Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыЭссе "Учить нельзя воспитывать"

Эссе "Учить нельзя воспитывать"

Скачать материал

МОУ «СОШ» села Корткерос , учитель

начальных классов

Ульнырова Наталья Юрьевна

 

        

Эссе  «Учить нельзя воспитывать»

«Человек без воспитания , что тело без души».

 

 

 

                                    « Учитель , будь солнцем , излучающим человеческое тепло»

                                                                                                                 Ш .Амонашвили

Педагогика должна стать наукой для всех – для учителей , и для родителей.

У каждого века своя педагогика.

У древних китайцев , более всего в жизни ценивших покой . существовало такое нелестное пожелание  : «Чтобы ты жил в эпоху перемен!»

Конечно , далеко не всем нравится , когда меняется размеренное течение жизни и нужно привыкать к новым условиям. Однако   у каждого века есть какое – то свое кардинальное изменение .Есть у каждого века своя педагогика.

В XVỊỊ столетии одним из творцов перемен и строителем своей эпохи был славянский педагог Ян Амос Коменский.

XVỊỊỊ столетие дало миру Жана- Жака Руссо , а  в начале XỊX  столетия просвещённые люди стремились посетить швейцарский городок Станц, где учил Иоганн Генрих Песталоцци.

Прошедший век определился Октябрьской революцией, появлением совершенно нового общества  и, соответственно новой педагогики. Её принципы выразились в работе и сочинениях отечественного педагога Антона Семёновича Макаренко.

Макаренко по- прежнему изучают. У Макаренко по – прежнему учатся.

И что поразительно: с годами споры о Макаренко , о том , как его понимать , как использовать его опыт, не утихают, а только обостряются…

Ум ребёнка , подобно сердцу , не останавливается ни на минуту. Так и по мнению китайского философа Сюнь – Цзы : «В учении нельзя останавливаться. А учение без воспитания невозможно.»

Учитель начальных классов может научить детей мечтать , любить всё живое. Раскрылся цветок – он приводит ребёнка в восторг .Бабочка села на него – со всех сторон вопросы. И на эти вопросы ты должен ответить и за это ребёнок одаривает вас доброй улыбкой. Это очень приятно : мы ведь тоже дети , но только взрослые.

Немецкий философ Иммануил Кант считал : «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно , лучшего состояния рода человеческого.» В воспитании детей , по моему мнению , главное – жизнь маленького человека .В семье , в школе  должна царить педагогика любви, уважения , терпимости и терпения. И самое главное , что у наших учении ков есть будущее.  Будущее в том , что у них есть семья , и школа – их «второй дом».

А.С.Макаренко  утверждал , что « научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так , чтобы он был счастливым можно»

Благодаря чему человек , особенно маленький , может быть счастлив? Он счастлив от той психологической среды , в которой он живёт и растёт. Любому ребёнку нужно , чтобы его понимали и признавали ; чтобы он чувствовал себя необходимым ;чтобы у него был оценённый другими , и в первую очередь , родными людьми успех ; чтобы он мог развиваться  и реализовывать  свои возможности как на любом уроке, так и во внеурочное время, чтобы благодаря всему перечисленному , он научился  уважать себя.

Я согласна с мнением А.С.Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Соединение  огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Воспитание происходит всегда, даже тогда , когда вас нет дома».

 В моей практике был случай : на основе наблюдений  , тренингов я заметила , что моего ученика что-то тревожит. Мальчик очень любознательный, с искоркой в глазах , как-то поник, снизилась учёба, потерял интерес к урокам. Я поделилась своими мыслями с отцом мальчика. Отец откровенно признался , что видимо «перегнул палку», т.е с рождением второго ребёнка , строительством бани и загруженностью на работе , мало времени уделял сыну, не разговаривал с ним «по душам», считая его уже взрослым, не говорил ему о своей отцовской любви. Прошло много времени , но отец при встрече всегда в теплотой вспоминает , как тогда наладились. их отношения с сыном  .

Непременным условием воспитания детей является формирование у них позиции открытости , дружелюбия , доверия , чувства радости от общения. Необходимым условием формирования  и нормального развития ребёнка является потребность в любви. Эта потребность удовлетворяется , когда мы говорим ребёнку , что он нами любим , нужен нам, мы им дорожим , наконец, что он просто хороший .Такие сообщения мы передаем приветливым взглядом , ласковым прикосновением , улыбкой. Ведь первая учительница , как и «вторая мама» , становится «солнцем , излучающим человеческое тепло».

И потребность ребят в общении , духовном контакте , когда «душа с душою говорит» , в походе у костра , в театре ,в бассейне, на экскурсии , во время встреч с ветеранами , интересными людьми  эмоционально обогащает детей развивает их лучшие человеческие качества. А.С.Макаренко считал , что «только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова , пусть самые хорошие , но не подкреплённые делом».

В душе каждого ребёнка есть «колокольчик».И не звенит он , пока не сумеет кто- нибудь затронуть душу ребёнка. Искусство воспитания- есть  искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её. Мне бы хотелось , чтобы мои ученики были не только умными ,но и добрыми. Ещё Л.Толстой писал , что «чем человек умнее и добрее , тем больше он замечает добра в людях».

На уроке литературного чтения  после знакомства  с произведением К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» дети с волнением  пересказывали эпизод о том , как Филька обидел раненого коня, о том как конь заржал жалобно, протяжно,  как слеза скатилась у коня из глаз. У многих ребят дрожал голос, блестели слёзы. Дети радовались тому, что Фильке удалось помириться с конём, Такие доверительные разговоры запоминаются на всю жизнь, оставляют след в ребячьих дущах. Ребята побежали в библиотеку , чтобы  взять ёще книги с рассказами К.Г.Паустовского.

На родительских собраниях я часто цитирую слова Дороти Нолта :

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми , учатся  драться.

Если дети живут среди  .насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины.».

Ни один родитель не будет отрицать значимость высказывания У.Теккерея : «Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнете характер , посейте характер – пожнете судьбу».

Нельзя не согласиться со словами великого Макаренко :

·         Воспитывая детей , педагоги и родители должны помнить, что они воспитывают будущую историю нашей страны.

 

Всем своим коллегам хочу пожелать :

« Вы преданы профессии своей:

Творить добро – великое призванье.

Единожды избрав , не изменяйте ей»

 

 

 

 

 

 

 

Литература .

Венгер А.Л., Цукерман Г.А..Психологические обследование младших школьников.- М.: Владос- Пресс,2001

Макаренко А.С.О воспитании .М., 1990

Мир детства .Младший школьник /под ред.А.Г.Хрипковой.М.,1981

Пословицы , поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника.

\ Сост.О.Д. Ушакова.- СПб.2005

Сладость мудрых речей/ Сост.  И.А .Лисовый  К.А. Ревяко .-Мн.1993

Энциклопедия афоризмов/ Сост. Э.Борохов.- М.2001.

Энциклопедия  мысли./Сост. И.Б.Беляева, С.А.Казанцева, И. Э Платонова.- СПб,2000

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Эссе "Учить нельзя воспитывать""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

У каждого века своя педагогика .Педагогика должна стать наукой для всех - для учителей, и для родителей .В эссе "Учить нельзя воспитывать"представлены высказывания известных педагогов и философов о воспитании, которые актуальны до сих пор.принципы новой педагогики выразились в работе и сочинениях отечественного педагога Антона Семёновича Макаренко.Макаренко по- прежнему изучают.У Макаренко по-прежнему учатся.А.С.Макаренко утверждал , что "научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно"Ум ребёнка, подобно сердцу, не останавливается ни на минуту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 530 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 531
    • DOCX 21.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем УЛЬНЫРОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    УЛЬНЫРОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
    УЛЬНЫРОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11049
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 118 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции