Твори добро! И доброта
вернется к тебе бумерангом… Верой детских сердец, огоньком искрящихся глаз,
доверием детской души.
Какой я вижу Школу
Будущего? То есть мне предлагают попутешествовать во времени? Да, я люблю
мечтать, рассуждать, прогнозировать. А вот ответить на этот вопрос, наверное,
будет нелегко.
Вот я о чем подумала. До поступления в школу ребенок прожил на белом свете
семь лет. И предстартовой площадкой к школе являлся детский сад. Выполнил ли
свою роль детский сад, как образовательное дошкольное учреждение? И в какой
семье воспитывался ребенок? А если ребенок не посещал детский сад (а в моем
классе таких детей больше половины)? Значит, родители должны были
побеспокоиться о его развитии и образовании? Да, конечно! Но ведь не все семьи
выполняют эту миссию добросовестно. А заинтересованность в раннем детском
развитии и образовании в значительной степени определяют успешность дальнейшего
обучения. Дело в том, что мы, учителя, сталкиваемся с огромными трудностями в
своей профессии. Ну, допустим, ребенок посещал детский сад. И какой должна быть
схема оказания услуг дошкольного образования в условиях новой экономической
политики? Я не экономист, судить не берусь, но знаю одно, что эти образовательные
программы должны быть гибкими, удовлетворять потребности семьи. В рамках
многообразных программ раннего развития детей особое внимание должно уделяться
выявлению одаренности. Конечно же, при усиленном внимании будут выявлены и
возможные трудности в развитии.
На мой взгляд, дошкольное образование находится в недолжном состоянии,
которое не строит мосты к школьному образованию. Такое ощущение, что, как в
басне И.А.Крылова «Рак пятится назад, а щука тянет в воду». Что-то не так. А
что не так?
Дети в раннем возрасте познают мир с удивительной скоростью, их способность
к поиску знаний чрезвычайно высока. И эту креативность дошколят ни в коем
случае нельзя потерять. Наоборот, школа должна продолжать развивать творческие
способности детей. Поэтому в современной модели образования вижу высокие
технологии развития воображения, логического мышления, грамотности. Но
использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей
детских садов. Значит, необходима еще более глубокая модернизация и
переподготовка воспитательских кадров.
Слава богу, началось строительство детских садов. Как хочется, чтобы из этих
учреждений выходили дошколята с высокой готовностью к школьному обучению, чтобы
как можно раньше получили позитивное отношение к социуму, чтобы случаи
асоциального поведения были снижены до минимума, чтобы дети семи лет понимали,
что они идут в школу учиться.
А учить их учиться будет учитель. На разных возрастных ступенях в новой
модели образования должны действовать новые методы и подходы к
1
обучению, и важнейшим компонентом должен стать ориентир на
практические навыки, на способность применять знания, реализацию собственных
проектов. В современной педагогической науке и в практической деятельности
инновационных общеобразовательных учреждений компетентностный подход направлен
именно на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания,
принятия решений. Нашей стране нужны думающие, глубоко интеллектуальные (с
практическим интеллектом и теоретическим мышлением) люди. А в старших классах
профильное обучение проложит дорогу индивидуальных траекторий школьников.
И все начинается с первой ступени обучения. «Здравствуйте, дети!» - и с этих
слов начнется сотрудничество школьников и учителя. Теперь семья, школа и
дополнительное образование должны стать звеньями одной цепи. Так считаю я,
учитель со стажем. Как хочется сделать детей счастливыми! Как хочется, чтобы в
их глазах постоянно мелькал живой огонек, а их лица светились улыбкой. Улыбкой
радости, улыбкой добра и желания познавать, искать, находить, Как хочется
научить их учиться! Как хочется передать им весь свой положительный жизненный
опыт! И так же, как меня одарила природа красивым почерком и грамотным письмом,
научить их писать так же красиво и грамотно. Знаю, что сделать это очень
трудно, а в некоторых субъективных случаях и вовсе нереально, но я всегда лелею
в себе надежду на лучшее. Да еще компьютер отодвинул работу с доской и мелом на
второй план. Но ничего. Где наша не пропадала? Найдем местечко и время для
образцового письма.
Я верю в своих детей и постоянно призываю их творить добро. Я учу их «…быть
маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих
своим теплом. Самое главное, чтобы дети были подальше от полюса зла».
Нелегкая эта
задача – дирижировать классным оркестром. Не обходится без огорчений, неудач. И
чтобы подготовить детей к жизни на первом этапе школьного обучения, чтобы
научить их учиться, надо быть очень компетентным в своей профессии, надо
обладать качествами менеджера педагогического процесса. Твоя душа молода, когда
шагаешь в ногу со своими питомцами. Хочу вместе с учениками постигать тайны
русского языка и Вселенной, знакомиться с удивительным миром математических
формул и алгоритмов. Школа дает детям широчайшую возможность добывать знания
самостоятельно в условиях ФГОС.
Стоп! А легко ли
это? Нет, нелегко. Даже очень трудно. Но учитель готов учиться всегда. Учиться
никогда не поздно и не стыдно. Разные специальные магистратуры (именно так
хотелось бы называть кузницу педагогических кадров в современном мире и в будущем)
должны оказывать помощь в переподготовке специалистов и педагогов. А, простите,
для безграмотных педагогов и учителей, для тех, кто не хочет учиться, я бы
назначила экзамен – его величество ДИКТАНТ. Он, диктант, может рассказать о
многом.
2
А вот на самый главный вопрос: какой я вижу Школу Будущего (можно, я буду
писать эти слова с большой буквы?) – ответить очень сложно. Я должна знать,
какой будет наша жизнь, будет ли мир на Земле («Пусть всегда будет мир!»),
будет ли стремиться человечество сохранить экологию на планете, будет ли
считать общество труд педагога важным и значимым. И очень огромная роль
отводится семье. Содружество семьи и школы – это главный стимулятор в
подготовке школьников к жизни и труду на благо страны. Общий труд станет
основой для реальных программ образования. А еще здоровый образ жизни. Хочу
жить в здоровом обществе. Хочу, чтобы мои ученики были нравственно здоровы. Во
главу угла программы воспитания и образования должна стать забота о здоровье
нации. И тогда не страшно будет встречать будущее. И учиться в Школе Будущего
будет радостно. А высшая школа продолжит это дело. И будет ковать
квалифицированные кадры, которые прославят нашу Родину, наш край, наш город,
которые сделают нашу страну богатой и могучей державой.
3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.