Этапы формирования мотивации на уроке.
Начало урока: должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого нужно актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
Основная часть урока : должна быть направлена на усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности
(легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использованием активного поиска самими учащимися, включения их в процесс оценки и самооценки.
Завершающая стадия урока.
Необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащихся. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.
Для того чтобы ученик хотел учиться есть несколько методов мотивации:
Познавательные :опора на жизненный опыт, познавательные интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».
Эмоциональные :поощрение, порицание, учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядных образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания.
Волевые: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения.
Социальные : побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверка.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности. Искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.
В соответствии с переходом на 12-летнее образование и изменением целей образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования и программы. В нашей школе внедряется «Программа реализации семи модулей в процессе обучения учащихся, ожидаемыми результатами которой является формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие,- становления их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышление, проявляющими компетентность цифровых технологий». С целью сравнения как новые методы действуют на учебную мотивацию и эмоциональный фон учащихся было проведено комплексное исследование: диагностика учебной мотивации и диагностика школьной тревожности. В исследовании приняли участие 36 человек из числа обучающиеся 5-8 классов.
В результате проведенного диагностического исследования были получены следующие данные: (Приложение 1).
По результатам исследования учащихся выявлено ,что введение новых методов обучения положительно влияет на учебную мотивацию и эмоциональный фон учащихся.
Важную роль в процессе формирования учебной мотивации играет учитель, его желание действовать. Одна из основных задач учителя – постоянно развивать мотивацию учебной деятельности учащихся, так как именно она определяет успешность протекания познавательных процессов, способствует повышению работоспособности учащихся, облегчает усвоение учебного материла.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.