Инфоурок Информатика Рабочие программыФайловая система. Файлы, каталоги и маршруты в операционной системе

Файловая система. Файлы, каталоги и маршруты в операционной системе

Скачать материал

 

Технологическая карта занятия

 

 

Дисциплина:       Программное обеспечение компьютерной техники

Дата: __________________ Группа:_____________________________________________________

Урок №:         5-6

Тема занятия: Файловая система. Файлы, каталоги и маршруты

Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием файла, именем и расширением имени файла.

Задачи занятия:

Ø  Образовательная: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, действия над файлами..

Ø  Развивающая: Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

Ø  Воспитательная: Формировать устойчивый интерес к предмету.

Тип занятия: Урок формирования новых знаний и умений

Оснащение занятия:

a)      учебно-наглядное пособия: компьютеры, мультимедийный проектор

b)     раздаточный материал: электронные материалы, конспект в бумажном формате

c)      ТСО:

Ход занятия.

Организационный момент:

 I. Орг. момент. (1 мин)
II. Проверка и актуализация знаний. (2 мин)
III. Теоретическая часть. (13 мин)
IV. Практическая часть. (15 мин)
V.
Подведение итогов (2 мин)
VI.
Рефлексия(5 мин)
VII.
Д/з (2 мин)

Актуализация имеющихся знаний и умений обучающихся

Фронтальная беседа

1.      Когда появилось ОС MS DOS?

2.      Назовите составные модули ОС MS DOS?

3.      Какую функцию выполняет BIOS?

4.      Что такое утилита?

5.      Для чего нужны драйвера?

6.      Что выполняет boot. record?

7.      Что выполняет  io.sys?

8.      Что выполняет msdos.sys?

 

Виды и формы работы по усвоению нового материала

Теоретический материал

Основные понятия.

Каждое из устройств внешней памяти компьютера имеет свое имя. с: - имя жесткого диска; а: - имя гибкого диска; con - клавиатура и экран; prn – логическое имя принтера и т.д.

Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

Файл – это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти компьютера.

файл                                                  многоуровневую иерархическую файловую систему

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя и расширение. Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных ОС существуют различные форматы имен файлов. В ОC MS-DOS собственно имя должно содержать не более 8 букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных знаков, а расширение состоит из трех латинских букв. Например: proba.txt.

Типы файлов и расширений.

Тип файла

Расширения

Программы

exe, com

Текстовые файлы

txt, doc…

Графические файлы

bmp, gif, jpg, …

Звуковые файлы

wav, mid…

Видеофайлы

аvi, mov…

Программы на языках программирования

bas, pas, …

Файловая система.

На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой. Файловая система – это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог – линейная последовательность имен файлов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая система, которая имеет древовидную структуру.

Путь к файлу (маршрут). В маршрут входят записанные через разделитель “\” логическое имя диска и последовательность имен, вложенных друг в друга каталогов. В последнем каталоге этой записи содержится нужный файл.

Маршрут – последовательность каталогов, ведущая к нужному файлу. Виды: абсолютный (начинается с корневого, включая его), относительный (начинается от текущего, не включая его).

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

многоуровневую иерархическую файловую систему

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Для облегчения понимания этого вопроса воспользуемся аналогией с традиционным «бумажным» способом хранения информации. В такой аналогии файл представляется как некоторый озаглавленный документ (текст, рисунок и пр.) на бумажных листах. Следующий по величине элемент файловой структуры называется каталогом. Продолжая «бумажную» аналогию, каталог будем представлять как папку, в которую можно вложить множество документов, т.е. файлов. Каталог также получает собственное имя (представьте, что оно написано на обложке папки).

Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

А теперь полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера — это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик — аналог диска; в ящике — большая папка (корневой каталог); в этой папке множество папок и документов (подкаталогов и файлов) и т.д. Самые глубоко вложенные папки хранят в себе только документы (файлы) или могут быть пустыми.

http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/images/image1303.gif

Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:
C:\Рефераты\
C:\Рефераты\Физика\
C:\Рефераты\Информатика\
C:\Рисунки\

Команды работы с каталогами.

Ø  dir – просмотр содержимого каталога.

Общий вид: dir [диск] [маршрут] [имя файла] [/p] [/w]. Пример: dir а: - просмотр корневого каталога диска а:. Если каталог содержит много файлов и они не помещаются на экране, то используют ключи: /p – постраничный вывод на экран (dir c: \ windows / p), /w – вывод без дополнительной информации о файлах. Для обозначения группы файлов используют шаблон или маску. Например: dir *.txt – на экране увидим информацию о текстовых файлах текущего каталога.

Ø  cd – смена каталога.

Общий вид: cd [диск] маршрут

Ø  md – создание каталога.

Общий вид: md [диск] маршрут

Ø  rd – удаление пустого каталога.

Общий вид: rd [диск] маршрут

Ø  tree – просмотр “дерева” каталогов.

Общий вид: tree [маршрут]

Команды работы с файлами.

Ø  copy con – создание текстового файла.

Общий вид: copy con имя файла.

Пример: copy con n.txt ( ENTER)

Я учусь в выпускном классе (CTRL+Z, ENTER)

Ø  copy – команда копирования файла ( группы файлов ).

Общий вид: copy [диск] [маршрут] [имя файла] [диск] [маршрут] [имя файла]

Пример: copy n.txt а:\

Ø  del – удаление файла.

Общий вид: del [диск] [маршрут] имя файла.

Пример: del n.txt.

Ø  move – команда перемещения файла ( группы файлов ).

Общий вид: copy [диск] [маршрут] [имя файла] [диск] [маршрут]

Пример: move n.txt а:\

Ø  type – вывод содержимого файла на экран.

Общий вид: type [диск] [маршрут] имя файла.

Ø  ren – переименование файла.

Общий вид: ren [диск] [маршрут] имя файла старое имя файла новое.

Пример: ren а:\ n.txt m.doc

Режим работы экрана, клавиатуры.

prompt – изменение вида приглашения.

Prompt $p$g – восстановление обычного вида приглашения.

Стандартные расширения имен файлов

 

·         .ВАТ – командный файл для пакетной обработки;

·         .СОМ – командный файл для непосредственного исполнения;

·         .DAT – файл данных;

·         .DOC – файл документов или текстовой обработки;

·         .ЕХЕ – исполняемый файл;

·         .ТХТ – текстовый файл;

·         .CAL – таблица данных, полученная в пакете Supercalc;

·         .BMP – файлы графики;

·         .CLS – файлы электронных таблиц.

 

Первичное закрепление новых знаний, формирование умений, совершеноствование навыков

1. Заполнить карточки с функциями команд MS DOS.

dir

 

md

 

cd

 

rd

 

del

 

copy

 

ren

 

move

 

type

 

 

·         .ВАТ –

·         .СОМ –

·         .DAT –

·         .DOC –

·         .ЕХЕ –

·         .ТХТ –

·         .CAL –

·         .BMP –

·         .CLS –

Задание 2. На диске а:\ создайте “дерево” каталогов

http://festival.1september.ru/articles/506367/img1.gif

2. В каталоге ASTRA создайте файлы: info1.txt, содержание: “Свет, идущий от звезды, проходит долгий путь”; info2.txt, содержание: “У каждой звезды своя масса”; info3.txt, содержание: ”Солнце – желтая звезда”.

3. Скопируйте все файлы из каталога ASTRA в каталог DOCUMENT под тем же именем.

4. Скопируйте файл info3.txt из каталога ASTRA в каталог COLOR под именем solnze.doc.

5. Произведите конкатенацию всех файлов каталога DOCUMENT, результирующий файл создайте в каталоге PLAN и назовите info.doc.

Выполнение:

C:\> a:
а:\> md astra ( аналогично PLAN)
а:\>cd astra
а:\astra> md color ( аналогично MASSA)
а:\astra> cd \plan
а:\plan> md document
а:\plan>cd \astra
а:\astra> copy con info1.txt ( аналогично info2.txt, info3.txt )
а:\astra> copy *.txt \plan\document\*.txt
а:\astra> copy info3.txt \color\solnze.doc
а:\astra>cd \plan\document
а:\plan\document> copy *.txt \plan\info.doc

 

Поведение итогов занятия

Оценка знаний учащихся по пройденному материалу.

Рефлексия:

 

http://900igr.net/datas/informatika/Sistema-fajlov/0028-028-Refleksija-Otsenite-segodnjashnij-urok-0-net-1-da.jpg

 

Домашнее задание: Выучить материал своего конспекта. Подготовиться к тесту на следующем уроке. Повтор пройденного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание  1.

·         dir

 

·         md

 

·         cd

 

·         rd

 

·         del

 

·         copy

 

·         ren

 

·         move

 

·         type

 

·         .ВАТ –

 

·         .СОМ –

 

·         .DAT –

 

·         .DOC –

 

·         .ЕХЕ –

 

·         .ТХТ –

 

·         .CAL –

 

·         .BMP –

 

·         .CLS –

 

Задание 2. На диске а:\ создайте “дерево” каталогов

http://festival.1september.ru/articles/506367/img1.gif

2. В каталоге ASTRA создайте файлы: info1.txt, содержание: “Свет, идущий от звезды, проходит долгий путь”; info2.txt, содержание: “У каждой звезды своя масса”; info3.txt, содержание: ”Солнце – желтая звезда”.

3. Скопируйте все файлы из каталога ASTRA в каталог DOCUMENT под тем же именем.

4. Скопируйте файл info3.txt из каталога ASTRA в каталог COLOR под именем solnze.doc.

5. Произведите конкатенацию всех файлов каталога DOCUMENT, результирующий файл создайте в каталоге PLAN и назовите info.doc.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Файловая система. Файлы, каталоги и маршруты в операционной системе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Ø Образовательная: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, действия над файлами.. Ø Развивающая: Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить; Ø Воспитательная: Формировать устойчивый интерес к предмету.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 542 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.10.2020 872
    • DOCX 263.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богдашова Нина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богдашова Нина Николаевна
    Богдашова Нина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89174
    • Всего материалов: 211

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 179 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек