Заварзина Галина
Егоровна учитель начальных классов
Государственное
общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа при
Генконсульстве России в Стамбуле, Турция г. Стамбул, Турция
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРСЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Федеральные государственные стандарты второго поколения
приоритетом начального общего образования становят формирование общеучебных
умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в
значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Основой формирования ключевых компетенций у младших школьников является организация
учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Использование в
учебном процессе метода проектов позволяет создать образовательную среду, где
компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными
результатами, которые будут востребованы в жизни человека. Проектное обучение
инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной
деятельности, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового
взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательской и творческой
деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и
навыков.
БУП состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную
деятельность. В обязательной части БУП отражено содержание образования, а школа
самостоятельно организует образовательный процесс и выбирает виды деятельности
по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные
занятия, экскурсии и так далее). Часть БУП, формируемая участниками
образовательного процесса, обеспечивает индивидуальные потребности
обучающихся. В нее входит и внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная
деятельность и др.). Поэтому важно, что все разнообразие учебных проектов: от
проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для
изучения различных предметных тем до межпредметных и внешкольных может
осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности. Это находит свое
отражение в основной общеобразовательной программе школы, в учебном плане,
программе внеурочной деятельности, конкретно в рабочей программе каждого
учителя.
Основными задачами работы учителя, реализующего ФГОС нового
поколения, является воспитание свободной личности, формирование у детей
способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно
обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно
сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для
новых контактов. Нужно помнить, что в основу метода проектов положена идея о
направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат,
который получается при решении той или иной практически или теоретически
значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить
в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности
– становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения,
компетенции и ценности.
Важно также отметить, что проект в начальной школе имеет
некоторые особенности. Это связано с возрастом участников проекта,
несформированной интеллектуальной зрелостью и пока лишь закладывающимися
коммуникативными умениями. Все это не позволяет обучающимся пройти все этапы
проекта самостоятельно, без активной помощи взрослых. В привычную формулу
проекта «Учитель-ученик» следует добавить еще одно звено
«Учитель-Ученик-Родитель». Привлекая родителей к процессу проектирования,
учителю важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части
работы детей, а помогали советом, информацией, проявлением
заинтересованности.
Основная общеобразовательная программа начального общего
образования ГОУ - основной общеобразовательной школы при Генконсульстве России
в Стамбуле, Турция, реализуется по УМК «Школа России». Завершенные
предметные линии учебников для 1—4 классов разработаны с учетом требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта и
направлены на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов. Проблемы творческого и поискового характера наиболее емко решаются
в рубрике «Наши проекты». В содержании учебников содержится по несколько
различных проектов, в создании которого участвуют школьники. Например, 2 класс
математика - «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами», окружающий мир -
«Красная книга, или Возьмем под защиту», «Города России», «Страны мира» и др.
Большие возможности для использования проектной
деятельности предусмотрены в программе курса «Литературное чтение» (автор
Л.Ф. Климанова, 2 класс). Проектная деятельность в курсе литературного чтения
может быть организована в рамках одной конкретной темы. Основой
такого проекта являются произведения разных авторов, посвященных теме проекта.
Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основы
деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения.
При изучении разделов «Люблю природу русскую. Осень» (8 ч.),
«Люблю природу русскую. Зима» (10 ч.),
«Люблю природу русскую. Весна» (11 ч.) были реализованы среднесрочные
творческие проекты: «Чудесная пора. Осень», «Зимние картины», «Весенний праздник».
Темы данных проектов были определены содержанием и построением учебника,
подбором произведений поэтов и писателей, творческими заданиями в рабочей
тетради. Цель данных проектов - развить творческие способности школьников в
ходе изучения литературных произведений. В рамках реализации этих проектов
были проведены: конкурсы чтецов, литературная гостиная, выставки рисунков и
иллюстраций к изученным произведениям, сочинение синквейнов и стихотворений,
написание мини-сочинений, подбор загадок и пословиц, проведение праздничных
мероприятий. В результате дети расширили свой кругозор, у них проявился интерес
к творчеству русских писателей, поэтов, художников. Работа способствовала
развитию воображения, связной устной и письменной речи, навыков рисования,
умению работать с информацией. Детские работы были представлены на общешкольных
мероприятиях, в рамках проведения недели учителей начальных классов, на
родительских собраниях.
Примером информационного краткосрочного мини-проекта
является индивидуальный проект «Мой любимый детский писатель» в рамках темы
«Писатели - детям» (19 ч). Тема этого проекта была определена для урока
внеклассного чтения по данному разделу. Цель данного проекта: изучить
биографию и творчество любимого писателя, прочитать произведение, не входящее в
программу, и представить информацию одноклассникам на уроке. Как результат на
уроке была организована выставка книг, рисунков, плакатов, каждый ученик рассказал
о жизни и творчестве детского писателя, представил его книгу, рассказал о
понравившемся произведении.
Удачным оказался групповой информационный мини-проект
проект «Пушкин А.С. – великий русский поэт», результатом которого является
одноименная стенгазета. Тема данного проекта была определена в ходе участия
класса в проведении недели предметов гуманитарного цикла. Каждому ребенку
нашлось индивидуальное задание: краткая биография, иллюстрации к сказкам, список
произведений поэта, интересные факты из жизни и творчества, памятные места,
музеи. Следующим этапом проекта было оформление газеты и заслушивание
мини-докладов. Газета была представлена на общешкольном мероприятии
«Литературная гостиная».
Часто выбор темы проекта связан не только с основными
предметными разделами, но и с читательскими пристрастиями учеников. Поэтому
ведение читательских дневников, организация выставок «Советую почитать»,
написание рецензий помогает учителю быть в курсе читательских интересов детей,
выйти за рамки программного чтения, выбрать то, что действительно интересно и
актуально. Поэтому
основой творческого группового проекта может стать содержание не только всего
раздела, но и отдельное литературное произведение. Так в ходе изучения раздела
«О братьях наших меньших» (12 ч), детей заинтересовало творчество В. Бианки («Музыкант»,
«Сова»). На следующий урок было предложено прочитать еще одно произведение
писателя на выбор. И всех заинтересовала сказка «Теремок». Дети хорошо знают
народную сказку «Теремок» с самого юного возраста, и возникла проблема, о чем
же мог написать автор? На следующий урок, познакомившись с произведением,
решено было подготовить не просто иллюстрации, но попробовать создать диафильм
по сказке. Поделили сказку на части, но так как в сказке встречались животные
мало знакомые детям, то в их задачу входило не только нарисовать иллюстрацию,
но найти информацию о животном. Следующим этапом было изложение найденной
информации и предоставление на обсуждение иллюстрации к полученному отрывку.
Заключительным этапом работы стал этап создания диафильма. В результате работы
над проектом ребенок был включен в следующие виды деятельности: поисковая
(изучались особенности образа жизни животных, о которых говорится в сказке),
художественная (рисование иллюстрации), литературная (сравнение народной сказки
и авторской). Презентация проекта осуществлялась в форме выступления перед
одноклассниками и просмотр диафильма на уроке внеклассного чтения.
Примером долгосрочного, межпредметного, разновозрастного
проекта учеников 2-4 классов служит проект, реализованный и представленный на
конкурс проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ
при загранучреждениях МИД РФ «Школьная планета МИД» на тему «В гости к
прабабушкам и прадедушкам». Выбор проблемы был продиктован темами, оказавшимися
сквозными в курсе 2-3 класса: «Устное народное творчество» в литературном
чтении, «Убранство русской избы» и «Элементы русского костюма» в курсе
технологии и окружающего мира. В сознании младшего школьника это отдельные темы
в рамках отдельных школьных предметов, а проект помог воссоздать целостную
картину мира. Выполнение проекта проходило в режиме сочетания урочных,
внеурочных и внешкольных занятий. В процессе
реализации прошли две конференции, посвящённые русской избе и русскому костюму,
несколько творческих мастерских, где был создан весь иллюстративный материал к
данной работе, была организована выставка «Родные просторы» и народный
праздник.
Работа по организации учебных проектов на уроках и во
внеурочной деятельности позволила выявить затруднения, связанные с реализацией
проектной деятельности в начальной школе:
-
проекты затратны по времени реализации (от 3 недель до нескольких
месяцев). Все это требует дополнительного мотивирования и стимулирования
познавательной деятельности обучающихся;
-
реализация проектов требует сформированности у детей таких
умений, как создание презентации, поиск необходимой информации, подготовка
выступления.
Данная проблема решается в совместной деятельности ребенка, педагога и
родителей.
-
публичное выступление требует определенной смелости и
психологической готовности ребенка. От учителя требуется много терпения и
выдержки, чтобы подготовить ребенка к выступлению.
Таким образом, на примере
реализации проектной деятельности в рамках учебного курса " Литературное
чтение" можно сделать следующие выводы:
•
Вдумчивый анализ программы, содержания художественных
произведений позволяет определить темы различных по видам проектов на уроках
литературного чтения.
•
Проектная деятельность на уроках литературного чтения – это один
из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в
которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и
ответственности.
•
Технология учебного проекта на основе литературных произведений
имеет и огромные воспитательные возможности: формирование у школьника
нравственной, коммуникативной, интеллектуальной, информационной, художественной
культуры.
•
Проектная деятельность в начальной школе, организованная на
уроках литературного чтения, предоставляет педагогу широкие возможности: от
обучения формулированию проблемы (познавательной, духовнонравственной,
прикладной) до организации различных видов деятельности (художественной,
исследовательской, поисковой) и форм презентации результатов работы
(выступление перед одноклассниками, участие в конференциях, общешкольных
мероприятиях).
Организуя проектную деятельность, нужно стараться сделать
каждый проект по-настоящему нужным: ученикам и учителям, родителям,
собеседникам и коллегам; результаты проектной деятельности нужно использовать
как пособие для урока или материал для проведения классного часа, внеклассного
мероприятия; надеяться, что темы реализованных проектов подарят кому-то идею и
найдут новое воплощение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.