Факультативное занятие 3 класс.
Ломакина
Галина Михайловна,
МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,
г. Архангельск.
Тема: Развитие
осязания и мелкой моторики.
(И.Кант
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»)
«Медведи в гостях»
Цель:
развитие двигательных и познавательных способностей, совершенствуя моторное
развитие тонкой ручной моторики и осязания.
Задачи:
- формирование
мелкой моторики через сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью;
- развитие и
активизация мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения;
- развитие
тактильных ощущений и осязательного восприятия предметов;
- развивать умение
общаться, работать в парах и микрогруппах;
Оборудование:
1. Корзина и
ягоды.
2. На партах:
карандаши, листы в клетку, снежки из ваты, счётные палочки, тренажёрный мячик,
3. Картинки
медведей: белый и бурый.
4. Таблички слов:
всеяден, шатун, берлога, белый, гризли,
малайский, панда, коала.
5. Мягкие игрушки:
бурый мишка, белый мишка, маленький мишка.
6. Таблички для
физкультминутки «изобрази движение».
7. Светящиеся
снежинки на стенах.
8. Крупные части для
снеговика.
9.Трафареты для
слепых: ягод, медведя, снеговика.
10. Тренажёр
“Гвоздики».
11. Маски медведя.
12. Книги:
энциклопедии из серии «Обитатели Земли»:«Животный мир Америки», «Животный мир
Европы», «Животный мир Азии», «Животный мир Австралии».
ХОД УРОКА:
I. Организационный
момент:
-
Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу и начнём работать….
1)
Стих: В зимний день мы на прогулку
Собраемся пойти.
Праздник к нам спешит сегодня
Нужно путь к нему пройти!
2)
Дыхательная гимнастика. Наполним лёгкие кислородом:
●
-вдох - выдох
-вдох - выдох (порциями)
- вдох (задержка) – выдох
3)
Разогреем пальчики для работы:
●
«Пальчики здороваются»
Здравствуй, зима!
Здравствуй, снежок!
Здравствуй, холодный ветерок!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, солнце!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
●
«Как живёте?»
-
Как живёте в краю родном?
-
Вот так! (большой палец)
-
Как идёте?
-
Вот так! (двумя пальцами одной руки «шагаем» по другой руке)
-
Как бежите?
-
Вот так! (локтями двигаем, как при беге)
-
Ночью спите?
-
Вот так! (ладони соединить вместе и кладём на них голову)
-
Как берёте?
-
Вот так! (руки вперёд, кисти вниз)
-
Как даёте?
-
Вот так! (руки вперёд, ладони вверх)
-
Как шалите?
-
Вот так! (надуть щёчки и кулачками легко ударить по ним)
-
Как грозите?
-
Вот так! (пальчиком друг другу)
II. Практические
упражнения:
1) На
доске тема «Развитие осязания и мелкой моторики рук»
- Зачем нам нужны
занятия по развитию моторики и осязания?
2)
Загадка: Кто в лесу огромней всех?
У кого богатый мех?
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью видит сны? (бурый
медведь)
(Вывешивается
таблички - слов и картинка медведя на доску)
- Где живёт? - Как
проводит зиму?
- Как называется
жилище? (берлога)
- Чем питается?
(ягоды, рыбу, сладкие корешки, мёд) (всеяден)
- Кто такой
медведь – шатун?
- Каких медведей
ещё знаете? (белый, гризли, бурый,
малайский, панда,
коала)
3) -
Какие сказки знаете, где встречается медведь?
- А
мультфильмы?
К нам тоже в гости
пришёл медвежонок (мягкая игрушка).
Поздоровайтесь с
ним (тактильно).
Физкультминутка: (про
медвежат – два ребёнка в масках, изображают движения).
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Лапы выше поднимали
4)
( Подготовим руку) Упражнение для рук с карандашом:
- покатать между
ладонями;
- вставить между
пальцами черед один и сжать кулак;
- покрутить
карандаш между двумя пальцами;
- покатать
карандаш на парте.
5) Медвежонок
принёс вам задания: (Под Новый год
совершаются чудеса и карандаш превращается в волшебный, который нарисует портрет.
А кого, увидите сами).
- Возьмите листок в клетку и карандаш. (Дети хором читают стишок о
правильном положении листка при работе и правильном держании карандаша.)
- Графический
диктант. (слепые обводят трафареты)
1↓, 1 ←, 6 ↓, 2 →,
1 ↓, 3 ←, 2 ↓, 3 ←, 2 ↓,
3 →, 7 ↓, 1 →, 3
↓, 1 ←, 1 ↓, 4 →, 4 ↑, 2 →,
4 ↓, 4 →, 1 ↑, 1
←, 3 ↑, 1 →, 7 ↑, 3 →, 2 ↑,
3 ←, 2 ↑, 3 ←,
1 ↑, 2 →, 6 ↑, 1 ←, 1 ↑,
2 ←, 1 ↓, 2 ←, 1
↑, 2 ←.
Получается
медвежонок. Дорисовать глазки, носик, воздушный шарик.
- Повести свой
портрет Мишки на доску.
6)
Дети стоят кружком.
- Какими ягодами
любят лакомиться медведи?
Массаж
пальцев «Малина»:
С веток ягоды
снимаю, (левая рука согнута и поднята)
Ягод очень много!
(кисть опущена – это ветка с ягодами)
Соберу их
понемногу (правой рукой: пальцы собраны в
щепотку, собираем ягодки)
И попробую…
- Найдите
ягодки по классу и положите в корзину.
Дети собирают
ягоды в корзиночку. Дарят её мишке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(под музыку «Где – то на белом свете»):
- двигательная
(изображаются движения)
7)
Игра на честность (закрытые глаза - ощупывание):
Учитель подносит
игрушку каждому ученику и задаёт различные вопросы по частям тела:
- Какой предмет:
большой или маленький?
- Из каких частей
состоит?
- Сравни по
размеру голову и туловище…
- Чем покрыто
тело?
- Сколько ног?
- Какие лапки?
- Есть ли хвост?
- Найди ушки.
Какие они?
- Найди глазки.
- Есть ли хвост?
Найди его.
- Найди носик.
- Что на шее?
- На что похоже?
Дети отвечают и
ощупывают игрушку.
- Кого
представили? (белый медведь)
- Где он живёт,
чем питается? (рыба, котики, тюлени…)
8) Белый
Мишка приготовил тоже задание:
Работа со счётными
палочками. Выложить на парте ёлочку, ведь скоро самый красивый праздник.
Физкультминутка
для глаз: Найдите глазками снежинки,
которые белый Мишка развесил по классу (светящиеся снежинки, выключить свет).
9) Тренажёр
«Гвоздики».
- Выложить с
помощью резинок узор СНЕЖИНКУ.
10)
Белый медведь привёл с собой маленького медвежонка.
- Как его зовут?
(Умка)
Умка
любит игра в снежки:
- скатать снежок;
- перекладывание
из правой руки в левую;
- крепко сжать в
кулаке;
- положить на
парту и катнуть к соседу (и наоборот);
- положить на
парту и попытаться поднять его локтями;
- КОМАНДЫ
«Белые» и «Бурые»: бросить в цель на доске.
11) Погреем
руки после снежков игольчатым шариком.
12)
Работа коллективная: (Слепые ощупывают пластмассовых снеговиков)
Из больших частей
(на полу) сложить снеговиков на фланелеграфе.
III.Итог:
1) Дети
встают в круг:
Возьмёмся за руки
И встанем все по кругу,
Чтоб передать своё тепло друг другу.
И пусть частичка вашего тепла
Вас греет всюду и всегда
2) Попрощайтесь
с медведями.
- Что вы хотите пожелать всем на Новый год?
(Дети говорят по одному слову и передают медвежонка соседу)
3) Рефлексия:
- Встаньте, кому понравилось работать на
занятии.
- На столе лежат вырезанные ладошки детей
(заранее) разного цвета. Сложить из них ёлочку на фланелеграфе (или с помощью
магнитиков)
Зелёная
– было легко и интересно;
Жёлтая
– было немного сложно;
Красная
– было трудно.
Спасибо
за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.