Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
г. Гагарин Смоленской области
Конспект
урока
ВНЕКЛАССНОГО
ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
ПО
РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"
Автор работы:
заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Познакомиться с
жанром святочного (рождественского) рассказа;
2. Проследить, как
система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
3. Подумать, что
означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
на доске - два ангела, рождественская елка, записаны слова: Рождество, Иисус
Христос, Вифлеем, вертеп, Ирод, Святое Семейство, рождественский рассказ.
ПЛАН
УРОКА:
1.ОРГМОМЕНТ.
СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
2.СЛОВО
ОБ АВТОРЕ.
3.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.
4.ЧТЕНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».
5.
Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"
6.
Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.
7.ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
8.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ХОД
УРОКА:
1. ОРГМОМЕНТ.
СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
-
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того,
чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в
волшебных владениях Русского слова - русской классики.
Наше
путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его
рассказу "Мальчик у Христа на елке".
2.
СЛОВО ОБ АВТОРЕ.
-
Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для
чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с
болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.
Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал,
что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой -
голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.
Сегодня
мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как
система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные
категории: вера, милосердие, сострадание.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА …
- Зимней ночью, за
два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в
завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали
столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный
ратью Ангелов…
3. СООБЩЕНИЕ
УЧЕНИКА.
- Золотая, ясная
многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От
восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.
Правитель
Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране
новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в
пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов
одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть
над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков
младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.
Той же ночью,
через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.
Самая тихая, самая
светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь
раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
- Русский поэт
Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое
Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу
"Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта я
предложила вам выучить…
4.ЧТЕНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда»
заранее подготовленным учеником
В холодную пору, в местности,
привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности
более чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир
спасти;
мело, как только в пустыне
может зимой мести.
желтый пар
из воловьих ноздрей,
волхвы - Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И Точкой была
звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие
облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого его конца,
звезда смотрела в пещеру.
И это был взгляд Отца.
5. Анализ рассказа
"МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"
- Рассказ, который
вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру
святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова,
длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти
дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного
рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже
самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило,
хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской
аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого
рассказа мы встречаемся с чудом.
Запишем
определение.
Рождественский
рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие
или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал -
хороший.
Вы, наверное,
заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что "
все это могло случиться действительно".
- А почему
Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую
сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор
считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)
- Достоевскому
важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
- В рождественском
рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что
определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк
"отказывается" от вымысла.
6. Анализ
композиции, ее изобразительно - выразительных средств.
- Обратимся к
сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий,
происходящих в рассказе.
1.Знакомство
с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик
в городе.
3.Чудо
за большим стеклом.
4.Смело
отворил дверь и вошел.
5.Копеечка
выкатилась и зазвенела.
6.Куколки
в окне.
7.Обидели.
8.Чужой
двор.
9."Пойдем
ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова
ёлка".
11.Маленький
трупик.
- Такая
последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у
Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа.
Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
- Что такое
композиция? Что образует композицию данного рассказа?
(
Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части
рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)
-Итак, завязкой в
данном рассказе служит эпизод… ( Знакомство с героем рассказа)
-Развитие
действия… ( Мальчик в городе. Картины, которые он там
увидел.)
- Самым ярким
эпизодом в рассказе является эпизод… ( Когда тихий голос приглашает
мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)
- Это кульминация
рассказа. А развязка? ( Мальчик умирает.)
- Композиция обуславливает
настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное,
лучезарное), его "эмоциональное движение". УЧИТЕЛЬ показывает
композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.
- Обратимся к
началу рассказа и найдем описание главного героя ( "…был в подвале
мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в
какой-то халатик и дрожал).
- Достоевский
очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что
наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет
семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это
"безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим
человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем
первые выводы о его характере.
- Что вы можете
сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
(Этот
мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен.
Можно сказать, решителен.)
- Чтобы читатель
мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует
пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где
живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как
блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
- Какое чувство
вызывают картины этого ужасного подвала? ( Чувство брезгливости,
безысходности, тупика.)
- В рассказе
Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу,
шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти
разные. Город нарисован так… ( "Какой здесь стук и гром, какой свет и
люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная
зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это
елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом…
куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие,
смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
- Как вы думаете,
почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично
нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)
- Запишем в
тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".
Портрет -
изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики
героя.
Пейзаж - изображение
в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает
определенное, нужное автору настроение.
- Кроме портрета и
пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например,
художественная деталь.
Художественная деталь
- изображенная или выразительная подробность художественного произведения;
служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в
тетрадь).
- Вспомните, во
что был одет мальчик? (В халатик.)
- Именно. Слово
употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор
жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался
и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку
"копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".
- Почему Достоевский
акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на
это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать
пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)
- Доля правды есть
в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от
чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что
дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
- Что чувствовал
мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости
были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой;
его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал
музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)
-Но "пальчики
на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не
сгибаются, ими больно пошевелить".
- Какие глаголы
употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил,
заплакал, побежал".)
- Он убегал, как
мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает
сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
- Попробуйте
описать "запах бедности" и "запах сытости", используя
фрагменты рассказа. ("Запах бедности": душный сырой
подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
"Запах
сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)
- Эти
"запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды
обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа
на ёлке".
- Что удивляет
героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий
голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал,
ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он
увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него
кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что
это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что
девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как
у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему
здесь хорошо…)
- Мы провели с
вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для
понимания авторского замысла рассказа.
-Как вы думаете,
для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот
рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как
несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые.
Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда
голодаешь и мерзнешь.)
- Для
Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так
в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так
важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда
он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
УЧЕНИК:
Святая
Пречистая Дева
Вместила
Создателя в плоть,
Чтоб
в каменном сумраке хлева
На
землю явился Господь.
И
небо к земле преклонилось,
Звезда
озарила восток,
Чтоб
Новым заветом свершилось
Открыть
людям Вечный Чертог.
Так
Троица в Истинном свете
Явила
любовь естеству.
Великое
таинство это
Возносит
хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)
- В начале урока
я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер.
Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
- А вы как
считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( "Мне все кажется и
мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило
в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло
ли оно случиться или нет".)
- Это Достоевский
предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если
веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет
- вот что главное.
- Милосердие…Что
означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие
- это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным
правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").
- Запишем
в тетрадь, что такое "милосердие".
Милосердие -
готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать -
жалеть, сочувствовать.
7.ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
УРОКА.
1.Рождественский
рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие
или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал -
хороший.
2.Портрет, пейзаж,
интерьер, описание среды обитания, художественные детали - система средств,
соответствующая авторскому замыслу.
3.Вера,
милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности.
8. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ:
- Если вас
заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие
художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками",
Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор".
- У вас на столах
лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со
словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося
на Рождественскую ёлку. (Дети "украшают" ёлку).
Рождество
- светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня
подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы
у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются
в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С
праздником Рождества!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.