- 03.10.2020
- 12683
- 290
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Фактор семейных традиций играет большую роль в процессе изучения истории.«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».
Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.
Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.
Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…
Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?
К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?
После длительных раздумий поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.
Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.
Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:
Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.
Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века. Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).
За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».
Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».
Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:
«Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).
Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.
«Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».
«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».
Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.
Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.
Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…
Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?
К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?
После длительных раздумий поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.
Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.
Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:
Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.
Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века. Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).
За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».
Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».
Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:
«Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).
Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.
«Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».
«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».
Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.
Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.
Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…
Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?
К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?
После длительных раздумий поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.
Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.
Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:
Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.
Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века. Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).
За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».
Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».
Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:
«Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).
Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.
«Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».
«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».
Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.
Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.
Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…
Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?
К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?
После длительных раздумий поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.
Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.
Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:
Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.
Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века. Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).
За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».
Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».
Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:
«Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).
Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.
«Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».
«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла». Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных ум
6 664 711 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жолтикова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.