Эссе « Моя педагогическая философия »
Учитель
математики: Япиева А.В.
МБОУ
Краснокоммунарская СОШ
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои
размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов,
на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему остаюсь в
этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую
другую, более спокойную, более оплачиваемую?
Да потому, что это мой
Путь, мой сознательный выбор - быть Учителем. Это выбор, сделанный
возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, это не я
выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?» Может
быть…
Всё началось в детстве.
Случилось так, что я родилась в семье, где мама учитель. Будучи ещё маленькой
девочкой, я часто наблюдала за её работой: как она проверяла тетради, писала
планы, придумывала интересные эксперименты с подручными средствами. Мне всегда
хотелось взять ручку и поучаствовать во всех этих процессах. Сколько себя помню, всегда любила играть в
«учителя»: у меня был свой «класс», дети - «игрушки», двери шкафа служили мне
доской. В нашем доме собирались все соседские ребятишки, и мы играли в «школу».
И вот я уже
ученица 11 класса, в школе проходит день учителя, по традиции день
самоуправления. Как я мечтала провести урок! Вот он, мой первый урок, мне
доверили быть учителем математики в 5 классе. Эти воспоминания я храню в
своем сердце до сих пор. После окончания школы у меня не было «трёх дорог», я
твёрдо знала, что я буду учителем! Только об этой специальности я имела полное
представление со всех её сторон, я была уверена, что это моя профессия, моё
призвание.
Именно
поэтому, окончив, Оренбургский государственный педагогический университет в
2005году я вернулась в свою родную школу.
Каждый
день, приходя на работу, я чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от
себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее
расположение к каждому ребёнку, которого сейчас встречу. Моё лицо излучает
свет, тепло и доброжелательность.
«Поделись
улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся», - поётся в известной
песне. Моё хорошее настроение «заражает» ребят. Иногда достаточно лишь похвалить
ребёнка. И он из грустного или агрессивного превращается в весёлого и
доброжелательного и с радостью включается в работу. Не надо скупиться на
похвалу, комплименты и тёплые слова! Душа ученика – тонкий инструмент. Не
навреди ей! Очень важно понимать ребёнка, правильно оценить его состояние в
данный момент, быть с ним искренним. У Сухомлинского я когда-то
прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии;
если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка
высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он
учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в
терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится
верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок
растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании
и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня
главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить,
насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную
обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне
благодарностью.
Школа является основным
звеном в цепочке взросления человека. Именно здесь, в Храме Детства, происходит
становление душ. Учителя сплачивают вокруг себя класс, учат по-настоящему
дружить, становятся проводниками во взрослую жизнь, лучшими советчиками и
старшими друзьями. Я не ставлю границ между собой и учениками и к себе порою
бываю еще строже, чем к ним. Ведь чтобы научить детей искренности, чуткости,
доброте, надо самой нести в себе эти качества.
В процессе моего
становления в роли учителя я определила для себя следующие требования, которым
и стараюсь соответствовать каждый день:
– ученику нужно отдавать
не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.
– каждый ребенок вправе
рассчитывать на внимание, заботу и любовь
– учитель лишь тогда
сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.
Я часто
говорю своим ученикам: «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и учу их не
бояться высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь
«ошибка – путь к творчеству». Стараюсь создавать на уроках спокойную,
доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет
права за нее наказать! Каждый мой ребёнок знает, что если он сегодня ошибся,
это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку, его оценка
сегодня - это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира,
развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой
принцип. «Не стыдно не знать, стыдно - не учиться». Я уважаю желание ученика
спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то
новое. А моя задача как учителя - не дать угаснуть этому огоньку познания.
Поэтому я пытаюсь как можно продуктивнее использовать время урока,
стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить
задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо
формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы
развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь
вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения
вперёд. Я люблю свою профессию,
стараюсь развиваться в ней, и очень рада, что судьба дала мне возможность
называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».
Тот, кто стал учителем,
поймёт,
Какое счастье - быть
полезным людям,
Учить его Величество
народ!
Нести ему дар
мудрости и знанья
И доброты своей
сердечный свет.
Нет на земле
ответственней призванья,
Почётнее и
радостнее нет. (И. Крупин)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.