Автор: Старчилина И.С., МБОУ «Вёшенская СОШ» учитель английского языка,
станица Вёшенская
Электронные
ресурсы на уроках английского языка на этапе изучения нового
материала и его первичного закрепления
Описание работы:Эта
статья может быть интересна и полезна молодым педагогам, которые только начали
работать с детьми и может быть интересна учителям, стремящимся «идти в ногу со
временем» при работе с современным поколением.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем – современный урок
должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого
нужно желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя
и своих учеников. Основная задача школы – готовить учащихся к будущей жизни в
современном обществе. Общество становится информационным, и поэтому в последние
годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в
средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и
методы преподавания.
В рамках как урока в классе, так
и дистанционного урока на этапе презентации нового материала могут
использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации
и иллюстрации, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т.д. На этапе
отработки и практического использования введенных языковых единиц могут
применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки.
Этап контроля осуществляется обычно при помощи тестов, в роли которых могут
выступать и интерактивные задания.
Рассмотрим основные типы ЭОР.
Демонстрационные материалы включают такие ресурсы, как: иллюстрации,
рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или
просто текст. Эти материалы по сути являются современным воплощением
традиционных средств обучения таких, как: видеофильмы, плакаты, постеры с
таблицами и другой наглядный материал, который мог размещен на доске или стенах
в классе.
Как правило, демонстрационные материалы
представляют собой статичную картинку или последовательность таких картинок
(например, презентация в Power Point). Применение презентаций на уроках дает
возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при
помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования
вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается
предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно
повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентации можно добавить
фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия.
Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к
лучшему усвоению материала
К демонстрационным материалам относятся
также анимации, или видеоролики.
(рис.1,2)
Основная функция таких учебных материалов - наглядно-иллюстративная,
они используются, как правило, на этапе презентации нового материала. Хотя
использование анимации возможно также при интерактивных заданиях, когда,
например, при правильном ответе учащегося на экране "оживает"
статичная до тех пор картинка.
Под интерактивными ресурсами (таблицами,
правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые
обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только несут
демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого
материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой
теме.
Интерактивные таблицы и правила используются как на этапе объяснения,
так и на этапах закрепления и повторения нового материала. ( рис.3 )
Интерактивный учебный текст представляет собой
текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) с заданием и/или
комментарием, интерактивным рисунком, схемой, рисунком-анимацией. (рис.4)
На этапе ознакомления с новой лексикой можно использовать учебные
словари английского языка. Словари структурированы, имеют меню, по
гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы
в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучание слова
или дополнительную учебную информацию. Их можно использовать онлайн, такие
словари делают более удобной работу по чтению и переводу текста, поиску
значения незнакомых слов. (рис.5)
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную
работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом
обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе
закрепления и контролирующая на этапе контроля. Наиболее распространенным
примером этого типа ЭОР являются всевозможные языковые игры.(рис.6)
Урок - введение новой информации теряет свою актуальность в той
форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение учащимся новой
информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной
деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР НП,
работе с Интернет-ресурсами и т. д.
Например - очень сложная тема для обучающихся «Страдательный
залог» , вводится эта тема в 7 классе, к этому времени школьники должны хорошо
ориентироваться в системе грамматических времен активного залога. Поэтому,
используя традиционную методику введения этой темы, учителю приходится
потратить много усилий, чтоб дети смогли понимать способы образования страдательного
залога и употреблять его в речи. Применяя компьютерную программу ни ученики, ни
учитель не испытывают особых трудностей при работе над этой темой. Детям
интересно, когда кликнув на слово, выскакивает другое в правильной, нужной
форме. Детям занимательно наблюдать, когда в форме игры слова выплывают,
вылетают, выскакивают на экран компьютера, когда есть возможность начать работу
заново, когда все это очень красочно и занимательно. Продолжая рассказывать о
программе, хочу дополнить, что ученик имеет возможность вставить пропущенные
слова при помощи клика мышки, а также сам может напечатать это слово. Кроме
того, есть возможность распечатать выполненные упражнения, задания, отдельные
слова, разгадать ребус, ответить на вопросы викторины и мн. других интересных
заданий.
Если школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок
в форме виртуальной экскурсии.
В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные
типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.
1. Урок – введение
нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.
2. Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и
самостоятельной деятельности учащихся.
3. Урок – обучающий
семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по
подготовке урока.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка
являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны
изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению
английского языка.
- упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа
возможны следующие варианты развития событий:
- запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
Это особенно важно:
- при ознакомлении с новой
лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать
фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
- при изучении грамматического и
страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки,
схемы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Итак, я пришла к выводу, что применение
компьютера на уроках английского языка значительно повышает интенсивность
учебного процесса.
При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее
количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях
традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера
усваивается прочнее.
Создаваемые самим учителем программы
рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей,
которых обучает учитель.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.