Концептуальные
основы модульного курса «Наш дом - Югра».
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основной образовательной программы основного общего образования
образовательными учреждениями. Стандарт разработан с учетом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Этнокультурный компонент является важной составляющей образовательного процесса
в условиях реализации стандарта, он обладает огромным образовательным и
воспитательным потенциалом в решении задач духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования,
становление их гражданской идентичности; сохранения и
развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа Российской Федерации.
Модульный курс «Югра –
наш дом» на ступени основного общего образования занимает особое место и
призван обеспечить сквозную надпредметную и межпредметную логику познания
обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо - культурной
специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов
гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность
приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории,
традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание
процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени
позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно
взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. Программа
модульного курса ориентируется на поликультурный контингент учащихся и
родителей. Поэтому на всех предметах и во внеурочной деятельности
осуществляется диалог культур, реализуемый через содержание
программного материала, уклад школьной жизни, организацию полноценного
поликультурного общения. Следовательно, к первостепенным концептуальным
основам курса следует отнести:
1.
обоснование особого содержания этнокультурного
образования, обеспечивающее личности возможность самоиндентификации как
представителю той или иной этнической культуры, подготовить к вступлению в
равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, способствовать
включению в современные мировые общецивилизационные процессы, приобщиться к наиболее универсальным знаниям,
охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества;
2.
определение вариативности этнокультурной
составляющей образования, которая может реализовываться в форме основных и
дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и
интегрированных курсах, с использованием всего разнообразия современных
образовательных технологий;
3.
признание необходимости разработок учебных
планов и программ по предметам этнокультурного образования как перспективного
направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания
основного общего образования.
Цель курса: обеспечить познание обучающимся своего
жизненного пространства, его природной, социо - культурной специфики,
формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской
ответственности, эколого -этнической культуры.
Особенности курса:
модульный курс «Наш дом - Югра» является авторским трудом учителей МКОУ «Нижне
– Нарыкарской СОШ» учитывает региональные особенности и представляет собой
совокупность образовательных модульных программ, созданных на основе
этнолингвистического и этнокультурологического подходов и ориентированных на
формирование целостной картины истории языка и культуры. На ступени
основного общего образования для достижения поставленной цели решаются следующие
задачи.
В области
формирования личностной культуры:
• формирование
способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой,
предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной
деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной
компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление
нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование
основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование
нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной
деятельности;
• формирование
морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на
благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле,
справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение
обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление
у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного
оптимизма;
• развитие
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
• развитие
способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие
трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата;
• формирование
творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе
нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование
у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание
нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание
подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в
пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для
жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области
формирования социальной культуры:
• формирование
российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена
семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического
сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление
веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о
процветании своей страны;
• развитие
патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие
навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально
значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование
у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об
общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах
поведения через практику общественных отношений с представителями различными
социальных и профессиональных групп;
• формирование
у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного
и ответственного поведения в обществе;
• укрепление
доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания
другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование
осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным
организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание
значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли
традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование
культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям,
образу жизни представителей народов России.
В области
формирования семейной культуры:
• укрепление
отношения к семье как основе российского общества;
• формирование
представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление
у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
• усвоение
таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом
человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи,
взаимопомощь и др.;
• формирование
начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи,
культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других
народов России.
Раскрывая
концептуальные основы курса, мы говорим о широком применении принципов
поликультурности, что открывает возможности обновления и интеграции различных
содержательных линий общего образования:
● филология
– сфера и средство межкультурного общения;
●
естествознание – физические и природные, территориальные и географические
факторы культурного разнообразия;
●
история – исторические факторы культурного разнообразия; традиции и
обычаи народов Севера;
●искусство
- эмоционально-ценностное
отношение к природе, человеку, обществу;
●обществознание –
социальные факторы усиления культурного и этнического разнообразия современной
России. Соответственно в реализации инвариантной части БУПа по основным
образовательным программам по предметам реализуем программы – модули с
этнокультурной составляющей путём интеграции тем:
Русский язык
(Модуль
региональной составляющей 17 ч.)или
этносоставляющей???
|
Литература (Модуль
региональной составляющей 9 ч.)
|
Иностранный язык (английский)
(Модуль региональной составляющей 9 ч.)
|
Математика (Модуль
региональной составляющей 6 ч.)
|
Информатика и ИКТ(Модуль
региональной составляющей 6 ч.)
|
Обществознание (Модуль
региональной составляющей 12ч.)
|
История (Модуль
региональной составляющей 10 ч.)
|
География(Модуль
региональной составляющей 10 ч.)
|
Биология (Модуль
региональной составляющей 9ч.)
|
Химия
|
Физика(Модуль
региональной составляющей 6ч.)
|
Музыка (Модуль
региональной составляющей 17ч.)
|
Изобразительное искусство (Модуль
региональной составляющей 17 ч.)
|
Физкультура (Модуль
региональной составляющей «Национальные виды спорта» в 5-9 кл. не менее 1 ч.)
|
Технология (труд)
( Модули «ДПИ» и «Охотоведение и рыболовство» не менее 1 ч.)
|
Примерные модульные программы:
·
Образовательная область филология
Учебный предмет
Английский язык
Модульная
программа по английскому языку с этнокультурной составляющей «Наследие Югры»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Современное
российское общество характеризуется ростом национального самосознания,
суверенизацией субъектов Российской Федерации, что с одной стороны, является
естественным результатом общественных перемен, а, с другой - стремлением
осмыслить ценности и цели этнического развития.
ХМАО
– многоязычный полиэтический округ, и особенность образования и воспитания
подрастающего поколения тесно связана с диалогом и трансляцией национальных
культур.
В
условиях современного активного возрождения культуры этносов, развития
национального самосознания проблема углубления взаимосвязей народов и культур
становится все более актуальной.
Воспитание
национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре
своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. На этой основе
возникает понимание культурно-исторического единства развития всего
человечества.
Знание
культурных корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно
позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и
этнические нормы. Все напряженнее становится ритм жизни, и вместе с тем все
острее ощущается потребность окунуться в нравственный мир наших предков,
почерпнуть в прошлом знания, мудрость, обогатиться правилами и заветами,
проверенными жизнью многих поколений.
Данная
программа составлена на основе: примерной программы начального образования по
иностранным языкам (английский язык); рабочей программы по английскому языку во
2-11 классах.
Данный
учебный модуль состоит из интегрированных уроков с этнокультурной составляющей,
ценность которого обусловлена острой необходимостью развития национального
самосознания народов, традиционно проживающих на территории Ханты-Мансийского
Автономного Округа.
Учебная
программа составлена для реализации на ступени основного общего образования
классах в МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ», в которой 65% обучающихся принадлежат
к коренным народам Севера, а, следовательно, должны знать и любить культуру и
язык своего народа.
Также учебный модуль составлен с учетом
ФГОС так, как, огромное внимание уделяется
формированию универсальных учебных действий (планирование собственной деятельности, контроль и оценка свои
действий, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебно-познавательных
и практических задач, навыки групповой работы и т.д.)
Цель
программы обучения:
Обогатить
учащихся знаниями о культуре и традициях коренных народов севера (ханты и
манси), проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа и
составляющих большинство населения поселка.
Задачи
программы обучения:
- ознакомить
обучающихся с культурой народов ханты и манси (традиции, обряды, пища,
рукоделие, одежда, жилище);
- воспитывать
интерес учащихся к своей родословной, к жизни своих предков;
- воспитывать
чувство патриотизма, любви к малой родине, своему народу;
- прививать
чувство толерантности и уважения к людям другой национальности,
вероисповедания;
- ознакомить
обучающихся с фауной ХМАО-Югры, дать представление о видах промыслов народов
севера, связанных с животными (охота, рыбалка, работа с мехом, костью);
- дать
представление о различных сферах труда, необходимых для народного хозяйства
округа;
- сформировать
представление о природе родного края;
-учить видеть
красоту природы родного края
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Тема 1. МОЯ
ДЕРЕВНЯ
Отдых в деревне, работа в деревне.
Тема 2. МОЙ ОКРУГ
Город и деревня,
достопримечательности ХМАО-ЮГРЫ, мой округ.
6 КЛАСС
Тема 1.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЮГРЫ
Музеи Ханты-Мансийска.
Тема 2. ЖИВОТНЫЕ
ЮГРЫ
Домашние животные, оленеводство,
дикие животные: жители тайги, животные Югры, Красная Книга Югры.
Тема 3. СЕМЬЯ
Проект «моя семья», мои корни, что
любим мы? (традиционная кухня народов севера).
7 КЛАСС
Тема 1. ТАЙГА
Флора и фауна тайги, заповедники
Югры, проект «экологическая тропа».
Тема 2. ЭКОЛОГИЯ
ХМАО-ЮГРЫ
Загрязнение природы, браконьерство,
правила поведения в лесу, проект «помоги природе».
8 КЛАСС
Тема 1. ФИННЫ И
УГРЫ
Классификация финны –угорских
народностей.
Тема 2. РОДНОЙ
ЯЗЫК
Родной язык (мансийский и
хантыйский), национальная школа, проект №паспорт моего языка».
Тема 3. ФИННО-УГОРСКАЯ
ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ
Классификация языков и место
финно-угорской языковой семьи в ней.
9 КЛАСС
Тема 1. КУХНЯ
НАРОДОВ СЕВЕРА
Традиционные блюда народов ханты и
манси, старинные рецепты в вашей семье.
Тема 2.
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
Вороний день, Медвежьи игрища
Тема 3. СИМВОЛИКА
ХМАО-ЮГРЫ
История возникновения флага и герба
округа.
Тема 4.
ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЕ
Работа округе, анализ рынка
вакансий ХМАО-ЮГРЫ, традиционные ремесла народов севера.
Тематическое
планирование
5
класс
|
Тема
урока английского языка
|
Тема
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
1
|
Летний
отдых
|
Лето в
деревне
|
Ознакомить
с традиционными летними занятиями ханты и манси
|
2
|
Летний
отдых
|
Лето в
деревне
|
Ознакомить
с традиционными летними занятиями ханты и манси
|
3
|
Будущая
профессия
|
Работа в
деревне
|
Ознакомить
с традиционными ремеслами ханты и манси
|
4
|
Будущая
профессия
|
Работа
в деревне
|
Ознакомить
с традиционными ремеслами ханты и манси
|
5
|
Город и
деревня
|
Моя
малая родина
|
Описывать
свою деревню/город, составить буклет
|
6
|
Город и
деревня
|
Моя
малая родина
|
Описывать
свою деревню/город, составить буклет
|
7
|
Реклама
|
Достопримечательности
округа
|
Ознакомить
с интересными местами ХМАО
|
8
|
Реклама
|
Достопримечательности
округа
|
Уметь
описывать достопримечательности округа
|
9
|
Добро
пожаловать в Югру
|
Добро
пожаловать в Югру
|
Составить
рекламный проспект о Югорском крае
|
10
|
Проект
«наша Родина»
|
Проект
«наша Родина»
|
Представить
рекламный проспект о Югорском крае на английском языке
|
6
класс
|
Тема
урока английского языка
|
Тема
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
1
|
Музей
стоит посетить
|
Музеи
Ханты-Мансийска
|
Ознакомить
с традиционными летними занятиями ханты и манси
|
2
|
Домашние
животные
|
Оленеводство
|
Ознакомить
с традиционными летними занятиями ханты и манси
|
3
|
Дикие
животные
|
Жители
тайги
|
Знать
животных Югры
|
4
|
Дикие
животные
|
Жители
тайги
|
Описывать
животных Югры
|
5
|
Животные
Югры
|
Животные
Югры
|
Защищать
исследовательскую работу по животным Югры
|
6
|
Красная
книга Югры
|
Красная
книга Югры
|
Ознакомить
с редкими животными Югры
|
7
|
Проект
«Моя семья»
|
Мои
корни
|
Составить
свое генеалогическое древо
|
8
|
Проект
«Моя семья»
|
Мои
корни
|
Представить
свою семью
|
9
|
Что
любят британцы?
|
Что
любим мы?
|
Ознакомить
с традиционными блюдами ханты и манси
|
10
|
Что
любят британцы?
|
Что
любим мы?
|
Знать
традиционные блюда ханты и манси
|
7
класс
|
Тема
урока английского языка
|
Тема
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
1
|
Мы идем
в поход
|
Тайга
|
Ознакомить
с флорой и фауной тайги
|
2
|
Мы идем
в поход
|
Тайга
|
Ознакомить
с Югорскими заповедниками
|
3
|
Проект
«экологическая тропа»
|
Проект
«экологическая тропа»
|
Составить
сообщение о флоре и фауне своей местности
|
4
|
Мы не
можем пить эту воду
|
Загрязнение
природы
|
Рассказать
о жизни ученика в национальной школе
|
5
|
Мусор
хранится дольше нас
|
Загрязнение
природы
|
Рассказать
о родном языке, о необходимости его изучения
|
6
|
Мы не
должны убивать животных
|
Браконьерство
|
Рассказать
о родном языке, о необходимости его изучения
|
7
|
Экология
в Британии
|
О Югре
|
Рассказать
об истории возникновения и развития родного языка
|
8
|
Они,
бывало, ходили в поход
|
Правила
поведения в лесу
|
Ознакомить
с правилами поведения в дикой природе
|
9
|
Они,
бывало, ходили в поход
|
Правила
поведения в лесу
|
Составить
свои правила поведения в дикой природе
|
10
|
Проект
«Помоги природе»
|
Проект
«Помоги природе»
|
Разработать
и представить экологический проект для своей деревни, района
|
8
класс
|
Тема
урока английского языка
|
Тема
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
1
|
Встречая
старых друзей
|
Финны и
Угры
|
Ознакомить
с понятиями: народ, нация, Финны и Угры
|
2
|
Встречая
старых друзей
|
Финны и
Угры
|
Ознакомить
с понятиями: народ, нация, Финны и Угры
|
3
|
Новости
из школы
|
Национальная
школа
|
Составить
расписание уроков и внеклассной работы в национальной школе
|
4
|
Новости
из школы
|
Национальная
школа
|
Рассказать
о жизни ученика в национальной школе
|
5
|
Я изучаю
английский язык чтобы…
|
Родной
язык
|
Рассказать
о родном языке, о необходимости его изучения
|
6
|
Твой
английский достаточно хорош?
|
Родной
язык
|
Рассказать
о родном языке, о необходимости его изучения
|
7
|
Откуда
появился русский язык?
|
Родной
язык
|
Рассказать
об истории возникновения и развития родного языка
|
8
|
Проект
«паспорт моего языка»
|
Проект
«паспорт моего языка»
|
Представить
проект о своем родном языке
|
9
|
Мы
семья, не так ли?
|
Финно-угорская
языковая семья
|
Ознакомить
с языками, принадлежащими к финно-угорской языковой семье
|
10
|
Мы
семья, не так ли?
|
Финно-угорская
языковая семья
|
Ознакомить
с языками, принадлежащими к финно-угорской языковой семье
|
9 класс
|
Тема
урока английского языка
|
Тема
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
1
|
Вы
когда-нибудь пробовали блины?
|
Традиции
Севера
|
Ознакомить
с традиционными блюдами ханты и манси
|
2
|
Мое
любимое блюдо
|
Бабушкин
рецепт
|
Ознакомить
с традиционными блюдами ханты и манси
|
3
|
Проект
«день Благодарения»
|
Вороний
День
|
Сравнить
американский и мансийский праздники
|
4
|
Согласование
времен
|
Медвежьи
игрища
|
Ознакомить
с традиционным праздником ханты и манси
|
5
|
Согласование
времен
|
Медвежьи
игрища
|
Ознакомить
с традиционным праздником ханты и манси
|
6
|
Проект
«Клуб киноманов»
|
Кинофестиваль
«Дух огня»
|
Представить
фильм
|
7
|
История
Американского флага
|
Югорский
флаг
|
Ознакомить
с историей флага ХМАО-Югры
|
8
|
История
Американского флага
|
Югорский
флаг
|
Ознакомить
с историей флага ХМАО-Югры
|
9
|
Работа
для тебя
|
Рынок
вакансий в Округе
|
Ознакомить
с профессиями, наиболее востребованными в Округе на сегодняшний день
|
10
|
Работа
для тебя
|
Рынок
вакансий в Округе
|
Ознакомить
с профессиями, наиболее востребованными в Округе на сегодняшний день
|
Литература:
1.
Декоративно-прикладное
искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. Гос. Ун-т. –
Йошкар-Ола. – 2000.
2.
Интегрированный
курс краеведения «Мы- дети природы»: Книга для учтителя начальных классов, Авт.
– сост.: Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева; Под ред. Т.К.
Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. – 180 с.
3.
Использование
мансийского фольклора на уроках русского языка в начальной школе/ Сметанин Н.И.
– Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ.
4.
Программа
по декоративно-прикладному искусству манси. 5-11 классы/ под ред. Т.А.
Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001
5.
Этномир:
Образование и культура/ Сборник научно-методических работ. – Вып. 1. – Ханты-Мансийск:
Полиграфист, 2007.
Учебный предмет
Литература
Приложение
к рабочей
программе по литературе для 7 класса
МОДУЛЬНЫЙ КУРС «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
Пояснительная записка
Современная эпоха ставит
исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека,
повышению его общей мировоззренческой культуры, а значит к уровню образования.
Образование имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной,
разносторонне развитой личности, уважающей права и свободы других граждан,
Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству.
Эти задачи невозможно решить,
если не учитывать особенности региона, в котором проживает гражданин. Поэтому
характер изменения содержания образования предопределяет региональное
образование в качестве ведущей и долговременной стратегии становления и развития
регионального образовательного пространства.
В современных условиях модернизации
российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его
региональной составляющей.
Закон РФ об образовании, Закон
Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования
Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовые документы
Ханты-Мансийского автономного округа по национальным образовательным
учреждениям заложили прочную правовую основу функционирования не только родных
языков, но и введение этносоставляющей в другие предметы, такие, как
литература.
Модульный курс «Диалог культур»
создан на основе Федерального образовательного стандарта и входит в Базисный
учебный план как региональная составляющая. Содержательной основой опыта
является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Деревня Нижние Нарыкары,
Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа уникальна не только
своей древней историей, богатством и разнообразием природных ресурсов, но и
тем, что является самым населённым представителем коренных малочисленных
народов Севера: ханты, манси. Здесь сохранились семьи, где коренные жители
ведут традиционный образ жизни и сохраняют язык и культуру манси. Контингент
учащихся из числа этих народов составляет более 70 %. Дети должны знать как
страну изучаемого языка, так и свой край, в котором живут.
Данная программа разработана на
основе компилятивности как Модуль для основной программы по литературе в 7
классе.
Модульный курс «Диалог культур» -
региональная составляющая является «Приложением к рабочей программе по
литературе в 7 классе» и содействует формированию разносторонне развитой,
гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
В основу Модуля положен методический
принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и
краеведческих текстов. Возможность такого соотнесения видится в близости жанра,
тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени. Темы,
рассмотренные на курсе, расширяют представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
народов Севера, обогатившего культуру общенациональную.
Как часть образовательной области
«Филология» учебный предмет «Литература» и Модуль «Диалог культур» тесно
связан с предметом «Русский язык». Интеграция этих дисциплин направлена на
формирование лингвистических, языковых и коммуникативных навыков.
Изучение Модуля «Диалог культур» на
этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в
объёме 14 часов и реализуется в течение
1 года.
Модульный курс «Диалог культур»
(приложение к рабочей программе по литературе для 7 класса) представляет собой
целостный документ и включает следующую структуру:
1. Пояснительную записку;
2.
Тематический
план;
3.
Содержание Модульного курса «Диалог культур»;
4.
Требования к уровню подготовки учащихся;
5.
Учебно-методическое обеспечение;
6.
Список содержания.
Изучение данного Модуля «Диалог
культур» в рамках предмета «Литература» направлено на достижение следующей цели:
- дать учащимся более глубокую информацию
о духовном наследии хантыйского и мансийского народа, показать богатство и
красоту литературы Югры, привить любовь к ней.
Для реализации
целей необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование
практических навыков успешного, эффективного общения в важнейших жизненных
ситуациях, развитие таких качеств речи, как логичность, последовательность,
образность.
2. Развитие
коммуникативной компетенции учащихся, способности к взаимопомощи и
сотрудничеству через использование групповых форм обучения.
3. Развитие
творческого воображения как направление интеллектуального и личностного
развития ученика, образного мышления подростков, познавательного интереса
учащихся.
4. Обогащение
словарного запаса ученика.
5. Формирование
навыков исследовательской работы и проектирования.
6. Формирование
национального самосознания, патриотизма, уважения к историческому прошлому
Югры.
7. Воспитание
толерантного отношения к окружающему миру, бережному отношению к культуре
народов ханты и манси.
8. Пользование
словарями и справочной литературой.
Основные
формы занятий данного курса:
-
урок-беседа;
-
исследование текстов;
-
редактирование;
-
уроки-практикумы;
-
самостоятельная работа;
-
коллективное обсуждение;
-
презентации;
-
экскурсии в краеведческий музей;
-
уроки-концерты;
-
интегрированные уроки;
-
конференции;
-
работа в группах, в парах;
-
работа с Интернет-ресурсами.
Основные
направления деятельности:
Учебная
–
получение школьниками новых знаний о ХМАО – Югре.
Развивающая – умение
работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их
доказывать.
Воспитательная – через
формирование психологической устойчивости воспитание воли,
нравственно-этических ценностей подростка.
Способы
выявления промежуточных и конечных результатов:
-
участие в районной краеведческой конференции;
-
решение олимпиадных заданий творческого характера;
-
тестирование;
-
редактирование;
-
статьи в СМИ и газету «Школьный калейдоскоп»;
-
участие в фестивале исследовательских и творческих работ;
-
проектирование.
Прогнозируемые
результаты
Ожидается
развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через занятия по
изучению литературы родного края происходит формирование нравственной личности
гражданина и патриота России.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (14 часов)
№
п/п
|
Содержание разделов и тем по литературе
|
Тематика Модульного курса «Диалог культур»
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
1-2.
|
Устное народное творчество
Развитие понятия о фольклоризме литературы.
|
Фольклор народов ханты и манси
(2 ч.)
Е.И. Р о м б а н д е е в а «Кукушка-Женщина»
(переводы и комментарии).
Предания народов ханты.
Е.Д. А й п и н. «Птичка на голове».
Пословицы, поговорки.
Практические работы.
Различение пословиц и поговорок, выявление смысловых
особенностей. Сопоставительный анализ мансийских и хантыйских пословиц.
Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса
обско-угорских народов, мифологических представлений о происхождении и
устройстве Вселенной и человеческого общества.
Проекты:
Составление электронных иллюстрированных сборников «Пословицы
обско-угорских народов на общую тему».
|
Объяснение специфики происхождения, жанрового
своеобразия фольклора.
Выразительное чтение сказок, преданий, пословиц и
поговорок.
Выявление сюжетов в фольклоре.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устный рассказ о собирателях пословиц на основе
самостоятельного поиска материалов о них.
Иллюстрирование.
Работа над коллективным учебным проектом.
|
3.
|
Из древнерусской литературы
Жанры поучения и жития.
|
Прошлое и настоящее северного края (1 ч.)
Т и м о ф е й М о л д а н о в. «Земля Кошачьего
Локотка».
Характеристика сборника: тексты записаны от
носителей фольклорной традиции хантов, живущих в бассейне реки Казым.
Произведения относятся к трём жанрам:
- ал монсь (простая сказка № 1-14);
- ворт монсь (о божествах сказка, т. е.
сказки про становление духов-покровителей;
- йис путар (старинный рассказ)
Ю в а н Ш е с т а л о в. «Поучение оленевода».
Практические работы.
Сопоставление древнерусской литературы с хантыйским
и мансийским фольклором, рассказывающим о древних событиях.
|
Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного
поиска материалов о нём с использованием справочной литературы.
Определение композиции, жанрового своеобразия
произведения.
Выразительное чтение фрагментов.
Поиск в тексте незнакомых слов и их определение
(перевод).
Составление устного плана о герое.
Характеристика героя.
Формулирование вопросов по тексту.
Устный ответ на вопрос.
|
4.
|
Из русской литературы XVIII века
Л о м о н о с о в М.В. «К статуе Петра Великого», Д
е р ж а в и н Г.Р.
«Река времён».
Понятие о жанре оды.
|
Связь времён (1 ч.)
А.С. Т а р х а н о в. «Лиственница Меньшикова».
Г.И. М а к а р о в а. «Югорский край».
Сопоставление национальной самобытной поэзии XVIII и XX веков.
Духовно-историческое единство Большой земли (России) и Малой (Сибири).
|
Устные рассказы о поэте на основе самостоятельного
поиска материалов о них с использованием справочной литературы.
Выразительное чтение стихов.
Выявление характерных тем, приёмов и образов
изображения человека.
|
5.
|
Из русской литературы XIX века.
«Песнь о вещем Олеге».
Развитие понятия о балладе».
|
Р.П. Р у г и н. «Баллада об орле» (1 ч.)
Практическая работа.
Сопоставительный анализ баллады.
Выявление черт баллады. Подбор цитатных примеров,
иллюстрирующих литературоведческие понятия «баллада», «повесть».
|
Краткий рассказ о поэте. Выразительное чтение.
Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
|
6.
|
Ч е х о в А.П.
«Хамелеон», «Злоумышленник» и другие рассказы.
Развитие понятия о юморе и сатире.
|
Смешное рядом
А.С. Т а р х а н о в. (1 ч.)
«Приключения сибирского комара» (трилогия-шутка)
Развитие понятия о юморе.
Практические работы.
Подбор цитат, иллюстрирующих понятия «комическое»,
«юмор».
Характеристика ритмико-метрических особенностей
стихотворения.
Выявление художественно-значимых
изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика, тропы,
фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в
стихотворении.
Практическая работа.
Исследовательский проект «Роль олицетворений в
поэзии А.С. Тарханова»
|
Выразительное чтение стихотворения.
Устное рецензирование чтения одноклассников.
Поиск в тексте незнакомых слов и определение их
значения с помощью словарей и справочной литературы.
Письменная работа.
Работа по группам.
|
7-8.
|
«Край ты мой, родимый край…»
|
«И во имя России ночь несёт Красоту…» (2 ч.)
Стихотворения о родной природе
А.С. Т а р х а н о в «Снежный танец»,
Ю в а н Ш е с т а л о в «Зима»,
М. Ш у л ь г и н «Зимний лес»,
В.С. В о л д и н «Тайга».
Практическая работа.
Письменный анализ одного стихотворения.
Определение видов рифм и способов рифмовки
двусложных и трёхсложных размеров стиха.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия
«сравнение» и «метафора».
Контрольная работа.
Письменный ответ на проблемный вопрос: «Что
особенно дорого читателю в поэзии обско-угорских народов о Родине и родной
природе?»
|
Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного
поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Выразительное чтение стихотворений.
Определение общего и индивидуального, неповторимого
в литературном образе Родины в творчестве обско-угорских поэтов.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Составление плана и письменный анализ стихотворения.
Письменный ответ на проблемный вопрос.
Работа со словарём лингвистических терминов.
|
9.
|
Из русской литературы XX века.
А н д р е е в Л.Н. «Кусака»
Развитие понятия об эпосе.
Тема, идея произведения.
|
Собака в жизни человека (1 ч.)
А.С. Т а р х а н о в «Забытый щенок»,
П.С. Б а х л ы к о в «Семья Ефимовых ждёт сына»,
Ю в а н Ш е с т а л о в «Старый пёс».
Практическая работа.
Проект:
Образы собак в русской литературе и в литературе
югорских писателей и поэтов.
Контрольная работа.
Письменный ответ на вопрос: «Почему в жизни людей
необходимо сострадание?»
|
Краткий рассказ о писателях и поэтах.
Выразительное чтение фрагментов рассказа.
Выразительное чтение наизусть эпизодов рассказа и
стихотворений.
Составление плана и письменная характеристика героя.
|
10.
|
На дорогах войны Интервью как
жанр публицистики.
|
«Ради жизни на земле…» (1 ч.)
А.С. Т а р х а н о в «Вечный бой».
Н.Е. У р в а н ц е в «Землякам», «Малая Родина».
Г.И. М а к а р о в а «Отец».
Практические работы.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных
средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника
и др.) и определение их художественной функции в произведении.
Сопоставительный анализ стихотворений.
Конкурс на лучшее чтение стихотворения о войне.
|
Выразительное чтение стихотворений.
Найти материалы о воинах-земляках.
Посещение краеведческого музея.
Анализ различных форм выражения авторской позиции в
произведении.
Участие в коллективном диалоге.
Нравственная оценка героев.
Конкурсы, викторины.
|
11-12.
|
«Тихая моя Родина»
Развитие понятия о лирическом герое.
|
«Ни звука. Пьёт малиновый настой Земля». (2 ч.)
Р. П. Р у г и н «Берёза»,
Ю в а н Ш е с т а л о в «Женщина, идущая навстречу»
М а р и я В а г а т о в а «В моём сердце вся
природа».
Н.Е. У р в а н ц е в. «Весенняя прелюдия».
Выявление художественно значимых
изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и
синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной
функции в произведении.
Сопоставительный анализ стихотворений.
Творческая работа.
Написание статьи в газету «Школьный калейдоскоп» на
тему ответственного отношения к природе, используя пословицы.
|
Краткий рассказ о поэтах и писателях.
Выразительное чтение стихотворений.
Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников.
Определение общего и индивидуального в литературном
образе Родины в стихах русских и Югорских поэтов.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Нравственная оценка героев.
Письменная работа.
|
13-14.
|
Уроки итогового контроля
|
Работа по итогам изученного (2 ч.)
Практическая работа.
Проект:
Литературный праздник «Путешествие на родину поэтов
Югры»
Контрольная работа.
Выразительное чтение стихотворений, выученных
наизусть.
Устные и письменные пересказы произведений.
Сообщения о произведениях и литературных героях.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Тестирование.
|
Выразительное чтение, пересказы, монологические
ответы.
Составление плана и текста собственного
высказывания.
Письменный ответ на проблемный вопрос.
Решение тестов.
Отчёт о самостоятельных учебных проектах.
|
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬНОГО КУРСА «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Введение
Изображение
человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь
характеров и обстоятельств в художественном произведении. Позиция писателя,
стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ
Предания. Отражение
народной педагогики манси (вогулов) и ханты (остяков) – воспитание, становление
человека. Знакомство с нравами, обычаями своего народа, с окружающим миром.
Евдокия
Ивановна Ромбандеева. Краткий рассказ о писателе. «Кукушка-Женщина»
(переводы и комментарии).
Еремей
Данилович Айпин. Краткий рассказ о писателе. Предание «Птичка на
голове». Поэтическая биография народа. Устный рассказ об истории жизни
народа ханты.
Пословицы и поговорки. Народная
мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка манси и
ханты.
Т е о р и я л и т
е р а т у р ы. Предания (начальные представления). Пословицы и поговорки
(развитие представлений).
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СЕВЕРНОГО КРАЯ
Тимофей Алексеевич
Молданов. Краткий
рассказ о писателе. «Земля Кошачьего Локотка» (Обзор).
Характеристика
сборника: тексты записаны от носителей фольклорной традиции хантов, живущих в
бассейне реки Казым.
Три жанра
произведения:
-
ал монсь (простая сказка № 1-14);
-
ворт монсь (о божествах сказка, т. е. сказки про становление
духов-покровителей);
-
йис путар (старинный рассказ). Особенность песен. Предания, отправленные
божеством своим потомкам. Семь этапов становления человека. Смысл жизни.
Конечной целью жизни является сам ЧЕЛОВЕК – ХАНТЫ, который становится ДУХОМ,
личностью, прокладывающей путь для следующих поколений.
Юван
(Иван) Николаевич Шесталов. Краткий рассказ об авторе. «Поучение
оленевода». Особенности поэтики. Выражение стремления уберечь людей от
зла.
Т
е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение (начальные представления).
Формирование
традиции уважительного отношения к животным, птицам, человеку, к окружающему
миру.
СВЯЗЬ ВРЕМЁН
Андрей
Семёнович Тарханов. Краткий рассказ о поэте. «Лиственница
Меньшикова».
Интерес А.С.
Тарханова к историческим лицам. Особенности композиции стихотворения.
Воспоминание об идеальной гармонии человека с природой, полноты жизненных сил.
Т е о р и я л и т
е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия).
Галина
Илларионовна Макарова. Краткий рассказ о поэте. «Югорский
край».
Поэтическое
размышление о родном крае.
Роман
Прокопьевич Ругин. Краткий рассказ о писателе. «Баллада об орле».
Выявление черт
баллады. Особенности композиции. Своеобразие языка. Гуманизм. Сострадание.
Т е о р и я л и т
е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
СМЕШНОЕ РЯДОМ
Андрей
Семёнович Тарханов. «Приключения сибирского комара»
(трилогия-шутка). Своеобразие тархановской музы. Смысл названия. Диалог как
средство юмористической характеристики стихотворения. Олицетворения и метафоры
в художественном мире поэта.
Т
е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
«И ВО ИМЯ РОССИИ НОЧЬ НЕСЁТ КРАСОТУ…»
Стихотворения
югорских поэтов о родной природе
А.С.
Тарханов «Снежный танец»; Юван Шесталов «Зима»;
М.
Шульгин «Зимний лес»; В.С. Волдин «Тайга». Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
СОБАКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
А.С.
Тарханов «Забытый щенок; П.С. Бахлыков «Семья Ефимовых ждёт сына»;
Юван (Иван) Шесталов «Старый пёс». Чувство
сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос
произведения.
Т
е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о теме и идее произведения (развитие
представления).
РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
А.С.
Тарханов.
«Вечный бой»; Г.И. Макарова. «Отец»; Н.Е. Урванцев.
Землякам», «Малая Родина». Краткий рассказ о местных поэтах. «Героизм,
патриотизм, самоотверженность грозных лет войны в стихотворении поэтов. Горечь
утраты и гордость за наших солдат, любовь к землякам, неподдельная искренность
к малой родине.
Т е о р и я л и т
е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
«НИ ЗВУКА, ПЬЁТ МАЛИНОВЫЙ НАСТОЙ ЗЕМЛЯ»
Р.П.
Ругин. «Берёза»; Юван Шесталов. «Женщина, идущая навстречу»;
Мария
(Волдина) Вагатова. «В моём сердце вся природа»; Н.Е. Урванцев. «Весенняя
прелюдия». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном
восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений,
состояний человека через описание картин природы.
Т е о р и я л и
т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие понятия).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В
результате изучения Модульного курса «Диалог культур» ученик должен
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства писателей Югры;
-
содержание изученных произведений;
-
основные факты жизни и творчества обско-угорских писателей;
-
ключевые проблемы изученных произведений народов ханты и манси;
-
духовно-нравственные ценности обско-угорских народов;
-
основные закономерности историко-литературного процесса;
уметь:
- определять в
произведении элементы сюжета, композиции, их роль в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения;
- анализировать
литературное произведение: определять принадлежность к одному из родов и
жанров; формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
- сопоставлять
духовно-нравственные ценности обско-угорских народов с духовно-нравственными
ценностями русского народа;
- формулировать
собственное положительное отношение к произведениям югорских писателей;
- выявлять
авторскую позицию и интерпретировать своё отношение к ней;
- пересказывать
прозаические произведения, вести диалог;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
-
заучивать наизусть стихи югорских поэтов;
- писать изложения
и сочинения на темы, связанные с тематикой изученных произведений, выполнять
творческие работы, писать рефераты;
- составлять
проекты;
- работать со справочной
литературой.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Астраханцева
Т.С. «Стерхи над Югрой…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе
спецкурса по литературе «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского
Севера». Кафедра филологического образования. АДПО ИРО – Ханты-Мансийск,
2011 год.
- Афанасьева
К.В. Программа по литературе для 5-9 классов мансийских школ. –
Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2007. – 28 с.
- Герасимова
С.А. Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы
межрегиональной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск:
Полиграфист, 2008. – 214 с.
- Григорян
А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях
народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/
Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002, - 74
с.
- Данилина
Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.
- Ермакова
Н.В. Серебряная Обь. Антология одного стихотворения. – Октябрьское: МАУ
«ОРИЦ», 2002. – 74, 2005. – 228, 2010. – 84 с.
- Коняев
Н.И. Альманах писателей Югры. ЭРИНТУР (поющее озеро). – Ханты-Мансийск.
ЭРИНТУР, № 1, № 2, № 3, 1998. – 407 с.
- Коняев
Н.И. Литература Югры. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. ИФ 2Унисерв», 2001.- 256
с.
- Коняев
Н.И. Литература Югры. ПРОЗА. Антология. Часть 2. ИФ 2Унисерв», 2002.- 304
с.
- Коровина
В.Я. Литература. Рабочие программы для 5-9 классов
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2011.
- Кашлатова
Е.М. Методическое пособие для занятий по этнографии. Вып. 1. –
Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 24 с.
- Полунина
Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В.
Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 112 с.
- Роговер
Е.С. Хантыйская литература: 5-9 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных
учреждений. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2009. – 320 с.
- Ромбандеева
Е.И. Героический эпос манси (вогулов): Песни святых покровителей/
Ханты-Мансийск: ООО «Принт-Класс», 2010.- 648 с.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Айпин
Е. Д. У гаснущего очага. Екатеринбург – Москва, Средне-Уральское книжное
издательство, ЗАО Фактория Арктики, 1998. – 250 с.
- Бурыкин
А.А. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока М., Северные
просторы, 2002. – 27 с. (Северная библиотека школьника)
- Вагатова
Мария Маленький тундровый человек: Стихи и сказки. – Тюмень: СофтДизайн,
1996. – 208 с.
- Григорян
А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях
народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/
Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002, - 74
с.
- Данилина
Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.
- Игушев
Е.И., Попова С.А., Кашлатова Л.В. Фольклор в истории народа и его место в
современной культуре. – Томск: Изд-во Томского университета, 2005. –
166.с.
- Кашлатова
Е.М. Методическое пособие для занятий по этнографии. Вып. 1. –
Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 24 с.
- Мальцева
Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными
исследователями. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. – 98 с.
- Онина
С.В. Программа по истории и этнографии обско-угорских народов
Ханты-Мансийского автономного округа. – Ханты-Мансийск: ГУИПП
«Полиграфист», 2000, - 44 с.
- Полунина
Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В.
Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 112 с.
- Ромбандеева
Е.И. Мансийские детские сказки с переводами и комментариями. –
Ханты-Мансийск; ИИЦ ЮГУ, 2010. – 74 с.
- Сметанин
Н.И. Использование мансийского фольклора на уроках русского языка в
начальной школе/ - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. – 94 с.
- Тарханов
А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн. 1996, - 304 с.
- Тимофей
Молданов. Земля Кошачьего Локотка. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная
записка_________________________________________2
- Тематический
план____________________________________________4
- Содержание
Модульного курса «Диалог культур»__________________7
- Требования
к уровню подготовки учащихся_______________________9
- Учебно-методическое
обеспечение______________________________10
- Список
использованной литературы_____________________________10
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.