Факторы, негативно влияющие на формирование ключевых
компетенций школьников.
«Главным ресурсом развивающегося общества являются
люди,
не столько подготовленные, сколько развивающиеся
непрерывно»
П.Г.Щедровицкий
Согласно Положения
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций,
определяющих современное качество образования». В связи с этим в современном
педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально
компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Возникает
вопрос, что же такое компетенция? Компетенция - это определенная область
окружающей действительности или деятельности. Способность, или лучше сказать
умение осуществлять действия в той или иной области или различных областях на
основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называют
компетентностью. Другими словами, компетентность – способность установить и
реализовать связь между “знанием-умением” и ситуацией.
Каждый ученик в
процессе учебной деятельности формирует у себя основные компетенции. Однако, в
современной школе с прекрасным техническим оснащением, наличием ТСО и
красочных, четких пособий, есть причины, мешающие формированию данных
компетенций. В процессе обучения предметные цели доминируют над
интегрированными, то есть на уроке внимание заостряется на предметный материал,
а не на связь с другими дисциплинами, жизнью, опытом педагога. Это мешает
развитию личности учащегося, он узок по знаниям в предметной области, а
значит, менее компетентен. В процессе обучения элементарные умения и навыки
вытесняют деятельностный подход, что также мешает формированию ключевых
компетенций. Во многом зависит и наличие компетенции самого учителя на уроке.
Зачастую отсутствует компетентностный подход в обучении.
Также
авторитаризм в отношениях между учителем и учащимися не уступают место
сотрудничеству, партнерству в учебной деятельности. Все эти причины влияют на
формирование ключевых компетенций учащихся. Частыми причинами являются
примитивный или совсем отсутствующий план урока. Сегодняшний темп жизни
определяет темп урока, он очень быстрый, живой, постоянно меняющийся. В таком
темпе придерживаться четко плана невозможно, знания учеников разные, усвоение
различное. Отсутствие плана урока должным образом сказывается на формировании
ключевых компетенций у учащихся – они развиваются медленно или отсутствуют. Также
на формирование компетенций у учащихся часто влияет равнодушие
учителей-предметников к пропускам уроков. Пропущенные уроки никто не сможет
восполнить (кроме дополнительных! занятий или самостоятельного обучения).
Расхождение поставленных целей на урок с формами и методами преподавания, а
также из-за формального отношения педагога к своей квалификации негативно
влияет на формирование компетенций. Учитель безразличен к предмету, дает
знания из учебника, нет дополнительных сведений, нет интереса к предмету. В
такой ситуации, в таком подходе нет развития компетенций, нет развития
предметной компетенции, информационной, продуктивной, нравственной,
автономизационной компетенций.
Специфика
развития ключевых компетенций состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”,
кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия прохождения данного
знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения поставленных
задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая
исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. В нынешней
образовательной ситуации выпускники кроме знаний, умений и навыков, полученных
в условиях предметно-ориентированного обучения должны получить определенные
умения и навыки для включения в дальнейшую жизнедеятельность, умеющие решать
жизненные и профессиональные проблемы в определенных условиях. Для этого в
учебный процесс необходимо включать такие принципы обучения, как ориентация
учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за
результаты своей деятельности: проектная методика, реферативный подход,
рефлексия, интеграция, развивающее обучение, дифференцированное обучение,
исследовательский метод и т.д. В такие технологии обучения для развития
ключевых компетенций можно включать усиление практической направленности
образовании (деловые, имитационные игры, встречи, дискуссии).
«Плохой учитель
преподносит истину, хороший – учит ее находить», а для этого сам учитель должен
обладать педагогической компетентностью, быть творческим, предприимчивым
человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, владеть
методиками своего предмета.
На сегодняшний
день учителя должны вырастить, обучить, воспитать личность такого уровня,
чтобы она смогла найти выход из любой проблемной ситуации, выбрать рациональный
способ решения, отстояв свой выбор.
Главной целью
является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать
творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в
собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Этого можно
добиться, если с самого начала обучения формировать ключевые компетенции
учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.