Как
влияет современная культура на становление личности подрастающего человека в
образовательном процессе.
Если
человека пичкать обрывками культуры, которой тот не понимает, то он становится
прекрасным фанатиком и оружием в чужих руках.
Алексей
Пехов
Мы живем
в эпоху кардинальных перемен, происходящих в обществе, в условиях общего
экономического и социального кризиса, когда осуществляется переоценка
ценностей. Сейчас как никогда общество нуждается в культурной,
высоконравственной личности, достойной уважения и востребованная обществом.
Наиболее
ответственным периодом для нравственного становления личности является
подростковый возраст. Именно в это время происходит формирование нравственного
сознания, чувств, поведения, собственного мировоззрения, накопления жизненного
и интеллектуального опыта, т.е. культуры человека. Это время самопознания и
самоопределения, выявления нравственных ценностей и идеалов.
Образованию
отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества,
в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении
социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России,
к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Но
способна ли школа сегодня в одиночку справиться с этой задачей? Мы современные
учителя, обучая и развивая детей, сталкиваемся с огромными проблемами
воспитания. И большая их часть зависит от общества, от тех нравственных норм и
ценностей, которые несет оно. Мы живем в открытом информационном пространстве.
С рождения наши дети погружены во всеобщий поток информации, который к
сожалению далек от того, чтобы воспитывать в них нравственного,
высококультурного человека. Мы перестали читать, писать письма. Изменились
идеалы, а чаще их совсем нет. Дети не мечтают стать обладателями профессий,
они с детства нацелены на всеобщий достаток, и высокое положение.
Современное
образование нацелено на формирование универсальных учебных действий, которые
будут способствовать дальнейшему саморазвитию ребенка через овладение
различными технологиями, но при этом забываем о воспитании. «Педагогический
процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо
вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу,
необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш.А. Амонашвили).
Существует
множество факторов, способствующих нравственному становлению личности, и
барьеров, препятствующих воспитанию нравственной личности.
СМИ прочно
вошли в жизнь современного общества. Осуществляя социальный контроль и
управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания,
опыт и культуру, информируя самые широкие слои населения о происходящих
событиях, они тем самым выполняют важнейшие функции поддержания и укрепления
общественных отношений. Известно, что социально обусловленная сторона личности,
ее направленность, которая включает в себя мировоззрение, идеалы, интересы,
стремления, мотивацию, формируется в основном за счет воспитания
и в результате социально-психологических воздействий на личность.
Телевидение
влияет на мировоззрение подрастающего поколения, и не всегда это влияние
положительно. Все мы когда-то были детьми. И часто смотрели мультфильмы.
Но есть одно «НО»! Мы и наши родители выросли на добрых, старых рисованных
мультфильмах, на старых фильмах, несущих позитив. Да и в то время иностранные
мультфильмы не были так популярны, как сейчас. Сейчас же не осталось почти
ничего такого положительного и позитивного. Очень много мультфильмов идёт по
телевизору, но чтобы найти русский рисованный мультик, нужно немало времени
потратить у экрана телевизора, щёлкая с программы на программу.
Агрессия
детей основана не только на иностранных мультфильмах, но и на фильмах, таких
как: боевики, фильмы ужасов и многое другое, негативно влияющее на детскую
психику.
Немало
детей смотрят добрые, позитивные передачи, но есть остальная часть, которая
смотрит то, что не рекомендовано ребёнку, его психике и мешает развиваться
мышлению. Неизвестно, что будет с этими детьми дальше!? Будут ли они добры друг
к другу?.. Вырастут ли они достойными людьми?..
В связи с
возрастающим влиянием СМИ на социализацию младших школьников, подростков и
юношей актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с
детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов (психологов) в
процесс освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации.
В современном образовании уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных
программ на предстоящую неделю и работа с ними в коллективе; обсуждение телепередач
в группе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном
процессе и т.д. Также считаю, что необходим жесткий отбор фильмов. Чтобы учитывалось
суточное время их трансляции. На экранах должны обязательно присутствовать
передачи познавательные, воспитательные и развивающие, которые формируют
мировоззрение подрастающего поколения. И в заключении хотелось бы сказать,
что смотреть телевизор очень даже и не вредно! Конечно, смотря, что смотреть!
Но выбор всегда остаётся за вами! А лучше всего читать книги, это увлекательный
мир, красочный и завораживающий!
Д.С.Лихачев
сказал: «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов,
институтов, других культурных учреждений, но если есть библиотеки – культура не
погибнет в такой стране.»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.