизмов в русском языке были бытовые ситуации.
Используйте эти иллюстрации и придумайте предысторию создания фразеологизма.
3. Съёмочная площадка «Изобразите фразеологизм».
Представьте,
что мы вернулись в эпоху немого кино. Задание выполняем в парах. Каждой из пар
предлагается фразеологизм, пара молча, тайно, сохраняя интригу, придумывает,
как его изобразить. Даю время на подготовку – 5-7 минут. По истечении этого
времени пары выходят и показываю свои фразеологизмы внемую. Зрителям нужно
будет не только угадать и назвать фразеологизм, но и объяснить его значение.
(1) –
Набрать в рот воды (замолчать)
(2)
- Как в воду глядел (угадал, предсказал правильно)
(3) -
Сжать зубы (испытать напряжение, сделать усилие над собой)
(4)
- Мурашки забегали по спине (особое
ощущение при сильном страхе или волнении)
…
4. Мастер-класс «Придумываем предложение»
А.
Беседа: - какой из фразеологизмов вам больше запомнился? (дети обычно называют
без труда те, что изображены их одноклассниками убедительнее и артистичнее, но,
если затрудняются назвать
-
Знакомство с получившимся словарём фразеологизмов (все фразеологизмы и их
значения выводятся перед детьми на экран)
Б.
Фронтальный опрос: - какие из них вы уже слышали в своей жизни?
В:
Индивидуальный опрос: - в каких ситуациях? (сильные учащиеся дают устный
развернутый ответ)
Г:
Посмотрите на предложение, записанное на доске: Приходилось гнуть спину —
иного выхода суровый Архип пока не видел. Найдите известный вам
фразеологизм. Подчеркните его как член предложения.
Д:
Составьте своё предложение с одним из наиболее понравившихся фразеологизмов,
услышанных на уроке.
5. «Характеристика героя Л.Н. Толстого фразеологизмами»
Задание.
Прочитайте фразеологизмы. Разделите их на 3 группы. 1- те, что подходят для
описания образа Жилина в рассказе А.Н. Толстого «Кавказский пленник». 2- те,
что подходят для описания образа Дины, 3 – те, что подходят для описания образа
Костылина.
Полный
вперед, черепашьим шагом, как белка в колесе, звезд с неба не хватает, от
горшка два вершка, сидеть у моря и ждать погоды, на боку дыру вертит, тертый
калач.
Иллюстрация1.
Иллюстрация2.
Иллюстрация3.
Ожидаемый
результат:
Костылин
(черепашьим шагом, звезд с неба не хватает, сидеть у моря и ждать погоды,..)
Дина
(на боку дыру вертит, от горшка два вершка,..)
Жилин
(тертый калач, как белка в колесе, полный вперед,..)
6. Создание собственного рисунка по образцу
Задание:
Посмотрите на рисунок сверху слайда, что на нём изображено? Как вы думаете, а
какой фразеологизм в этом рисунке зашифрован? (Дети говорят: глаза
разбегаются)
Рисунок 2 не
завершён. Подумайте, чего не хватает и закончите его.
Перепиши
предложение, заменив выражение в скобках фразеологизмом из рисунков.
Между
крепостью и рекой раскинулся базар-тут уж у любого (возникают проблемы выбрать
из многого что-то одно).
7. Коллективная работа «Фразеологизм и его значение»
Фразеологизм
|
Значения
фразеологизмов
|
Бить
ключом
|
излишне
осторожничать, помня о прошлых ошибках
|
Биться
как рыба об лёд
|
большие
волнения по ничтожному поводу
|
Буря
в стакане воды
|
о
крепкой дружбе
|
Вилами
по воде писано
|
настойчивые,
но напрасные усилия, безрезультатная деятельность
|
Водой
не разольёшь
|
о
бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом
в сравнении со спокойно истекающими источниками воды
|
Воду
в решете носить
|
еще
не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
|
Выйти
сухим из воды
|
попусту
тратить время, заниматься бесполезным делом. Аналогично: толочь воду в ступе
|
Выводить
на чистую воду
|
без
плохих последствий, остаться безнаказанным
|
Держаться
на плаву
|
разоблачать,
уличить во лжи
|
Дуть
на воду, обжегшись на молоке
|
уметь
справиться с обстоятельствами, вести успешно дела
|
Задание: подберите значения к фразеологизмам о
воде, соедините пары стрелочками.
Список
литературы.
1.
Учебник «Русский язык. 6 класс, Ч.1.
Авторы: М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова,..- 2
издание. – М.: Просвещение, 2013. Раздел «Фразеология. Культура речи».
2. «Школьный
фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова.
3. Мокиенко
В. М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных
выражений. «Азбука-классика», «Авалон» 2005 г.
4.
Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=репродукции%20о%20труде&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20героев%20кавказского%20пленника&lr=50
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.