Факультативное занятие
«Развитие творческих способностей»
Тема «Игры со словами»
Цель:
ü учить анализировать
структуру слова, чувствовать слово, вырабатывать
умение мыслить нестандартно;
ü развивать творческое мышление,
речь, внимание, сообразительность память;
ü обогащать словарный запас слов;
ü воспитывать коллективизм
Оборудование: ноутбуки, презентация «Ребусы», карточки
со словами и числами, раздаточный материал «Круговые слова», мяч.
Ход занятия
I.
Организационный
момент (1 – 2 мин)
- Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь. Мне приятно видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Я
думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам радость общения друг с другом.
II.
Подведение
к теме занятия (3 мин)
- Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо разгадать
анаграмму.
- Знаете ли вы значение слова «анаграмма»? (Выслушиваю
предположения)
- Давайте, ребята, заглянем в толковый словарь и найдем
разъяснение значения этого слова.
(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача:
образование из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).
- Поменяйте местами буквы так, чтобы получилось название
нашей темы.
и р ы г ос о в и с а л м (Игры со словами)
- Вы любите играть?
- А знаете ли вы, какие либо игры со
словами? (Выслушиваю детей)
- Существует огромное количество игр
со словами все они очень интересны и познавательны.
- Для чего надо уметь играть со
словами? (выслушиваю высказывания детей)
- Не секрет, в любом виде
деятельности – в игре, труде или учебе – человеку постоянно нужны
сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, логически мыслить.
Эти важные качества нужно воспитывать и постепенно развивать решениями
различных задач, в том числе и играя со словами.
III.
Игра
на внимание «Мальчики или девочки?» (3 мин)
- Наша первая игра называется «Мальчики
или девочки», я буду читать строчки стихотворения, а вы должны их правильно
закончить словом «мальчики» или «девочки», будьте очень внимательны, чтобы не
попасть в «ловушку».
Весной
венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только … (девочки)
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у … (мальчиков)
Коньки на льду чертили стрелочки,
Весь день в хоккей играли … (мальчики)
Болтали час без передышки
В цветастых платьицах … (девчонки)
При всех померяться силенкой
Не прочь всегда одни … (мальчишки)
Бояться темноты трусишки
Все как один, одни … (девчонки)
- Понравилась вам игра?
- Какими следует быть, чтобы не
ошибаться в этой игре? (Надо быть внимательными)
- А надо ли быть всегда
внимательными? Почему? (Чтобы правильно выполнять задания, при объяснении
учителя, при соблюдении ПДД и т.д.)
- Какой можно сделать из этого вывод?
(Быть внимательным необходимо каждому человеку.)
IV.
Упражнение
«Имена и числа в словах» (5 мин)
- Есть в русском языке слова, внутри
которых прячутся другие слова. Это могут быть имена, числа и просто маленькие
слова. Например, в слове «аквариум» спрятано слово «ум», в слове «поляна» -
«пол». Мы привыкли к этим словам и не замечаем других слов внутри. Эти слова
похожи на матрешки, когда внутри большой матрешки прячутся маленькие. С такими
словами – матрешками можно поиграть.
- Прошу вниманья, тишина:
Из слов сбежали имена!
Вы только посмотрите –
Их больше нет внутри.
Слова вы отыщите,
На место их верните!
(На доске карточки со словами и
именами, из которых «убежали» имена. Следует их восстановить, вставив
соответствующие имена.)
- Соедините линиями слово и
пропущенное имя.
С….р, п…т, ав….т, ….шка, ж…ф,
ав….шина, кастр…, кварт…, сере…., п…на, ма….
Толя, Ира, Оля, Тома, Рома, Дина,
Юля, Лина.
(Ответы: столяр, пират,
автомат, ромашка, жираф, автомашина, длина,
кастрюля, квартира, середина, поляна, малина)
- Молодцы! Вы справились с заданиями.
V.
Упражнение
«Математический диктант» (3 мин)
- Мы начинаем поиск снова,
Без чисел – непонятно слово.
Число пропавшее найдите,
В слова обратно приведите!
- В словах спрятались числа, их нужно
услышать и показать карточку с правильным числом.
Называю слова: смородина,
просто, столица, стриж, смотри, пустота,
господин, ухитрится, столько, семья, подвал,
сороки.
- Молодцы!
- Какие знания и умения вы применили,
играя в эту игру? (Умение читать, знание чисел, правила правописания)
- Чему еще можно научиться, играя в
«словесные матрешки»? (Расширить словарный запас, грамотно писать, при
решении математических задач, правильном счете
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. Игра «Замени
букву» (3 мин)
- Я буду называть слово и бросать мяч
одному из вас, а вы должны заменить одну букву в этом слове так, чтобы
получилось новое слово. Например: соль – моль и т.д.
Букву можно заменить в любом месте:
в начале слова, середине или в конце. Тот, кто не сможет назвать слово –
считается проигравшим и должен отвернуться.
( зуб – дуб; дочь
– ночь, дичь; винт – бинт; щука - щека, мука;
норка - горка, ножка; вёз – воз; дело – депо,
село)
VI.
Работа
в парах. Игра «Круговые слова» (7 мин)
- Давайте поработаем в парах. Я
раздам каждой паре карточку, где по кругу будут записаны буквы. Каждая пара
должна будет найти как можно больше слов и записать их, но следует соблюдать
условие: буквы нельзя переставлять, читать слова можно в любом направлении,
начиная с любой буквы.
(Сок, кол, колесо, лес, лесок, село,
око, сокол, осел и т.д.)
Проверяем получившиеся слова.
- Трудно ли было вам находить слова?
Почему было легко? (Мы работали в паре и могли друг другу помочь, подсказать)
- Как вы считаете, ребята, нужно ли
играть в подобные игры? Почему? (игра учит грамотному письму, развивает
внимание, память, расширяет словарный запас)
- Где нам могут пригодиться все эти
умения? (на уроках русского языка, литературного чтения, математики)
VII.
Шарады
(7 мин)
- Вы чудесно справились со всеми
заданиями. И сейчас я хочу предложить вашему вниманию еще одну игру. Мы будем
разгадывать шарады.
- Знаете ли вы, что означает слово
«шарада»? (Выслушиваю предположения)
Давайте найдем в толковом словаре объяснение значения
этого слова.
(ШАРАДА - это одна
из распространенных игр со словами, загадка, в которой загаданное слово делится
на несколько частей — отдельных слов; сначала предстоит отгадать эти слова, а
потом составить из них новое, более длинное. Как правило, такая загадка
поэтическая. Например, из слов «приз» и «рак» получается слово «призрак»,
из ноты «фа» и слова «фасон» получается слово «фасон» и т.д.)
Начало
— буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое всегда жужжит
И над полянами кружит. (Ш — мель)
Мое начало — голос птицы,
Конец лежит на дне пруда,
А всю меня, коль захотите,
В музее встретите всегда. (Кар — тина)
На первом часовой стоит,
Второе вечно зеленеет.
Ну а на целом каждый спит,
Как только за окном стемнеет. (Пост — ель)
Начало слова — это нота,
Затем — оленя украшенье,
А вместе — место поворотов
И оживленного движенья. (До — рога)
Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растет над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой. (Пар – ус)
- Как вы считаете, надо ли уметь разгадывать шарады? Почему? (Развивают
внимание, сообразительность, обогащают словарный запас, учат логически мыслить)
- Где нам могут пригодиться эти
навыки?
VIII.
Работа
в группах. Отгадывание ребусов (10 мин)
- Вы очень хорошо разгадывали шарады.
А можете ли вы разгадывать ребусы?
- Поясните значение этого слова. (Выслушиваю
детей)
- Давайте обратимся к толковому
словарю и найдем там объяснение значения этого слова.
(РЕБУС – это загадка, в которой искомое
слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.)
-
Знаете, ребята,
что ребусы очень полезно разгадывать. Они развивают логическое
образное мышление, учат вас нестандартно воспринимать графическое изображение,
а также тренирует зрительную память и правописание. И в это вы сейчас
убедитесь.
Разгадывать ребусы мы будем в
группах.
- Для чего нам нужно работать в
группе? (Учимся общаться, работать дружно, помогать друг другу.)
- Правильно, работая в группе, вы в
первую очередь учитесь взаимодействовать друг с другом.
Каждой группе, а их сегодня будет 3, следует разгадать по четыре
ребуса, ответы – записать под ребусом. Работать мы будем с ноутбуками. Когда вы
разгадаете первый ребус и руководитель группы запишет ответ, следует нажать на
клавиатуре стрелку , для перехода к следующему ребусу. После выполнения задания
каждая группа назовет отгаданные слова. Ребусы будут одинаковыми для всех
групп, поэтому работаем тихо, чтобы группы не услышали ваши решения.
- Перед тем как приступить к работе,
давайте повторим алгоритм разгадывания ребусов:
1. Названия всех изображенных
предметов следует читать в начальной форме (кот, дом и т.д.)
2. Изображенный предмет может иметь
несколько названий (глаз – око, нога – лапа и т.д.)
3. Расшифровывать ребус следует по
частям.
4. Запятая слева от слова – надо
убрать букву вначале слова, справа – букву убираем в конце. Сколько запятых,
столько букв и надо убрать.
5. Для замены букв используют
равенство: например, с=п – значит надо букву с заменить на п
6. Перевернутое изображение означает, что слово
следует читать справа налево. (кот – ток)
(Делю на 3 группы, назначаю
руководителей групп. После работы проверяем полученные слова, сравниваем
результаты, если есть ошибки – анализируем, доказываем правильность ответов)
IX.
Итог
занятия. Рефлексия ( 2 мин)
- Зачем нужно играть со словами? (Играть
со словами интересно, полезно, они развивают нашу речь, расширяют словарный
запас, учат нас грамотному письму, развивают логическое мышление,
сообразительность.)
- Если наше занятие было для вас
интересным, полезным, познавательным – прикрепите на доску под синим большим
кругом ваши маленькие синие кружки.
- Если занятие вам показалось не
очень интересным и занимательным – прикрепите желтые кружки под большим желтым
кругом.
- Ну, а если вам было не интересно,
скучно и занятие вам совсем не понравилось, то прикрепите красные кружки под
большим красным кругом.
(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача:
образование
из одних и тех же букв
различных слов или словосочетаний).
________________________________________________________________________
(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача:
образование
из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).
_________________________________________________________________________
(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача:
образование
из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).
_________________________________________________________________________
РЕБУС
– это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены
комбинацией
фигур, букв или знаков.
_________________________________________________________________________
РЕБУС
– это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены
комбинацией
фигур, букв или знаков.
_________________________________________________________________________
РЕБУС
– это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены
комбинацией
фигур, букв или знаков.
____________________________________________________________________________________________
ШАРАДА
- это одна из распространенных игр со словами, загадка, в
которой
загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов;
сначала предстоит
отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило,
такая загадка поэтическая.
________________________________________________________________________
ШАРАДА
- это одна из распространенных игр со словами, загадка, в
которой
загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов;
сначала предстоит
отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило,
такая загадка поэтическая.
________________________________________________________________________
ШАРАДА
- это одна из распространенных игр со словами, загадка, в
которой
загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов;
сначала предстоит
отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило,
такая загадка поэтическая.
________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.