Принцип культуросообразности-
как наиболее значимый в обучении школьников финансовой грамотности.
(«Домострой»- как пример
грамотного финансового поведения )
Работаю в школе
учителем истории и обществознания 22 года. И на своих уроках я в той или иной
степени затрагивала темы, как мы только сейчас понимаем, финансовой грамотности,
в большей степени на уроках обществознания, где на протяжении десятков лет
учащиеся изучали такие темы как «Бюджет семьи», «Экономическая деятельность подростков»
и т.д. В современное время финансовой грамотности учащихся уделяется все
большее и большее внимание. И это, на мой взгляд, правильно. Не секрет, что
этап получения образования в школе является лучшим этапом жизненного цикла
человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки
финансовой грамотности. Вот почему школа должна помогать учащимся начинать
адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
В школе, где я работаю учителем истории и обществознания, со следующего
2016-2017 учебного года курс финансовой грамотности будет введен во внеурочную
деятельность учащихся, но уже в этом году я проводила такие занятия в ряде
классов, а так же затрагивала некоторые вопросы финансовой грамотности на
уроках истории и обществознания. Надо сказать, что эта тема очень нравится
учащимся, которые в этом году с удовольствием приняли участие в Неделе
финансовой грамотности, олимпиаде Национальной Академии предпринимательства.
Финансовая грамотность –
это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных
социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет
способность и готовность человека продуктивно выполнять различные
социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика,
налогоплатильщика и т. д.
Обучения финансовой грамотности
отражают следующие принципы: природо- и культуросообразности, гуманистической
направленности, принцип вариативности, развития конструктивно-финансовой
активности и духовно-нравственного отношения к миру
В своем эссе я бы хотела
рассказать о принципе культуросообразности, который в современной
трактовке предполагает, что обучение и воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях культуры, строиться в соответствии с ценностями и
нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями и присущими
традициями. Россия включает в себя множество этносов и регионов, имеющих
значительное культурное своеобразие и в этом ее уникальность и преимущество.
Важно, чтобы овладение финансовой грамотностью, помогало молодому человеку
осмыслить ценности гражданского общества, осознать свою сопричастность к судьбам
Родины, уважать ценности культуры.
В соответствии с принципом культуросообразности
задача обучения финансовой грамотности состоит в приобщении молодежи к
различным пластам культуры – духовной, интеллектуальной, нравственной, бытовой
материальной, экономической, финансовой, политической, которые, все вместе,
определяют отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к миру.
В
нынешние нелегкие для экономики страны времена перед обществом встает вопрос
грамотного финансового поведения. Найти прямые и косвенные указания на правила
обращения с финансами можно и в религии, и в народном творчестве различных культур.
В России базовые правила обращения с финансами прекрасно использовались испокон
веков и даже закреплены в народном творчестве. В своей работе на уроках
истории, обществознания я часто использую «Домострой» не только как
памятник средневековой русской литературы, но
и как домашний устав православного христианина. «Домострой» был написан в конце
XV – начале XVI вв. Его авторство приписывается московскому священнику, клирику
Благовещенского собора протопопу Сильвестру, наставнику юного царя Иоанна
Грозного. «Домострой» состоит из 67 глав, которые разделены на три части. В
первой, повествующей «о духовном строении», излагаются догматы веры, правила
приходской жизни, нормы поведения с лицами духовного звания и властями и т.д.
Во второй, «о мирском строении» изложено, как жить в мире и согласии со своими
близкими. В третьей, «о строении домовном» даются практические житейские
советы, как вести хозяйство, делать запасы, принимать и угощать гостей. Вот
эту 3 часть мы и рассматриваем на уроке с учениками, примеряем правила древней
старины, какие-то берём с собой в век современный. Ребята приходят к пониманию,
что эта книга стала незаменимым учебником житейской
мудрости для многих поколений русских людей. Представленные в ней правила — это
те, нарушение которых сегодня приводит граждан к финансовым консультантам за
помощью для оздоровления своих финансов. Осмысление их простоты и вековой
эмпирической базы, надеюсь, поможет многим семьям принимать корректные
финансовые решения при ведении домашнего хозяйства. Правила управления
семейными финансами просты, во многом интуитивны и далеко не новы. Их усвоение
— вопрос осознанной практики и определенного уровня образования.
Трудно
представить, что сейчас кто-то сможет пользоваться рекомендациями «Домостроя» в
полном объеме — слишком изменилась наша жизнь — но многое в нем полезно и для
нас. На уроке я раздаю ребятам дидактические материалы (см. Дидактические
материалы) для индивидуальной и групповой работы в классе. Также их можно
использовать учителю для объяснения материала.
В результате работы с текстом «Домостроя» учащиеся, можно сказать, стоят у
истоков финансовой грамотности как науки так как с точки зрения экономической
науки в определенной мере эту книгу можно назвать одним из первых трудов в
области создания национальной системы финансового просвещения, которая должна
была формировать у граждан основы финансовой культуры. По предложенной теме
можно работать не только на уроках истории и обществознания, но и Основам
православной культуры, технологии (например, рассмотреть кулинарию по
«Домострою»)
Уровень
сложности и объем информации варьируется в зависимости от возраста учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.