Эссе « Роль
учителя в проектной деятельности учащегося».
Богданова Ольга Николаевна,
учитель математики
МКОУ «Овечкинская СОШ
Завьяловского района»
Алтайского края
Сегодня образование России выбирает
стратегию качества. Мы переходим к информационному обществу, становление
которого на современном этапе его развития реализуется за счет высокого уровня
информационных технологий, в первую очередь, коммуникативных, так как высокое
качество – это успех только командной работы.
В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным
направлением в системе образования должен быть поиск возможностей,
обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и
транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом.
Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты
новой школы.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит
сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности
учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается
при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы,
обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Итогом
проектной учебной деятельности, на мой взгляд, следует считать не столько
предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников,
рост его компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения
сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Самое решающее звено этой новации - учитель. Работа над проектом позволяет нам выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение
творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную
деятельность, способствует профессиональному и творческому росту
учителя.
При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он
становится действительным организатором совместной работы с обучающимися,
способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий,
нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается
в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю
осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический
климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится
соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником,
консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и
есть подлинное сотрудничество. В определенном смысле учитель перестает быть
только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля,
педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Какую же роль предстоит прожить
учителю в ходе руководства проектом? На разных этапах выполнения
заданий проекта, роль учителя различна.
Энтузиаст
|
- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и
направляя их в направлении достижения цели
|
Специалист
|
- компетентен в нескольких (не во всех!) областях
|
Консультант
|
- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к
другим специалистам
|
Руководитель
|
- может четко спланировать и реализовать проект
|
«Человек, который задает вопросы»
|
- организует обсуждение способов преодоления
возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную
связь
|
Координатор
|
- поддерживает групповой процесс решения проблем
|
Эксперт
|
- дает четкий анализ результатов как выполненного проекта
в целом, так и отдельных его этапов
|
Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и
каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у
ребенка – свои, а у учителя – свои), но если мы будем вместе, то обязательно
дойдем до победного финиша. Первое, в чем надо убедить ребенка: ставь задачу и
иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.
Необходимо отслеживать
деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно
оценивать деятельность учащихся отметками, можно использовать разнообразные
формы поощрения, включая самое обычное: «Все правильно» или «Надо бы еще
подумать». В творческих проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем
не менее, учителю необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на
помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче
способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на
преподавание, а на учение. Самое сложное для
учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно
удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют
что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у
школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного
и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества
школьников.
В школьной практике используется
проектная деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во
внеурочной деятельности.
Проектные уроки проводятся на тех темах,
где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно
расширить его за счет внеучебных источников. На этих уроках, кратко по
структурно-логической схеме или по опорному конспекту, предлагается ученикам
увидеть весь материал в целом, показываются причинно-следственные связи между
событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами, процессами. На
последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы,
знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и
анализа информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают
наглядный материал: рисунки, таблицы, диаграммы, эксперименты, анимации, раздаточный
материал, составляют план защиты своего проекта, продумывают формы и методы
подачи материала в презентации.
Далее осуществляется публичная
презентация своего учебного продукта.
Внеурочные проекты ребята, выбрав интересующие
их темы, готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский
проект, проект - инсценировка, организационный проект, проект -
выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, мультимедийный
проект.
Таким образом, посредством метода проектов, задействованы
практически все виды универсальных учебных умений:
Регулятивные
|
- планирование, саморегуляция
|
Познавательные
|
- поиск и сбор информации, структурирование
материала, построение речевого высказывания,
смысловое чтение, обобщение, анализ и другие
мыслительные операции, решение поисковых,
творческих и исследовательских задач
|
Коммуникативные
|
- планирование сотрудничества, распределение
функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в
группу, управление поведения партнера, умение
выражать свои мысли, владение речью
|
При организации проекта необходимо соблюдать ряд условий:
- Проект должен быть выполнимым и
соответствовать возрасту и
возможностям обучающихся.
- Обучающиеся должны быть подготовлены к
выполнению проектов, как в
части ориентации при выборе темы
проекта, так и в части конкретных
приемов, технологий и методов,
необходимых для успешной реализации
выбранного вида проекта.
- Необходимо обеспечить педагогическое
сопровождение проекта как в
отношении выбора темы и содержания,
так и в отношении используемых
методов.
- Необходимо использовать тетрадь
самоконтроля, в которой проводить
самоанализ в ходе выполнения работы и
которая будет использоваться при
составлении отчетов и во время
собеседований с руководителями
проектов.
- Необходимо наличие ясной и простой
системы оценки итогового результата
работы по проекту.
- Результаты и продукты проектной
деятельности должны быть
презентованы. Они должны получить
оценку и признание достижений в
форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.
При организации проектной деятельности учителю необходимо обратить
внимание и совершенствовать следующие основные функции в отношении
учащихся:
-
диагностика состояния процесса обучения учащихся;
-
осуществление целеполагания;
-
обеспечение мотивации у учащихся и вовлечение их в деятельность;
-
управление деятельностью учащихся;
-
коррекция деятельности учащихся;
-
контроль за выполнением заданий;
-
рефлексия деятельности.
Такое сопровождение позволяет учитывать
интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых
знаний, отвечать на их конкретные запросы. Ученик
должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он
занят со стороны учителя. Учителю необходимо каждый урок показывать своим
ученикам, что они неповторимая личность, имеющая право на ошибку, собственное
мнение и способность к саморазвитию. Даже неудачно выполненный проект
также имеет большое положительное педагогическое значение.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной
школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта
можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи,
стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды
деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и
поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность
нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на
интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.