Инфоурок Другое Другие методич. материалыЭстетические принципы Е.И. Замятина ( на примере рассказа «Пещера»

Эстетические принципы Е.И. Замятина ( на примере рассказа «Пещера»

Скачать материал

УРОК   ЛИТЕРАТУРЫ   В  11 «А» КЛАССЕ

Эстетические принципы Е.И. Замятина ( на примере рассказа «Пещера»

МБОУ  « СОШ № 46» г. Калуги.

Учитель:  Пантелеева  Н. В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели  урока .

Педагогические цели.

1 Дать представление об эстетических принципах Е.И.Замятина, особенностях стилистики автора.

2Акцентировать внимание на нравственных проблемах, поставленных автором..

3Развивать интерес к предмету , искусству.

4Продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся (поиск и исследование информации, подготовка публичного выступления).

5Воспитывать чувство личной ответственности за свой выбор и толерантное отношение к выбору других.

Цели развития образовательного процесса.

Определить  эффективность  выполнения домашнего  задания  дифференцированно в группах.

Цели саморазвития учителя.

Освоение  ИКТ как  одной из современных  технологий обучения.

 

 

 

Ход  урока.

1Вступительное слово  учителя , включающее постановку проблемного вопроса , ответ на который прозвучит в конце урока ,и комментарий домашнего задания.

 2История создания рассказа.

3 Анализ  рассказа Е. ЗАМЯТИНА «ПЕЩЕРА».

   1)  Реализация домашнего задания.

 

  2) ОТВЕТ  НА ПРОБЛЕМНЫЙ  ВОПРОС , ПОСТАВЛЕННЫЙ  В НАЧАЛЕ  УРОКА:  КАКУЮ ПРАВДУ ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС  АВТОР?

(Трагизм не в конфликте человека с эпохой , а в несовершенстве  самой человеческой природы . Каков же выход ? Нести в мир  любовь и добро).

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ Е. И. Замятина «Пещера». Мы поговорим о проблемах, поднятых автором , о системе персонажей , об эстетических принципах , стилистической  манере  Е. И.Замятина.

В  1921 году  Замятин писал : «Настоящая литература может быть только там , где ее делают не  исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы , еретики , отшельники , мечтатели , бунтари , скептики.»

Дух бунтарства , еретичества  определял позицию Замятина и в жизни, и в литературе. Он был  « неудобным  писателем». В1931-ом году в письме к Сталину он написал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то , что в данный момент выгодно, а то , что мне кажется правдой».

Правда Замятина оказалась невостребованной вплоть до 80-х г.г. 20 века.

В чем же заключается та правда , которую хотел донести автор до своих читателей ?

На этот вопрос нам предстоит ответить , проанализировав рассказ.

Написан рассказ в далеком 1920 г. Но вопросы , поднятые в нем , волнуют нас и сегодня.\

Что победит в человеке : духовное , гуманистическое – или звериное , утробное ? Контрасты звериного и человеческого не разведены во времени  и не распределены по определенным человеческим типам . Все это : добро и зло – существует в одном человеке,  в каждом из нас , и поэтому так важен выбор , который нам приходится делать.

В одной из песен С. Никитина есть такие слова:

Каждый выбирает по себе :

Женщину , религию , дорогу ,

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает по себе.

Вам в жизни тоже придется не один раз стоять перед очень непростым выбором ,хочется надеяться ,что ваш выбор преумножит доброе, гуманистическое в этом мире. ( Обратить внимание на домашнее зад. )

Толчком к созданию рассказа  послужило незначительное на первый взгляд  жизненное впечатление. В статье « За кулисами он вспоминал : « Ночное дежурство , на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший , изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье : « Хоть в пору красть дрова ! Да все горе в том, что не могу : сдохну , а не украду. На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

И вот под пером настоящего писателя рядовой  житейский эпизод превращается в грандиозное обобщение .

 

 

 

АНАЛИЗ  РАССКАЗА.

1 ВСПОМНИМ СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.(Главный герой Мартин Мартиныч  крадет дрова у своего соседа , чтобы согреть свою Машу и не замерзнуть самому. На улице холод. Им нечем топить печь.

-Эти простые, на первый взгляд ,события происходят в необычное время и в необычном  пространстве. В чем же заключается эта необычность ?

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1 ХРОНОТОП   РАССКАЗА

1 группа . Время в рассказе  «Пещера»(исторический период , жизненное время героев ).

2группа . Пространство в рассказе (объективное пространство, Петербург ,личное пространство героев ).

3группа .Герои рассказа (Мартин, Мария, Обертышев , Селихов ).

4группа . Особенности стилистики  Е.И.Замятина.

ОТВЕТ  НА ПРОБЛЕМНЫЙ  ВОПРОС , ПОСТАВЛЕННЫЙ  В НАЧАЛЕ  УРОКА:  КАКУЮ ПРАВДУ ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС  АВТОР?

(Трагизм не в конфликте человека с эпохой , а в несовершенстве  самой человеческой

природы . Каков же выход ? Нести в мир  любовь и добро).

 

 

Время в рассказе «Пещера». Отчет 1 группы

Два аспекта вопроса:

1.Время как историческая эпоха, определенный истор.период(назовем его объективным).

2.Время, которое проживают герои произведения(назовем его субъективным или личным).

1. Период каменного века. Чтение первого абзаца.

Но далее понимаем, что каменному веку уподоблен Петербург 20х гг. Чтение 1-го предл.,2-го предл.  2-го абзаца.

Сообщение первой  группы, анализ схемы.

У каждого человека есть прошлое, настоящее и будущее. О прошлом наших героев автор не рассказывает. От него остались лишь приметы быта интеллигентов: ноты Скрябина, пианино, синенькая комната, конек, письма…Их настоящее мы разделили на вехи, которыми отмечены важнейшие события их настоящей жизни.(озвучить первую, вторую веху). Интересно, что течение времени здесь связано с религиозными праздниками, след-но, уместно говорить о Боге, душе, духе. Бог живет еще в человеческой душе. Третья веха- обратим внимание на эпитет «синеглазые дни»- надежда еще осталась в душе человека. Следующие три вехи (озвучить)- обозначены скупыми числами.За скупыми , бездушными числами  огромная человеческая  трагедия. БОГ,ДУША  умирают . Олицетворение « 29 окт. Умерло» - аллегория этой смерти..Если  до описанных событий  время исчислялось годами , в первых трех вехах – неделями , затем днями и , наконец , часами. .Бег времени замедляется, приостанавливается, и наконец, останавливается совсем.

?Зима – октябрь (это аллегория душевного состояния героев ).

Вывод.Время  героев  «сжимается, сворачивается» в  одну  точку. У  «бумажной « Маши  нет  больше  времени  для жизни. Бег времени для  нее закончен.Мартин расколот, сломлен.Он уже умер духовно.ГЕРОЯМ  НЕТ  МЕСТА В ТОМ ВРЕМЕНИ.Их  время умирает.

Смерть героев остается за пределами рассказа.Что же тогда умирает? (Время, эпоха с ее  нравственными  заповедями:не убий ,не  укради , возлюби  ближнего  своего . Для  Замятина трагедия  человека – это трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма.Не случайно Георгий Иванов писал :»Невероятно до смешного :Был целый Мир – и нет его.

Н.Бердяев в 1931году писал:»Мы вступаем в эпоху цивилизации,которая отказывается от

ценности человека , дальнейшее существование человека делается проблематичным».

Историч. справка : отгремела 1-ая, принесшая страшные беды , свершилась ВОСР , пробушевала гражданская.В стране  победившего соц. началось строит.  НОВОЙ ЖИЗНИ.      

  Пространство в рассказе.  Отчет   2-ой  группы

 Два аспекта вопроса.

1Пространство , в котором происходят события ( объективное

2Жизненное пространство героев (назовем его личным ).

1Аспект .Начало рассказа. Описание зимнего пейзажа Пещерной страны .Тягостная, напряженная атмосфера .Создавая ее , автор использует такие приемы , как строгий ритм, анафористические  повторы, экспрессивную образность, гиперболический  образ «Мамонтейшаего  Мамонта». Эта развернутая метафора появится и в конце расск.(цит. )

Обрамление рассказа  развернутой  метафорой четко очерчивает пространство Пещерной страны, затерянной среди скал .Так перед нами возникает зримо образ Пещерной страны.

2Аспект.Жизненное пространство героев.Оно., как время,сжимается,свертывается.

До событий ,описанных в рассказе ,у героев была своя Вселенная. Где хватало места вере, любви,музыке,книгам.И  в  ней был мужчина с гордым  именем  МАРТ.

Остались лишь приметы той жизни: синенькая комната, пианино., книги, конек

Теперь у них другая Вселенная…Была Жизнь, полная смысла и любви- а осталось…

« заколотили кабинет ,  выбрались из столовой и забились в спальне. Дальше отступать было некуда ;тут надо было выдержать осаду- или умереть.» Напоминает описание военных действий. Они – проиграли, побеждены. Пространство «выталкивает» их.Они уступают неумолимой силе обстоятельств.

 В центре их новой Вселенной -чугунный бог,безжалостный и ненасытный.

Чуть позже их мир Замятин уподабливает льдине ,  подчеркивая катастрофичность , зыбкость бытия в этой ,еще уменьшившейся Вселенной. Нет опоры.

И наконец – мир  Маши ограничен ее кроватью., ее последним прибежищем. Ей нет больше места в ТОМ  пространстве. ( … «и  на кровати совсем плоская, бумажная Маша» ).

В  новой  Вселенной героям нет места , их пространство сужается , свертывается , вытесняя  их .Нет  больше Их времени, Их пространства , нет жизни.

 

Герои рассказа. Отчет 3 группы

 Герои рассказа.

Мартин Мартиныч.(Портрет. Анализ кульминационного эпизода.

 С кем же вступает в конфликт герой? С  самим собой. Душа его раскалывается надвое ).

Обертышев. (Портрет.  Речь. Лейтмотив образа – человек холодный, равнодушный – поэтому камень.

Какие изменения происходят в нем после просьбы Мартина Мартиныча  о  дровах? (Он обрастает зубами. «Желтые каменные зубы сквозь бурьян , желтые зубы -из глаз, весь Обертышев обрастал зубами , все длиннее зубы.» Его равнодушие к чужой беде агрессивно. Перед нами гротескный образ пещерного чудовища – не человека).

Читая рассказ, вы обратили внимание на необычность писательской манеры Е. ЗАМЯТИНА.

В чем же особенности эстетики Замятина

 

Отчет 4 группы

ОСОБЕННОСТИ СТИЛИСТИКИ  Е. ЗАМЯТИНА.

1 Строгий ритм.

2 Экспрессивная образность (таинственный вой ,дома- скалы, квартиры- пещеры,чудовищный гиперболический образ-«мамонтейший мамонт»),предельная эмоциональная напряженность,фантастический гротес(Обертышев, весь обросший зубами)Предельное преувеличение какой-то детали создает характер,замещает подробное описание,формирует наше отношение к героям.

3 Не дает детального изображения,а лишь намечает контуры,выделяя в описываемом самое впечатляющее.Нет ни одной случайной детали.(Комната.стр 221. Невозможно представить ее по беспорядочному перечислению предметов. Отбор деталей подчинен опред. цели: смешение предметов интеллигент.быта и быта пещерного человека ( топор, дрова, лепешки) помогает  создать ощущение кризисности, катастрофичности жизни, отражает центральный конфликт – конфликт между прежним , духовным – и новым, пещерным в человеке).

Проследить описание печки.

4 Метафоричность.Истинный смысл предмета для Замятина в его потаенной, метафорической сущности.

5 Аллегоричность.Пещерная страна – это Россия 20-х годов.

6 Неполнота, обрывистость, недосказанность,изломанность ритма.

7 Импрессионистичность,штриховой, пунктирный характер изображаемого. Почти никогда не дает развернутых описаний чувств , переживаний героя, а дает отдельные штрихи, по которым читатель воссоздает  чувство,переживание в своем воображении.(повествование приобретает необычный, субъективный оттенок в зависимости от хар.выхваченного из общей картины эпизода или детали).

8 В отличие от классиков 19 века,не объясняет, а рассчитывает  на чуткость читателя.

Авторская речь фиксирует внутр. состояние героя,.его мысли, часто не оформившиеся в слова («мысленный язык» -по определению Замятина).Для речи автора характерны неполнота, недосказанность.

9 Динамика и лаконизм повествования. Замятин писал: »Показывание все в действии. Мы  переживаем не когда-то ,задолго до рассказа , а переживаем теперь…Исключаются описания: все движется, живет, действует. Динамика»

10 Гиперболизация какой-то детали создает характер, замещает подробное описание , формирует наше отношение.

11 Речь героевважнейшее средство раскрытия образа ( Мартин М. – неполнота напряжения., обрывистость , недосказанность передают состояние предельного душевного

Обертышев – бесконечные повторы , заискивающие интонации вызывают не меньшее отвращение , чем его поступки).

12 Живопись словом , цветопись  играют очень важную роль : цвет участвует в создании характера , содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира , с его помощью более наглядным предстает основной конфликт произведения .

13 Особый «замятинский» психологизм.Это психологизм не рассказа о чувствах ,а психологизм «показа» чувств , как бы  опредмечивания  чувств , различных психологических состояний.

В основе авторское не всеведение, а всевидение .

Слово учителя.

Вернемся к вопросу , который мы поставили в начале урока: какую ПРАВДУ хотел донести до нас автор?

Трагизм не в конфликте человека с эпохой , а в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высшую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором .Герой делает свой выбор : в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек.

-Гордый  ХОМО ЕРЕКТУС становится на четвереньки , обрастает клыками и шерстью, в человеке побеждает зверь ,- с тревогой отмечает Замятин.

Так где же выход ? Какой выбор надо сделать, если кажется, что вокруг тебя рушится целый МИР , если ощущаешь пустоту и отчаяние ?

Выход один – нести в мир ЛЮБОВЬ и ДОБРО.Веками наши предки жили жили  по заповедям , данным Христом .Главные из них – не убей, не укради , возлюби ближнего своего.

Звучит куплет из песни « Каждый выбирает по себе» .

 

Домашнее задание.

1 Ответ на вопрос : « В чем особенности эстетики Е. Замятина ? (схемы , таблицы )

2 О чем заставил меня задуматься рассказ Е.Замятина « Пещера» ? ( сочинение-размышление ).

3 Проблема выбора в моей жизни. «Каждый выбирает по себе».(сочинение-эссе).

4 Индивидуальное задание – обзор романа Е. Замятина «Мы».

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Эстетические принципы Е.И. Замятина ( на примере рассказа «Пещера»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.12.2020 2046
    • DOCX 25.2 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рак Ольга Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рак Ольга Андреевна
    Рак Ольга Андреевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84127
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе