Инфоурок География Другие методич. материалыФонды школьного музея ( методические материалы)

Фонды школьного музея ( методические материалы)

Скачать материал

ФОНДЫ школьного музея

 

 

III. УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Фонды школьного музея. Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно- вспомогательного фондов. В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В основной фонд входят: а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки. В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

2. Основные группы учетной музейной документации.

Для грамотной организации исследовательской работы краеведы должны использовать три группы документов. Научно-учетная документация. Сюда входят: а) акты приема-сдачи документов; б) книга учета основного фонда;

в) книга учета научно-вспомогательного фонда.

 Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение. Основные виды вспомогательных картотек: инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения). тематические (по тематике коллекций). именные (с характеристиками конкретных лиц). хронологические (по хронологии событий). географические (с географическими названиями). Справочная карточка обычно содержит следующие сведения: наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения. В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по

 

материалам музея, творческие работы. Учет в школьном музее должен преследовать две цели: обеспечение сохранности самого предмета; обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете. Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в которую вносятся следующие данные: 1. Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;

 2.Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;

З.Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;

4.Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указываетсяколичество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;

 5. Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;

6. Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.

7. Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр;

8.Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;

9.Стоимость. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях;

10.Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

 В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится

 

итоговая запись: «В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с № по № ». В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения. З.Шифровка и маркировка музейных предметов На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге. На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет. На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).

На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром. Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

 В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов.

Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений.

Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать.

Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев

 

6. УЧЁТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ  ФОНДОВ  МУЗЕЯ

6.1. 6.2. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

·         учет музейных предметов основного фонда осуществляется в книге поступлений музея;

·         учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

6.3. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

6.4. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения и руководитель музея.

6.5. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

6.6. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

6.7. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

Главная функция музейного предмета заключается в том, чтобы быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет.

В современном музееведении музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. Музейный предмет является составной частью национального культурного достояния, он выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность.

Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены экспедицией, переданы дарителем или приобретены у владельца. Многие предметы, до того как ими заинтересуются музейные специалисты или краеведы, не являются памятниками истории и культуры -они представляют собой обычные материальные объекты и используются по прямому назначению: орудиями труда работают, одежду носят, книги читают, радио слушают и т.д. Иными словами, каждый предмет, после того как его изготовили, выполняет свою утилитарную функцию до тех пор, пока не утратит ее, не сломается или не будет заменен новым. Вышедшие из употребления предметы чаще всего уничтожают. Однако, часть предметов сохраняется и в силу различных причин приобретает значение памятников истории и культуры, объект наследия. К ним относятся не только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в том числе и предметы современности, которые сохранились в ограниченном количестве.

Такие предметы часто называют раритетами, т. е. редкими предметами, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.

Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.

Раритеты и реликвии - это чаще всего материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто интересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности.

Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например знамена, награды, удостоверения личности и т.п.

Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров.

Краеведов и актив школьного музея могут интересовать не только раритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым событием или явлением. Это могут быть

 

 

предметы школьного инвентаря - старые карты, глобусы, энциклопедии. Это могут быть предметы, необходимые в повседневной учебной деятельности прошлых лет - ручки, чернильницы, тетради, дневники.

Это могут быть предметы, относящиеся к значимым общешкольным событиям и явлениям - альманахи, знамена, кубки, медали, ценные подарки.

Специфика музееведческого изучения событий и явлений прошлого и настоящего заключается в том, что специалисты музейного дела стремятся выявить и собрать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были свидетелями или даже участниками события.

Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-, фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако их принадлежность, причастность. к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делает эти предметы артефактами истории - историческими источниками.

От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные. Тогда перед краеведами возникает проблема; какие предметы целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне, используя наименьшее количество предметов. Площади для хранения школьных музейных фондов не безграничны, ограничены и возможности самого музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед музеями всегда стоит дилемма: как в меньший объем источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении. Может быть поэтому в школьных музеях в основном хранятся письменные и изобразительные исторические источники, но практически отсутствуют вещевые.

Недостаток объективной информации, которая скрыта в памятнике истории и культуры, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидцев изучаемых событий. Зафиксированные в школьной документации сведения о среде бытования объекта наследия, о функциональном назначении предмета, его авторе и владельцах, о его использовании в изучаемых событиях переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете. Записи в школьных документах, сделанные при научном описании музейного предмета, расширяют его информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.

Фонды школьного музея постоянно пополняются, так как музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы.

 

Третий аспект. Указания на способ поступления предметов в музей. Как известно, фонды музея в значительной мере обогащаются в результате экспедиций - одной из форм его научно-исследовательской работы. Можно и нужно включать в этикетку сведения типа: "Из материалов экспедиции музея …; "Дар ветерана Великой Отечественной войны …", "Передано из музея ...". Очень существенная проблема экспозиций, в том числе и прежде всего школьных музеев, - это соотнесение подлинных и копийных материалов. На это следует обращать особое внимание посетителя, сообщая в нижней части этикетки, подлинник или копия экспонируется. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, то в этикетках указываются только копии. Напротив, при экспонировании в основном копийного материала, в этикетаже следует обращать внимание на подлинники. Дополнительные сведения даются обычным книжным шрифтом достаточно крупным, удобным для прочтения. Строки делятся по смыслу, без переносов (перенос допускается не более одного на этикетку). В экспозиции школьных музеев часто встречаются научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы, которые дополняют выставленные экспонаты, помогают раскрывать их содержание. В том случае, если научно-вспомогательный материал содержит значительную информацию и труден для восприятия, его также необходимо сопроводить этикеткой. Теперь рассмотрим, как лучше составить этикетку к различным типам музейных предметов. Фотографии. По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные (как одиночные, так и групповые), сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления фотоматериалы 33 разделяются на две основные группы: оригиналы и репродукции. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности – название, атрибуционные сведения и дата. Например: Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве. Построена в 1750-1763 гг. Москва, 1997 г. Ученики 4-го класса д. Подушкино. В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин. Московская область,1934 г. При аннотировании портретных фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), автор съемки (если известен). Комсомольский вожак С.Б. Широкова проводит слет пионерских дружин Бабушкинского района. Москва, 1969 г. И.Г. Старинов, активный участник партизанского движения в период Великой Отечественной войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения. Москва, 1941 г. Как можно было заметить, этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависимости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности, например: лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, делегат съезда, выдающийся деятель военной медицины, автор важных исследований в области космоса, биологии, истории и т.д. Аннотирование снимков военнослужащих обычно дается в следующей последовательности: звание, инициалы, фамилия, должность, время съемки, автор съемки (если он известен). Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях - слева направо. В отдельных случаях указывается место или условия съемки (снимок сделан на передовой 34 в 1942 г., съемка произведена со спутника, самолета, вертолета и т.д.). При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фотопортретов дается общая (групповая) аннотация и краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату, надо указать ее приблизительно: 1890-е гг. или заключить в квадратные скобки [1895 г.]. В аннотациях музейных предметов, монографическое изучение которых еще не закончено и датировка не установлена, допустим и знак вопроса. При аннотировании фотографий и других музейных предметов дореволюционного периода можно указать две даты: вначале по старому, затем, в скобках по новому стилю.

 

 

 

При переводе дат со старого стиля на новый к дате по старому стилю прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается): для XX в. – 13 дней, XIX в. – 12 дней и для XVIII в. – 11 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 годов.

 При указании места события используются общепринятые сокращения: г. - город, с. - село, пер. - переулок, пл. - площадь, д. - деревня и т.д. Примеры: Герой Советского Союза А.В. Иванов (1907 – 1943). Январь 1942 г. Фотография Б.Петрова. На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме, Гоним врага от Москвы». Писатель А. Приставкин с учащимися и учителями школы №109 – участниками спектакля «Ночевала тучка золотая…» после премьеры. Москва, 1988 г.

 

 

Письменные источники. При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или 35 приводится наиболее яркая выдержка из него. При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания. Письмо участника битвы за Берлин Б.Н. Петрова с фронта. Б.Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом. Апрель 1945 г. Ксерокопия. Письмо лейтенанта Г.А. Мамонова, командира 1-й роты батальона морской пехоты. 1942 г. Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея Краснознаменного Черноморского флота. "За советский флот и за Советское государство, если и придется умереть, то я всегда на это готов, и сердце нашего флота – Севастополь – мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы там обстановка не складывалась». Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой. И. Дитятин Городское самоуправление в России. Том 2. Ярославль, 1877 г. При аннотировании газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня. Сообщение Министерства

 

 

Внутренних Дел СССР о незаконном аресте группы врачей, обвиненных во вредительстве, шпионаже и терроризме и их полной 36 реабилитации. "Известия", 4 апреля 1953 г. При экспонировании рукописных материалов необходимо выделять и сопровождать подробными пояснениями наиболее интересные документы. При экспонировании грамот, благодарностей, приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс экспонатов по определенной теме, аннотации излишни. Если грамоты, благодарности и т.д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая сторона, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т. п.), от кого, кому, за что и дата. При необходимости указывается место вручения грамоты, место нахождения организации, выдавшей документ и т.д. Например: Почетная грамота Наркома ВМФ СССР начальнику планового отдела мастерской № 1 Д.М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великой Отечественной войны. 1942 г. Произведения изобразительного искусства. К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. (тонированный ) и т.д. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т.д., данное автором. В отдельных случаях, экспозиционер расшифровывает, дает более полное название. Например, на картине К.Г. Дорохова дана авторская аннотация:"Портрет П.Ф. Горпищенко". Но при экспонировании этого произведения целесообразно расшифровать эту надпись.37 К.Г. Дорохов (1906 - 1960). Портрет командира 8-й бригады морской пехоты П.Ф. Горпищенко. 1941 г. Бум., кар. В отдельных случаях помимо основных данных к произведению искусства даются дополнительные пояснения по содержанию изображения: имена лиц, топографические указания, краткая характеристика событий или явлений, получивших отражение на данной картине или рисунке и т.д. Если произведение искусства экспонируется на выставке, указывается, кому принадлежит данное произведение (собственность автора, музея, частное собрание и т.д.). На персональной выставке дается пояснительный текст, в котором приводятся дополнительные сведения о художнике, говорится о его специальности (график, живописец, сценограф, скульптор). В аннотациях приняты следующие сокращения: х. - холст, м. - масло, Б. или бум. - бумага, кар. - карандаш. Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал пишется в этикетке с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой - со строчной. Примеры: А.С. Ивашов (род.1976) Осень в селе Леоново. 1998 г. Х., м. Б.М. Кустодиев (1878 – 1927). Портрет Мити Шостаковича. 1919 г. Бум., цветные карандаши. Собственность И. Шостакович. Воин-освободитель. Вутечич Е.В. (1908-1974) Гипс тон. 1949 г. При аннотировании плакатов оговаривается: для оригинала - год его создания; для массового издания - год выхода в свет.38 Родина-мать зовет. Худ. Тоидзе И. Изд-во

 

"Искусство", М.-Л., 1941 г. К коллекциям открыток, которые могут быть представлены в экспозиции, рекомендуется давать этикетки следующего содержания: "Сатирические открытки периода революции 1905-1907 гг.", "Почтовые открытки со стихотворениями народно- монархической направленности. 1906-1907 гг." и пр. В этикетках к изделиям лаковой миниатюры кроме фамилии автора рекомендуется указывать художественную школу. Например: Шкатулка "Освобождение Волоколамска". Худ. Чижов М.С. Федоскино, 1966 г. Вещественные источники. Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целевой установкой экспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может свидетельствовать о разных сторонах исторического события и явления. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель. Вещественные источники подразделяются на два вида.

Первый вид - по характеру материала: дерево, металл, стекло, кость и т.д., второй - по функциональному назначению: оружие, нумизматика, бонистика и т.д. При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков, сувениров и т.п. указывается название экспоната.

 В этикету включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда - принадлежность владельцу, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т.д. В названии предмета мемориального значения отмечается его "участие" в историческом событии или принадлежность определенному лицу: №39. Полушубок участника Великой Отечественной войны Е. И. Хозяинова. Получен им на фронте в 1942 г. Такие полушубки шили для фронта в КОМИ республике.

Много ценных документов и предметов периода Великой Отечественной войны хранится, например, в музее школы № 760 г. Москвы. К одному из ценнейших экспонатов музея рекомендуем составить такую этикетку: Знамя 24 Краснознаменной гвардейской Сталинградско-Евпаторийской стрелковой дивизии. Передано в музей участником Великой Отечественной войны, участником Парада Победы А.П. Лобиковым. Другие примеры аннотирования вещественных источников: Детали сценического костюма к школьному спектаклю «Двенадцатая ночь» В. Шекспира». Изготовлены выпускницей школы № 273 г. Москвы Ивановой Таней. Москва, 1990 г. 1956 г.

При экспонировании комплексов музейных предметов (предметы быта, личные вещи какого-либо исторического лица, материалы раскопок, орудия труда, награды, инструменты и т.д.) дается общая аннотация, а отдельные предметы из этого комплекса снабжаются этикетками в том случае, если необходимы дополнительные пояснения. Например: Фрагменты оружия и боеприпасов Найдены во время экспедиции учащихся школы № 274 г. Москвы. Московская область, Дмитровский район, 1982 г. Аптечная посуда XIX в. Найдена во время археологических раскопок на территории бывшей Мещанской больницы для бедных. Подарена музею учеником школы № 242 А. Дружининым.40

Если в экспозиции представлены муляжи, то это указывается в аннотациях. При аннотировании моделей, макетов сообщаются инициалы и фамилия автора, их изготовивших. Например: Прялка. Дерево. Макет. Уменьшен в 10 раз. Изготовлен учеником 8-го класса Александром Глозманом. Ныне учитель технологии школы № 293, "Учитель года России – 97".

Модель атомного ледокола «Арктика» Изготовлена учеником школы В. Васильевым. Москва, 1993 г.

 

В качестве иллюстраций к сказанному в этом разделе приведем сравнительную таблицу неправильно и правильно составленных этикеток. Неправильно: П.Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г.

Правильно: П.Г. Кирсанов (1912-1943). Рабочий н-ского завода. Руководил партизанским отрядом в Заречье. Погиб при рейде по тылам врага 2 мая 1943 г. С фотографии 1941 г.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

 

 

2.Поправки в федеральный закон о музеях и Музейном фонде внесены на обсуждение в Государственную Думу

Поправки, разработанные Минкультуры России, направлены на устранение искусственных административных барьеров, препятствующих включению предметов в состав Музейного фонда.

«Речь идет о дополнении в существующий порядок включения артефактов в состав Музейного фонда. На сегодняшний день музейные предметы, поступившие в государственные собрания, считаются собственностью Российской Федерации только после прохождения регистрации в едином Государственном каталоге», — заявил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Статус Государственного каталога Музейного фонда РФ принципиально изменится: из учетного документа он превратится в федеральную государственную информационную систему. Владимир Мединский подчеркнул: принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Для упрощения процедуры деприватизации культурных и исторических объектов в федеральном законе («О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», принят в мае 1996 года) появятся такие понятия, как «собрание музея», «учетная документация музея», «главная инвентарная книга (книга поступлений)» и «экспертиза музейных предметов». Это нужно для того, чтобы новые экспонаты были включены в состав Музейного фонда с момента их регистрации в учетных документах конкретного музея. Этот законопроект поддержан Союзом музеев России и участниками Всероссийского совещания главных хранителей музеев России.

 

«Проект федерального закона устраняет излишние административные барьеры, что существенно упрощает работу хранителей музеев, — убежден директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Смена статуса Государственного каталога Музейного фонда РФ представляется абсолютно своевременной».

«Музейное сообщество активно участвовало в разработке данного законопроекта, неоднократно обсуждая его на совещаниях в Министерстве культуры РФ и в рамках мероприятий, проводимых Союзом музеев России, — говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. — В случае принятия Государственной Думой поправок в закон «О Музейном фонде» будут сняты административные препятствия по включению огромного количества предметов в состав Музейного фонда. Неопределенный статус музейных объектов, не прошедших регистрацию в Госкаталоге, в настоящее время является поводом к неоправданным списаниям, а также лишает музей возможности истребовать государственное финансирование для реставрации и хранения предметов. Уверен, что предложенный законопроект устранит существующую абсурдную ситуацию и вернет музеи в правовое поле».

Данные Росстата также свидетельствуют об актуальности инициативы Минкультуры России. На 2013 год общее количество зарегистрированных в учетной документации музеев музейных предметов составляет около 80 млн. Между тем в Госкаталоге зарегистрировано около 3,5 млн. музейных предметов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Фонды школьного музея ( методические материалы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал предназначен для  педагогов - заведующих и сотрудников школьных музеев. В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:

- исторических - 2060;

- военно-исторических - 1390;

- комплексных краеведческих - 1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.

На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.

Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений стали предметом пристального внимания и осмысления  в методических службах органов управления образованием.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 7258
    • DOCX 42.1 кбайт
    • 267 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галкина Елена Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галкина Елена Львовна
    Галкина Елена Львовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11888
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе