Инфоурок Математика Другие методич. материалыЭлементы комбинаторики и статистики на уроках математики в 5 классе

Элементы комбинаторики и статистики на уроках математики в 5 классе

Скачать материал
Скачать материал "Элементы комбинаторики и статистики на уроках математики в 5 классе"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Элементы комбинаторики и статистики на уроках математики в 5 классе



Вып...

    1 слайд


    Элементы
    комбинаторики и статистики на уроках математики
    в 5 классе




    Выполнила: учитель математики
    МОУ «СОШ №190»
    Летягина С.Г.

  • Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. и др.Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н...

    2 слайд


    Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. и др.
    Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.

    Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
    Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.
    и др.

    Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.
    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

  • 2Эксперименты со случайным исходом2Сравнение шансов2Правило умножения2Логика...

    3 слайд

    2
    Эксперименты со случайным исходом
    2
    Сравнение шансов
    2
    Правило умножения
    2
    Логика перебора
    Комбинаторика. Случайные события
    Гл.9
    Математика 6
    3
    Опрос общественного мнения
    11.3.
    2
    Чтение и составление диаграмм
    11.2.
    3
    Чтение и составление таблиц
    11.1.
    Таблицы и диаграммы
    Гл.11
    2
    Случайные события
    (возможно или невозможно; достоверные, возможные, случайные события)
    8.6.
    Дроби
    Гл.8
    4
    Перебор возможных вариантов
    (комбинаторные задачи, дерево возможных вариантов)
    2.5.
    Натуральные числа
    Гл.2
    Математика 5
    Количество часов
    Содержание
    № пункта, главы
    Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. и др.

  • 2Куда пойти работать5.3.2Удобно ли расположена школа5.2.2Как исследуют качест...

    4 слайд

    2
    Куда пойти работать
    5.3.
    2
    Удобно ли расположена школа
    5.2.
    2
    Как исследуют качество знаний школьников
    5.1.
    Статистические исследования
    (генеральная совокупность и выборка, полигон частот, гистограмма, выборочная дисперсия)
    Гл.5
    Алгебра 9
    1
    Зачет
    1
    Геометрические вероятности
    6.3.
    2
    Вероятность равновозможных событий
    6.2.
    2
    Статистические характеристики
    (медиана, среднее арифметическое, размах)
    6.1.
    Вероятность и статистика
    Гл.6
    Алгебра 8
    1
    Зачет
    2
    Вероятность случайного события
    9.2.
    2
    Относительная частота случайного события
    9.1.
    Частота и вероятность
    Гл.9
    2
    Перестановки
    6.4.
    2
    Решение комбинаторных задач
    6.3.
    Свойства степени с натуральным показателем
    Гл.6
    3
    Статистические характеристики (мода)
    1.5.
    Дроби и проценты
    Гл.1
    Алгебра 7

  • --Алгебра 93
2
3
1Вероятность события
Перестановки
Размещения и сочетания
Кон...

    5 слайд

    -
    -
    Алгебра 9
    3
    2
    3
    1
    Вероятность события
    Перестановки
    Размещения и сочетания
    Контрольная работа
    Дополнения к главе 4
    Алгебра 8
    -
    -
    Алгебра 7
    Всего:10
    Занимательные задачи к главам
    К гл.1 – 2, к гл.2 – 2, к гл.3 – 2, к гл.4 – 2, к гл. 5 – 2
    2
    Столбчатые диаграммы и графики
    5.10.
    Обыкновенные и десятичные дроби
    Гл.5
    2
    2
    Задачи на перебор всех возможных вариантов
    Вероятность события
    Дополнения к Главе 1
    Математика 6
    -
    Всего:14
    -
    Занимательные задачи к главам
    К гл.1 – 5, к гл.2 – 2, к гл.3 – 2, к гл.4 – 5
    Математика 5
    Количество часов
    Содержание
    № пункта, главы
    Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.

  • 1Контрольная работа10Понятие вероятности события
(частота и вероятность, стат...

    6 слайд

    1
    Контрольная работа
    10
    Понятие вероятности события
    (частота и вероятность, статистическое определение вероятности событий, подсчет вероятностей в опытах с равновозможными исходами, теорема умножения вероятностей)
    12.2.
    1
    Контрольная работа
    3
    Основные понятия комбинаторики
    (размещения, перестановки, сочетания)
    12.1.
    Элементы комбинаторики
    Гл.12
    Математика 9
    -
    -
    Математика 8
    -
    -
    Математика 7
    2
    Столбчатые диаграммы
    2
    Графики
    Математика 6
    2
    Анализ рядов данных
    Круговые диаграммы
    Гл.2 п.43
    Математика 5
    Количество часов
    Содержание
    № пункта, главы
    Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.

  • 3Начальные сведения из теории вероятностей
(относительная частота и вероятнос...

    7 слайд

    3
    Начальные сведения из теории вероятностей
    (относительная частота и вероятность случайных событий)
    9
    Элементы комбинаторики
    (правило умножения, перестановки, размещения, сочетания и их формулы)
    Элементы комбинаторики и теории вероятностей
    Гл.5
    Алгебра 9
    1
    Столбчатые и круговые диаграммы, полигон и гистограмма
    1
    Характеристики: среднее арифметическое, мода, размах
    1
    Таблицы частот и относительных частот
    1
    Организация статистических исследований
    Элементы статистики
    п.13
    Алгебра 8
    -
    -
    Алгебра 7
    Количество часов
    Содержание
    № пункта, главы
    Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.

  • --Алгебра 81Контрольная работа-Разбиение на 2 группы, выдвижение гипотез§6*1П...

    8 слайд

    -
    -
    Алгебра 8
    1
    Контрольная работа
    -
    Разбиение на 2 группы, выдвижение гипотез
    §6*
    1
    Перестановки
    §5
    1
    Подсчет вариантов с помощью графов
    §4
    2
    Таблица вариантов и правило произведения
    §3
    2
    Исторические комбинаторные задачи. Различные комбинации из 3 элементов
    §1,2
    7
    Введение в комбинаторику
    Гл.1
    Алгебра 7
    Количество часов
    Содержание
    № пункта, главы
    Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др.

  • 1Контрольная работа1Обобщающий урок3Центральные тенденции§172Генеральная сово...

    9 слайд

    1
    Контрольная работа
    1
    Обобщающий урок
    3
    Центральные тенденции
    §17
    2
    Генеральная совокупность и выборка
    §16
    2
    Полигоны частот
    §15
    3
    Таблицы распределения
    §14
    12
    Случайные величины
    Гл.3
    1
    Контрольная работа
    1
    Обобщающий урок
    3
    Относительная частота и закон больших чисел
    §12
    1
    Противоположные события и их вероятности
    §11
    4
    Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики
    §9
    2
    Вероятность события
    §8
    1
    События
    §7
    13
    Случайные события
    Гл.2
    Алгебра 9

  • Вероятность события и ее вычислениеФакториалСлучайные события (достоверное-оч...

    10 слайд

    Вероятность события и ее вычисление
    Факториал
    Случайные события (достоверное-очевидное, случайное-вероятное, маловероятное-невозможное)
    Граф-дерево (дерево вариантов)
    Подсчет вариантов с помощью графов
    Таблицы вариантов
    Перебор всех возможных вариантов с использованием правила произведения
    Систематический перебор возможных вариантов
    Дополнение к Главе1
    Комбинаторика
    6 класс
    5 класс
    Проект

  • Графики и чтение графиков (1ч.)п.5.10. Столбчатые диаграммы (1ч.)Составление...

    11 слайд

    Графики и чтение графиков (1ч.)
    п.5.10. Столбчатые диаграммы (1ч.)
    Составление и чтение таблиц
    п.1.8. Круговые диаграммы (2ч.)
    Таблицы
    Проведение социологического опроса и формы его представления
    Частность
    Варианта, кратность
    Частота
    Объем выборки
    Среднее арифметическое значение Мода Мо, Размах R
    Анализ рядов данных
    Статистика
    6 класс
    5 класс

  • 7 класс
 Исторические комбинаторные задачи (3ч.):
Фигурные числа
Магически...

    12 слайд

    7 класс
    Исторические комбинаторные задачи (3ч.):
    Фигурные числа
    Магические квадраты
    Латинские квадраты

    8 класс
    Дополнения к Главе 4 (5ч.)
    Вероятность событий
    Перестановки
    Размещения и сочетания
    Разбиение на две группы. Выдвижение гипотез.
    Контрольная работа

    9 класс
    Статистика (6ч.)
    Относительная частота
    Статистическая вероятность
    Таблицы распределения
    Полигоны частот
    Центральные тенденции
    Зачет

  • Познакомить с разделом математики «комбинаторика»

Развивать монологическую...

    13 слайд


    Познакомить с разделом математики «комбинаторика»

    Развивать монологическую речь учащихся

    Продолжить развитие навыков работы в малых группах

    Способствовать развитию наблюдательности

    Кратко ознакомить с разделом математики «статистика»

    Провести статистическое исследование и его обработку

    Развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, делать выводы

    Показать, как полученные на уроках математики знания применяются на практике
    Цели и задачи:

  • Умеют решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных...

    14 слайд


    Умеют решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов

    Вычисляют факториалы

    Составляют таблицы, извлекают информацию, представленную в таблицах

    Применяют полученные знания в анализе реальных числовых данных и при решении учебных и практических задач
    Прогнозируемый результат:

  • 15 слайд

  • Комбинаторика  Задача. 
Запишите всевозможные двузначные числа, используя при...

    16 слайд

    Комбинаторика
    Задача.
    Запишите всевозможные двузначные числа, используя при этом цифры 1,2,3

    Раздел математики в котором изучаются вопросы о том, каких и сколько различных комбинаций подчиненных тем или иным условиям можно составить называют КОМБИНАТОРИКОЙ.

    Решение.
    Для того, чтобы не пропустить и не повторять ни одно из чисел, будем выписывать их в порядке возрастания. Сначала запишем числа начинающиеся с цифры 1, затем с 2 и наконец с 3.

    11, 12, 13, 21, 22, 23, 31, 32, 33.

  • Задача. 
Запишите всевозможные двузначные числа, используя при этом цифры 1...

    17 слайд

    Задача.
    Запишите всевозможные двузначные числа, используя при этом цифры 1,2,3


    Решение.
    Дерево возможных вариантов.







    11 12 13 21 22 23 31 32 33
    *
    1
    2
    3
    1
    2
    3
    1
    2
    3
    1
    2
    3
    Первая цифра


    Вторая цифра

    Полученное число
    Комбинаторика

  • Задача. 
Запишите всевозможные двузначные числа, используя при этом цифры 1...

    18 слайд

    Задача.
    Запишите всевозможные двузначные числа, используя при этом цифры 1,2,3


    Решение.
    таблица вариантов





    Комбинаторика

  • Комбинаторика.Лабораторно-графическая работа Задача. 
    В школе 5 волейбол...

    19 слайд

    Комбинаторика.
    Лабораторно-графическая работа
    Задача.
    В школе 5 волейбольных команд. Для каждой нужен вымпел, сшитый из 2 полос ткани разного цвета. Можно ли их изготовить, если есть ткань 3 цветов: красная, зеленая, желтая? Вымпелы отличаются цветом ткани и расположением полос. Есть ли еще варианты?

    Решение.
    1 и 2 группа





  • Комбинаторика.Лабораторно-графическая работа Задача. 
    В школе 5 волейбол...

    20 слайд

    Комбинаторика.
    Лабораторно-графическая работа
    Задача.
    В школе 5 волейбольных команд. Для каждой нужен вымпел, сшитый из 2 полос ткани разного цвета. Можно ли их изготовить, если есть ткань 3 цветов: красная, зеленая, желтая? Вымпелы отличаются цветом ткани и расположением полос. Есть ли еще варианты?

    Решение.
    3 группа





    *
    К
    З
    Ж
    З
    Ж
    К
    Ж
    З
    К

  • ФАКТОРИАЛ.+ знак плюс сложение
- знак минус вычитание
∙ умножение
: деление...

    21 слайд

    ФАКТОРИАЛ.
    + знак плюс сложение
    - знак минус вычитание
    ∙ умножение
    : деление
    ! восклицательный знак Это не восклицательный знак.

    Запись 5! Читается: «пять факториал» и означает произведение натуральных чисел от 1 до 5 включительно.
    5!=1∙2∙3∙4∙5=120

    ! – это специальное обозначение для краткой записи произведения нескольких первых натуральных чисел.
    n!=1∙2∙3∙4∙…∙n (читается «эн факториал»)

    Произведения состоящего из одного множителя не бывает, поэтому условились, что 1!=1.
    Найдем значение некоторых факториалов:
    2!=1∙2=2
    3!=1∙2∙3=6
    4!=1∙2∙3∙4=24
    6!=1∙2∙3∙4∙5∙6=5!∙6=120∙6=720
    !
    !
    !

  • ФАКТОРИАЛ.Задача.

   Делится ли 8! на 5!.

Решение.

   8!=1∙2∙3∙4∙5∙6∙7∙8=5...

    22 слайд

    ФАКТОРИАЛ.
    Задача.

    Делится ли 8! на 5!.

    Решение.

    8!=1∙2∙3∙4∙5∙6∙7∙8=5!∙6∙7∙8

    Так как 8! равен произведению, в котором один из множителей есть 5!, то 8! делится на 5!
    Точно также легко показать, что8! легко делится на 7!.

    Свойство.

    Каждый факториал делится на любой предшествующий
    !
    !
    !

  • Таблицы. Анализ рядов данных.5,2,4,5,5,4,4,5,5,5     -числовой ряд данных 

(...

    23 слайд

    Таблицы. Анализ рядов данных.
    5,2,4,5,5,4,4,5,5,5 -числовой ряд данных

    (5+2+4+5+5+4+4+5+5+5)/10=44/10 -среднее арифметическое
    10 -объем выборки
    5 -мода ряда
    5-2=3 -размах ряда

  • Анализ рядов данных.  Задание.

Прочитайте двустишие:
Это дерево – сосна,
И с...

    24 слайд

    Анализ рядов данных.
    Задание.

    Прочитайте двустишие:
    Это дерево – сосна,
    И судьба сосны ясна.
    Выборка состоит из всех букв, входящих в двустишие.

    -Определите объем выборки.
    Ответ: 30.
    -Выпишите ряд данных выборки.
    Ответ:а,б,в,д,е,и,н,о,р,с,у,т,ь,ы,э,я.

    Варианта – это выбранный признак.
    Кратность – количество варианты в ряду.

    -Определите кратность варианты «о».
    Ответ: 4.
    -Определите моду ряда.
    Ответ: модой является буква «с» (встречается 6 раз).

  • 25 слайд

  • ТренингЗадача.
    В таблице представлены данные посещаемости кружка за недел...

    26 слайд

    Тренинг
    Задача.
    В таблице представлены данные посещаемости кружка за неделю девочками и мальчиками. Определить количество дней, в которые девочек было больше, чем мальчиков.






    Задача.
    Учительница попросила 5 опоздавших учеников выписать на доске время в минутах, которое они тратят на дорогу из дома до школы. Получились следующие данные: 20,25,35,30,40. На сколько среднее значение этого ряда превосходит его размах?
    1) 10 2) 20 3) 5 4) 0
    1) 62) 53) 34) 4

  • ТренингЗадача.
    В классах 9 а и 9 б провели медобследование, при этом изме...

    27 слайд

    Тренинг
    Задача.
    В классах 9 а и 9 б провели медобследование, при этом измерили вес учеников (с точностью до 5 кг). Результаты представлены в таблице:




    Найдите разность между модами измерений для классов а и б
    1) 12) 03) 54) 10

    Задача.

    Дан ряд данных: 16,15,18,12,13,20,16,14,11. Найдите, на сколько мода этого ряда больше среднего.
    1) 12) 23) 34) 4

  • Литература1. Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9», Москва,...

    28 слайд

    Литература
    1. Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9», Москва, «Просвещение», 2008
    2. Учебники С.М.Никольский «Математика 5», «Математика 6», «Алгебра 7», «Алгебра 8», «Алгебра 9» Москва, Просвещение 2009
    3. Теория и технология обучения математике в средней школе под. ред. Т.А.Ивановой, Н.Новгород, 2009
    4. М.В. Ткачева, Н.Е.Федорова «Элементы статистики и вероятность», Москва, Просвещение 2007
    5. Тематические тесты для подготовки к ГИА 2010 под. ред. Ф.Ф.Лысенко, Ростов-на-Дону, 2009
    6. www.1september.ru
    7. www.niro.nnov.ru

  • Три пути ведут к знанию:
 путь размышления – это путь самый благородный
 пу...

    29 слайд

    Три пути ведут к знанию:
    путь размышления – это путь самый благородный
    путь подражания – это путь самый легкий
    путь опыта – это путь самый горький.

    Конфуций

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Элементы комбинаторики, статистики, логики и теории вероятностей, становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.

  С 2010-2011 учебного года в ГИА по математике за 9 класс были включены задачи по данной тематике.

  Изучение материала необходимо для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей. Изучение основ комбинаторики позволяет учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов в простейших прикладных задачах. По мере изучения статистики обогащается представление о современной картине мира и методах её исследования; здесь же закладываются основы вероятностного мышления.

Формат файла: Microsoft Office PowerPoint. Размер файла: 3,2 Мбайт.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 940
    • PPTX 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Летягина Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Летягина Светлана Геннадьевна
    Летягина Светлана Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 18794
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 520 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 298 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек