Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
"Лицей№
4» г. Перми
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на
научно-методическом совете Зам. директора по УВР Директор
протокол№ 1 __________/__________________/
______________ /Иконникова Г.Ф./
от «29»августа
2014г. «30» августа 2014 г «12» сентября 2014г. пр. СЭД-01-07-226
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ ЭКОНОМИКА»
Вид:
дополнительная общеобразовательная программа
Направление:
общекультурное развитие и воспитание
Составитель: Лунегова
И.В., учитель начальных классов
Пермь2014
Пояснительная
записка
Начальное экономическое
образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление
личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям.
Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое
потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать
осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение
денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара
и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться.
Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести
детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной
жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер
и подготавливает младших школьников к изучению экономического
компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология»,
«История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания спец
курса подчиняется следующим
принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления
младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с
которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу
актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности
ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам
социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является
развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и
перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших
школьников закладываются предпосылки для развития экономического
мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни,
создаются условия для приобретения ими элементарных экономических
представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются
основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего
школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших
классов является формирование начальных представлений об окружающих
экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели
предлагается спецкурс «Путешествие в страну Экономика» для учащихся 1 – 4
классов.
Общая характеристика
курса
Логика программы факультативного курса
представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким
образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения
последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Путешествие в страну
Экономика», ее изучение дает возможность:
• формировать у учащихся представление об
экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой
удовлетворения его потребностей;
• обеспечивать осознание младшими
школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами,
приложенных усилий с успешностью деятельности;
• развивать основы потребительской
культуры;
• расширять активный словарь учащихся,
включая в него экономические термины;
• мотивировать младших школьников
к учению средствами экономического материала;
• способствовать освоению на
информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель»,
«потребитель» и функций, их характеризующих;
• формировать бережливость, экономность,
трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих
знаний и образования для формирования нового информационного общества
и создания инновационной экономики;
Описание места курса в
учебном плане
Программой предусмотрено проведение
занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю,
со второго полугодия. Во 2-4 классах 1 ч в неделю. Используются как
групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел
программы предусматривает использования игровой и практической
деятельности: работа с текстами
и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и
имитационные, учебные задания.
Ценностные
ориентиры содержания курса
В процессе экономического образования
учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира,
воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека,
удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда,
познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным
отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли
денег как оценке результата труда людей.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения
При изучении курса ученики получают
знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи,
поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся
узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность,
бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно
относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей.
Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности,
уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность»
поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают,
как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей
семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
Метапредметные результаты
представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в
содержании программы
(раздел «Содержание обучения»).
Содержание курса
1 класс. Я и моя семья.
Семья – родственники, живущие вместе и
имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живем – место для
жизни семьи. Важность уюта,
целесообразного порядка. Хозяйство – все
имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения
домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость,
экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать качества людей, которых
можно назвать хорошим/плохим хозяином. Объяснять значение слов:
«экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
Игра «Генеральная уборка», «Я –
хозяин большого дома».
Мое и чужое.
Все, что принадлежит человеку – это
его собственность. Личные вещи человека. Собственность - это не только вещи,
но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек
становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает
одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать необходимость бережного
отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
Тема исследований: «Как
становятся собственниками». Игра «Страна
Обмения».
Почему люди трудятся .
3Труд – это полезная деятельность людей.
Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая работа,
интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность
труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения
хозяйства. Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог
будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать важность и необходимость
труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять
бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять действия
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в
художественный музей. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается
произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в
моей семье».
Все работы хороши.
Каждый человек имеет профессию –
работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают
профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой,
с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с
бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди
получают профессию.
Универсальные учебные действия:
Уважать труд людей разных профессий.
Классифицировать профессии по предмету труда.Рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы
проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать
мастером своего дела»
К концу обучения в первом классе ученик
узнает:
- что такое собственность;
- почему все люди трудятся;
- какие бывают профессии;
- как нужно относиться
к своей и чужой собственности.
К концу обучения в первом
классе ученик сможет научиться
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому
труду, труду в уголке природы
Календарно-тематическое
планирование
«Путешествие
в страну Экономика»
в 1 классе 33ч
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения
|
1.
|
Я и моя семья.
|
1
|
|
2.
|
Семья – родственники, живущие вместе и
имеющие общее хозяйство. Состав семьи
|
1
|
|
3.
|
Дом, в котором мы живем «Я – хозяин
большого дома».
|
1
|
|
4.
|
Хозяйство Экономика как правила ведения
домашнего хозяйства
|
1
|
|
5.
|
Качества, присущие хорошему хозяину:
бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
|
1
|
|
6.
|
Игра
«Генеральная уборка»,
|
1
|
|
7.
|
Мое и чужое.
|
1
|
|
8.
|
Личные вещи человека.
|
1
|
|
9.
|
Собственность. Как человек становится
собственником
|
1
|
|
10.
|
Как нужно относиться к своей и чужой
собственности. Игра «Страна Обмения».
|
1
|
|
11.
|
Тема исследований: «Как
становятся собственниками».
|
1
|
|
12.
|
Почему люди трудятся . Пословиц ы и
поговорки о труде.
|
1
|
|
13.
|
Безделье, праздность, леность –
предмет осуждения. Сюжетно-ролевые игры.
|
1
|
|
14.
|
Ценность труда людей разных
профессий. Экскурсия в школьную столовую.
|
1
|
|
15.
|
Учебный труд как источник знаний и залог
будущего мастерства. Экскурсия в библиотеку.
|
1
|
|
16.
|
Проявлять бережное отношение к вещам,
предметам труда людей. проект «Что и как производят на заводе»
|
1
|
|
17.
|
проект «Что и как производят на заводе»
|
1
|
|
18.
|
Экскурсия в художественный музей.
|
1
|
|
19.
|
проект: «Как создается произведение
искусства»,
|
1
|
|
20.
|
Работа по проекту«Как создается
произведение искусства»,
|
1
|
|
21.
|
проект
«Трудовые награды в моей семье
|
1
|
|
22.
|
Работа
по проекту«Трудовые награды в моей семье
|
1
|
|
23.
|
Представление
результатов по реализации проектов
|
1
|
|
24.
|
Все работы хороши.
|
1
|
|
25.
|
Какие бывают профессии по
предмету труда Как люди выбирают профессию.
|
1
|
|
26.
|
Профессии членов семьи. Как люди
получают профессию.
|
1
|
|
27.
|
Встреча с человеком интересной
профессии.
|
1
|
|
28.
|
Рисование на тему профессий.
|
1
|
|
29.
|
проект: «Профессии в моей семье»,
|
1
|
|
30.
|
Реализация проекта
|
1
|
|
31.
|
Представление
результата по проекту
|
1
|
|
32.
|
проект
«Как получить профессию и как стать мастером своего дела»
|
1
|
|
33.
|
Представление
результата по проекту. Итоговое занятие
|
1
|
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Смирнова
Т.В. Учебник. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и
задачках. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2009
- Смирнова
Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей: задачник-рабочая
тетрадь по экономике. 1 класс в 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
- Смирнова
Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу
«Экономика». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательcкий дом
«Федоров», 2009
- Смирнова
Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009
- Смирнова
Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к
задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее
друзей». - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная
литература», 2009
- Золотарева
Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых
Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда
для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://
www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной
системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа :
http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная
школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5.
Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический
словарь»,
6. Я
иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.
1september.ru/urok
Технические
средства обучения.
1.
Персональный компьютер.
2.
Мультимедийный проектор.
3.
Интерактивная доска
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.