Эссе «Моё призвание - педагог»
Кених Любовь Владимировна,
учитель истории, обществознания и МХК
МАОУ «Верхнедубровская средняя
общеобразовательная школа» Белоярского района Свердловской области
«Учитель – это
звучит гордо» - эти слова с раннего детства запали в душу. В моей семье
гордились тем, что моя бабушка и мои дедушки были учителями. Родителям моим не
удалось продолжить семейные традиции, но привить любовь и уважение к профессии
они сумели. На вопросы «Где работать и чем заниматься?» ответ я знала примерно
лет с восьми. Конечно, я буду учителем. Мне нравилось играть в школу: помогать
одноклассникам, братишкам и сестрёнке в выполнении домашних заданий. Нравилась
опекать, разъяснять сложный материал, нравилось быть в гуще школьных событий.
Училась с удовольствием, а в старших классах мне стали доверять вести уроки у
малышей, правда под контролем учителя. Я радовалась, когда меня хвалили за
урок, а малыши говорили «Приходи к нам ещё!». Школьные годы пролетели, нужно
было получать профессиональное образование. Первые два года после школы мне не
удавалось поступить, слишком большой конкурс был на исторический факультет, но
от своего я не отступала. Начала свой педагогический путь в Верхнедубровской
школе в ноябре 1978 года, пришла работать старшей пионерской вожатой. Директор
школы встретила меня как родную, она очень скоро поняла, что я просто «больна»
школой. С той поры прошло много лет, я получила образование, состоялась в
профессии: в разные периоды занимала должности заместителя директора по
воспитательной работе, по учебно- воспитательной работе, директора школы,
выпустила несколько поколений учеников. Казалось бы, всё уже произошло и ничего
нового, и интересного для себя я уже не открою, но я каждый год с волнением и
радостью жду 1 сентября. Для меня это день новой встречи и нового открытия
своих учеников. По – прежнему волнуясь, как будто в первый раз я вхожу в класс:
«Здравствуй, племя младое, незнакомое» - эти слова диссонансом звучат в сознании.
Действительно младое и действительно незнакомое, ведь за летние каникулы
сколько нового узнают эти мальчишки и девчонки, они приходят другими.
Мне часто приходится
слышать от коллег, от учеников и их родителей, что я на своём месте, что быть
педагогом – моё призвание. А что это такое – быть педагогом? По своему опыту
знаю - работа Учителя, требует полной самоотдачи, затраты умственных,
физических и душевных сил; педагог должен быть проницательным психологом,
который способен заметить лучшие человеческие качества в человеке, помочь им
раскрыться. Случайные люди редко задерживаются в этой профессии. Терпение,
умение слушать и слышать, понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы
педагогической работы, твёрдая уверенность в себе и в своих учениках, желание
не только учить, но и учиться – вот профессиональные качества, которые в себе
пришлось развивать. Для меня как учителя необходимо вдохновение, для которого
обязательны три правила - любить свою профессию, верить в свои
возможности, спешить к ученикам. Источником моего вдохновения всегда
были дети, опыт и энтузиазм коллег, общение с наукой. Мне в жизни везло на
встречи с блестящими мастерами педагогического труда. Я всегда прислушивалась к
мудрому совету старших, училась у них и благодарна им за это. Я уверена, что
если буду топтаться на месте, пользоваться старыми приемами и методами, то перестану
быть интересной ученикам. Сегодня школа вступила в полосу великого обновления,
наверное, это не столько современное здание, новое оборудование, сколько
обновленный дух, который должен воцариться в ней. Проработав в школе не один
десяток лет, я сделала для себя вывод, что каждого ребенка можно заинтересовать
своим предметом, обучить в меру его способностей, если ты в школе, если ты
дорожишь своим делом, если твои слова о любви к детям не лукавство, то тогда
дерзай.
У людей любой
профессии есть свои правила, уставы, кодексы. Учителя свои правила пишут сами,
идут к их пониманию через годы работы. Я также составила для себя азбуку
преподавания:
И
– интеллект, исследование, изучение;
С
– соавторство, сопричастность, сотрудничество;
Т
– толерантность в процессе обучения, уважение мнения других;
О
– образованность, общение;
Р
– решение главных для себя задач в образовательном и воспитательном процессе;
И
– изменение взглядов и позиций, методов преподавания с требованиями
современности;
Я
– я научилась, дети учатся у меня, я учусь у детей.
Чтобы
привлечь внимание учащихся к истории своей страны, развить их активность по
изучению моего предмета, я ищу нетрадиционные формы обучения, как на уроке, так
и во внеклассной работе. Для этого я разработала для учащихся 5-11 классов
тематику исследовательских работ под общим названием «С чего начинается
Родина». Далеко не праздные слова, когда – то очень известной песни для
сегодняшних мальчишек и девчонок, живущих в мире информационных технологий,
заставляют по – иному взглянуть на окружающий мир. Действительно, с чего?
У
каждого свой ответ на этот вопрос. На уроках, посвящённых героическим страницам
истории России, я обращаюсь с этим вопросом к своим ученикам. С чего начиналась
Родина для Александра Невского, для Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, для
участников многочисленных войн? Что, прежде всего, ценили и связывали с
понятием «Родина»? На таких уроках я пытаюсь достучаться до самых затаённых
уголков в сердце каждого ученика, чтобы всколыхнуть эмоциональные чувства.
Зажечь учеников желанием познать, любить и беречь свой край, свою малую Родину.
В этом мне помогают не только учебники, методическая литература, но и
литературные произведения (выдержки из романов, рассказов, стихи, песни).
Помогает и обращение к истории семей самих учеников, ведь именно в такие минуты
происходит понимание сопричастности с историей страны, понимание того, что
каждый, по сути, является её творцом. Эмоциональная подача материала учит ребят
задумываться над происходящими событиями, оценивать их с позиции не
наблюдателя, а участника событий.
В течение многих
лет работы с учащимися, имеющими повышенный интерес к истории, обществознанию,
я добилась определённых успехов.
Но самым главным
итогом этой внеурочной работы с учащимися я считаю формирование системы
нравственных ценностей: долга, чести, достоинства и патриотизма.
«Жизнь – вот ремесло, которому я хочу
учить воспитанников. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом. Он
будет, прежде всего, ЧЕЛОВЕКОМ» Ж.Ж.Руссо. Эти
слова великого просветителя, произнесённые ещё в XVIII
в., для меня актуальны и сегодня. Мы, учителя истории, - носители Прометеева
огня, нам нужно идти по следам людей прежних эпох, но идти не слепо, а
творчески, искать то лучшее, что искали они и создавать принципиально новое.
Дать ученику почувствовать себя частицей живущего во времени человечества,
знать кто «Я», и как мое «Я» связано с окружающим миром, участвовать в развитии
общества с учетом дыхания прошлого и настоящего. Я считаю, что мне это удается
и значит я на своём месте.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.