Викторина
«Андерсен
сказки писал для детей, чтобы сердца становились добрей»
/ Песенка
«Сказка о снежной королеве» 1 куплет /
Ведущий: Добрый
день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча будет необыкновенной. Нам предстоит
совершить увлекательное путешествие в удивительную и добрую страну сказок и
историй, созданную для нас замечательным писателем – сказочником Гансом Христианом
Андерсеном. (СЛАЙД № 1)
В этом году
исполняется 210 лет со дня рождения писателя.
Свой рассказ об
Андерсене я хочу начать с такой истории.
Давно, около 170
лет тому назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл
свою тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому
писателю Гансу Христиану Андерсену» – и отослал на почту. И почта приняла
посылку с таким коротким адресом и доставила её рассеянному хозяину. Потому что
уже тогда весь мир знал этого необыкновенного человека.
Знаменитый
сказочник родился 2 апреля 1805 года в датском городе Оденсе.
(СЛАЙД № 2)
В
цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет
мой мир свое начало;
На
датском языке мать песни мне певала,
Шептала
сказки мне родимая моя…
Люблю
тебя, родных морей волна,
Люблю
я вас, старинные курганы,
Цветы
садов, родных лесов поляны,
Люблю
тебя, отцов моих страна.
Так писал о своей
родине - Дании Ганс Христиан Андерсен.
Отец его был
сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете, но стараниями заботливых
родителей совсем не замечал бедности. Была у Ганса Христиана и любящая бабушка.
Однажды гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и
вышло. В детстве Ганс Христиан любил мечтать и придумывать волшебные истории. Первое
свое произведение он написал в 9 лет. Но вскоре умер его отец, и, для того,
чтобы прокормить себя и мать, Андерсену пришлось устроиться на работу сначала
подмастерьем у ткача, затем у портного, а после рабочим на сигаретную фабрику.
В 14 лет Ганс Христиан
уехал в Копенгаген, столицу Дании, чтобы поступить актером в Королевский театр.
(СЛАЙД № 3)
Взяли его туда
лишь через год, да и то предлагали лишь второстепенные роли, а затем и совсем
уволили. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и
мудрыми людьми, которые уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за
парту рядом с совсем маленькими детьми. Но упорство и трудолюбие помогли
Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.
В годы учебы он
писал комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Молодой человек мечтал
стать знаменитым. Но путь к славе нелегок. Начинающего писателя преследовали
непонимание и насмешки окружающих. И только к тридцати годам, после того как
вышла в свет книга «Сказки, рассказанные для детей», Г. Х. Андерсен понял, в
чем его настоящее призвание – в том, чтобы быть сказочником.
Сказки писателя
сделали его любимцем народа еще при жизни. А сегодня имя этого писателя
известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные
и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. Датчане чтят память своего
великого соотечественника. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду стоит
памятник Г. Х. Андерсену.
(СЛАЙД № 4)
А сейчас настало
время появиться сказочному персонажу…
Музыка:
«Вальс» И. Брамса
Никто на свете не
знает столько сказок, сколько знает он. Вечером, когда веки у вас начинают
слипаться, он подкрадываюсь сзади и начинает тихонько дуть вам в затылок, и вы
засыпаете. Потом он раскрывает над вашей головой один из своих зонтиков.
Черный – если дети нехорошие, и они спят всю ночь, не видя снов. А цветной - над
хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки. Вы узнали,
ребята, кто придет к нам в гости? (Ребята отвечают).
Появляется
Оле-Лукойе.
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ:
Я – Оле-Лукойе,
Я – сказочный
гном.
Я – Оле-Лукойе,
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
чудеса подарю
и в сказку любую
попасть помогу.
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ:
Здравствуйте мои дорогие мальчики и девочки! Сегодня у меня в руках только
цветной зонтик, потому что я знаю, что вы все хорошие и послушные ребята. Сейчас
с помощью моего волшебного зонтика мы побываем в сказках великого писателя Г. Х.
Андерсена. (Раскручивает зонтик.)
Слышится
звон разбитого стекла.
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ: Что
такое? Что случилось? Вы что-нибудь слышали ребята? А…это, наверное, где-то на
другом конце земли, там, где сейчас ночь, в темноте что-то уронили на пол.
Сейчас мы попробуем еще раз раскрутить наш волшебный зонтик и попасть в сказку.
(Раскручивает зонтик)
Разочарованно: Ничего
не получается…!
Ведущий: Не
волнуйся, ОЛЕ-ЛУКОЙЕ, я сейчас пойду и посмотрю, что происходит… (уходит
и возвращается с осколками зеркала)
Ведущий: Вот что я
нашла у нас под дверью (показывает разбитое зеркало) - А еще
записка!
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ: Давайте
же скорее ее прочтем! Вдруг кому-то нужна наша помощь…
(ведущий
читает записку):
« Мы,
герои сказок Андерсена, обращаемся за помощью к тем, кто найдет наше письмо.
Наш сказочник оставил на память о себе и о своих героях волшебное зеркало. На
обороте написано пожелание для всех людей. И пока это зеркало оставалось целым,
люди помнили и любили сказки Андерсена. Но злому троллю это не нравилось. Он
выбрал момент, произнес заклинание, зеркало, упало и разбилось. Если вовремя
не собрать все его осколки, то сказочный мир нашего любимого писателя
исчезнет».
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ: Да… это
очень серьезное происшествие! Нельзя допустить, чтобы исчезли сказки такого
замечательного писателя! Надо что-то придумать! (задумывается)
Ведущий:
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ, а я, кажется, знаю, что надо делать! На обратной стороне осколков
написаны задания по сказкам Андерсена и если ребята их выполнят, мы сможем
собрать осколки!
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ:
Ребята,
а вы знакомы с произведениями Андерсена? (Ребята отвечают
утвердительно)
А какие сказки
Андерсена вы знаете? («Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»,
«Принцесса на горошине», «Свинопас», Дюймовочка», «Снежная королева», «Новый
наряд короля», «Огниво»……)
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ: Молодцы,
ребята! А теперь давайте начнем собирать осколки.
«Осколок»
1.
Викторина
1. Что выросло из
зернышка, которое посадили в цветочный горшок? (Цветок с Дюймовочкой.)
2. Чем отличался
стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога.)
3. Какой птице
помогла Дюймовочка? (Ласточке.)
4. Какие подарки
послал бедный принц привередливой принцессе? (Розу и соловья.)
5. Сказка,
название которой начинается и кончается на одну и ту же согласную букву?
(Свинопас.)
6. Кому и за что
пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение.)
7. Кто охранял
сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки.)
8. Из какого
растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? (Из крапивы.)
9. Какое имя дал
король эльфов Дюймовочке? (Майя.)
10. Героиня сказки
«Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке – письмо. На чём
она его написала? (На сушёной треске.)
11. В какую страну
увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию.)
12. Что помогло
определить в промокшей незнакомке принцессу? (Горошина.)
13. Чем занималась
Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки.)
14. Героиня какой
сказки превращается в морскую пену? («Русалочка».)
15. В каких птиц
превратились королевские сыновья (В лебедей.)
16. Кто посмел
сказать королю, что он голый? (Ребенок.)
17. Чем наградил
король обманщиков-портных? (Рыцарским крестом в петлице и пожаловал им звание
придворных ткачей.)
«Осколок»
2.
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.
Наше следующее
задание называется «Портрет героя». Необходимо угадать героев по описанию:
• «На ней была
юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая
брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной
ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик».)
• «Он был так
прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я
только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас».)
• «Он был очень
похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами».
(Соловей, «Соловей».)
• «Сын был тоже
мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Жаба. Сын жабы,
«Дюймовочка».)
• «Она была старая
и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди». (Ведьма, «Огниво».)
• «Он носил черную
бархатную шубку, был очень богат и учен». (Крот, «Дюймовочка».)
• «У каждого на
груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными
грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки,
на память» (Братья-принцы, «Дикие лебеди».)
• «Она была так
прелестна, так нежна, вся из ослепительно-белого льда и все-таки живая! Глаза
её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». (Снежная
королева, «Снежная королева».)
• «А он совсем
смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время,
когда все смеялись над ним и гнали его». («Гадкий утенок».)
«Осколок»
3. Конкурс «Чьи это вещи?»
Обратите внимание
на эту корзинку. В ней находятся вещи, которые потеряли герои сказок Андерсена.
Вы должны отгадать, кому они принадлежат и из каких сказок эти предметы, чтобы
мы смогли вернуть их на место.
• Скорлупка
грецкого ореха (служила колыбелькой для маленькой девочки) «Дюймовочка»
• Бумажный
кораблик «Стойкий оловянный солдатик»
• Горошина
«Принцесса на горошине»
• Зеркало «Снежная
королева»
• Маленький
красивый мешочек с гречневой крупой, в котором дырка, и крупа сыплется «Огниво»
• Вешалка – «Новое
платье короля»
• Жаба
«Дюймовочка»
• Верёвка – ею
нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)
• Шелковая
ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
• Утиное яйцо
(«Гадкий утенок»).
«Осколок»
4.
«Поэтические загадки»
Хоть верь, хоть не
верь:
Пробегал по лесу
зверь,
Нес на лбу он
неспроста
Два развесистых
куста. (Олень. «Снежная королева».)
Окраской
сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья
хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона.
«Снежная королева».)
Растет зеленый
кустик,
Дотронешься —
укусит. (Крапива. «Дикие лебеди».)
Удивительный
ребенок:
Только вышел из
пеленок,
Может плавать и
нырять,
Как его родная мать.
(Утенок. «Гадкий утенок».)
Кто без нот и без
свирели
Лучше всех выводит
трели,
Голосистее,
звончей...
Кто же это?
(Соловей. «Соловей».)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видевши солнца.
(Крот. «Ласточка».)
Ведущий: Ну вот, и
последний осколок на месте.
Оле-Лукойе
и Ведущий складывают вместе «осколки» зеркала, на обратной стороне которого
появляется надпись «Спешите делать добро».
ОЛЕ-
ЛУКОЙЕ:
Теперь немного волшебства и все будет в порядке (накрывает разбитое
зеркало волшебным платком и берет в руки целое)
Ведущий: А теперь,
ребята, давайте прочтем эту надпись вслух хором.
Дети хором
читают –
«Спешите делать добро».
ОЛЕ -
ЛУКОЙЕ:
У нас с вами получилось интересное путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена. И я
буду очень рад, если вы перечитаете книги этого замечательного сказочника. А
теперь прощайте! Всегда будьте хорошими, добрыми, честными и смелыми, и я
всегда буду раскрывать над вами свой цветной зонтик (уходит)
Ведущий: Ну что ж,
ребята, с Оле-Лукойе вы обязательно встретитесь снова, когда будете читать
замечательные сказки Андерсена.
Уже много лет , 2
апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир
отмечает Международный день детской книги.
/ СЛАЙД 5/
И сегодня у нас с
вами есть уникальная возможность поучаствовать в акции «Прочтите это немедленно!»
Эта акция проводится по инициативе Белгородской государственной детской
библиотеки Альберта Лиханова. И вот сейчас, в эти минуты в библиотеках, школах Белгородской
области дети читают произведения детских писателей-юбиляров. За свою жизнь
Андерсен написал около 200 сказок. И сегодня мы прочтем отрывки из сказок,
которые может быть для вас еще не знакомы. И мы надеемся, что
заинтересовавшись, вы придете к нам в библиотеку и возьмете почитать их.
( чтение отрывков)
Ведущий: Сказками
Андерсена уже более 170 лет зачитываются и дети, и взрослые. Маленьких
читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых – глубокой
житейской мудростью. Андерсен любил повторять: «Чудеснейшая из сказок – это
жизнь». Помните об этом, ребята. Живите интересно, весело. Совершайте добрые
поступки, цените дружбу, любите своих родителей. До новых встреч в нашей
библиотеке!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.