Инфоурок Физика Другие методич. материалыЭлектрический ток в жидкостях

Электрический ток в жидкостях

Скачать материал

Тема урока: Электрический ток в жидкостях

 

Цели:

1. Научить объяснять причину возникновение электрического тока в жидкостях

2. Способствовать развитию информационно-коммуникативных умений учащихся, расширению их кругозора, повышению интереса к предмету, созданию ситуации успеха.

3.Познакомить учащихся с понятиями: диссоциация, электролиз, гальваностегия, гальванопластика и практическим применением электролиза

 

План урока

1)Актуализация знаний

Учащимся предлагается  выполнить тест из 6 вопросов  по домашнему заданию

Вариант 1.

1. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в полупроводниках?

1)Только электронами                                 2)только ионами

3)Электронами и ионами                            4) Электронами и дырками

 

2.Какой из графиков соответствует зависимости удельного сопротивления металлов от температуры

                                                                                                                   r

          r                                r                                 r

 

 


                                  t                                   t                                     t                                      t

 

1)                                                 2)                                     3)                                    4)

 3.Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы с донорными  примесями?

1) В основном электронной

P          n

 
2) В основном дырочной

3) В равной степени электронной и дырочной.

4) Ионной

 

4. В прямом или обратном направлении включен  р-n переход                                                                                   

если левая часть кристалла германия содержит акцепторную                                                           примесь, а правая - донорную.

   1)В прямом

   2)В обратном

   3)Нельзя сказать определенно

   4)В германий можно ввести только донорную примесь.

5.Сплав двух полупроводников p- и n- типа включили в электрическую цепь по схемам

 

 

 

 

 

 

 


1)     I 1 =  I2

2)     I 1  >  I2

3)     I 1 <  I2

4)     Для ответа недостаточно данных

6.Основным свойством p-n перехода является:

      1)увеличение  сопротивления при  нагревании

      2)увеличение сопротивления при освещении

      3)односторонняя проводимость

      4)среди ответов 1-3 нет правильных

 

Вариант второй

 

1.Какими носителями электрического заряда создается ток в полупроводниках?

        1)Только электронами

        2) Только ионами

        3) Электронами и ионами

        4)Электронами и дырками

 

2.Какой из графиков соответствует зависимости удельного сопротивления полупроводников от температуры?

         R                                  R                             R                                  R

                                            

 

 


                                   T                                   t                                 t                                        t

 

1)                                                 2)                                     3)                                    4)

 

3.Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы  без примесей?

          1)В основном электронной.

          2)В основном дырочной.

          3) В равной степени электронной и дырочной

          4) Ионной

                                                                                                                             

4 .В 4-х валентный Si добавили в первом случае 3-х валентный  In, а во втором случае 5-ти валентный  мышьяк. Каким типом проводимости в основном будет обладать полупроводник в каждом случае?

           1)В первом случае – дырочной, во втором- электронной

           2) В первом случае – электронной, во втором- дырочной.

           3) В обоих случаях электронной

           4) В обоих случаях дырочной

 

5. Какой из графиков соответствует вольт- амперной характеристике полупроводникового диода, работающего в прямом направлении?

 

I                                     I                                   I                                    I

 

 

 


                            U                                       U                               U                                         U

 

6.В кристалл германия, содержащий примесь галлия(3-х валентный) с одной стороны, внедрили фосфор (5-ти валентный)с другой стороны. При какой полярности источника образовавшийся p-n переход будет пропускать ток основных носителей?

 

1)    

P       n

 
Слева «+», справа «-» .                                                                     

      2) Слева «-», справа «+».

      3) Если кристалл был с примесью, p-n перехода нет

      4) p-n переход будет прямым в любом случае

 


      

 

 

Быстрая проверка: Ответы

                                               1 вариант: 1,1,1,1,3,3.

                                               2 вариант: 4,3,1,1,3,2

 

Оценки Правильно     6 ответов- 5

                                      5 ответов -4

                                      4 ответа    -3

                                             

 

2)Формирование новых понятий, умений и навыков.

Объявление темы  урока. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос-

 Может ли дистиллированная вода стать проводником?

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У вас на столах находятся кювета  с дистиллированной водой. Соберите электрическую цепь по схеме

 

У кого лампочка горит? Почему?

Переместите клеммы на другую кювету с кристаллами поваренной соли. Горит ли лампочка?

 

Добавьте в воду сахар.

 

Давайте попробуем в воду добавить поваренную соль .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите реакцию                         взаимодействия воды и  соли.

 

Лампочка горит,  появились носители электрического тока. Какие? Как называется процесс разделения вещества на ионы?

Процесс разделения вещества на ионы называется   электролитической диссоциацией, в результате которой появляются  катионы и анионы

Катионы пойдут к  « -  «электроду , а анионы к « + « электроду.

NaCl диссоциирует  на ионы Na и Cl

Проделаем опыт с другой солью (Медный купорос).

 

 

Электролитическая диссоциация

(Предварительно показав черные угольные стержни). Замкну цепь и оставлю на некоторое время.

 

Итоги опыта: 1. Лампочка горит- есть носители электрического  тока.

2 обратите внимание на отрицательный электрод. Он стал очень красивым, не черным, а рыжим - он покрылся медью. Процесс выделения  вещества из раствора, по которому идет электрический ток, называется электролизом. Явление электролиза было открыто в 1800 г. англичанами Никольсоном и Карлейлем

 

 

 

Вывод: Носителями электрического тока в  растворах, расплавах и электролитах являются положительные и отрицательные ионы.

Законы электролиза

В электролитах выполняется закон Ома для участка цепи и сопротивление электролита зависит от температуры  
Зависимость сопротивления электролита от температуры

Температурная зависимость сопротивления электролита объясняется в основном
изменением удельного сопротивления.
Температурная зависимость сопротивления электролита,
где альфа - температурный коэффициент сопротивления.
Для электролитов всегда
Температурный коэффициент сопротивления

Поэтому
график
Сопротивление электролита можно рассчитать по формуле:

сопротивление электролита

 

 

 

Закон электролиза



1833г. - Фарадей

Закон электролиза

Закон электролиза определяет массу вещества, выделяемого на электроде при электролизе за время прохождения эл.тока .
Электрохимический эквивалент вещества
k - электрохимический эквивалент вещества, численно равный массе вещества, выделившегося на электроде при прохождении через электролит заряда в 1 Кл.
Зная массу выделившегося вещества, можно определить заряд электрона.

Заряд электрона

 

 

 

 

Гальванопластика

 

Гальваностегия

 

 

 

 

 

 



 

Чертят схему, собирают цепь

 

Не горит

Нет носителей электрического тока

Лампочка снова не горит.

 

Горит.

 

NaCl + H О=

 

 

Молекула поваренной соли разделяются на ионы натрия и хлора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради  Процесс разделения вещества на ионы называется   электролитической диссоциацией, в результате которой появляются  катионы и анионы

 

 

Ученики  пишут реакцию диссоциации молекулы медного купороса на ионы

 

На этом уроке вы узнали, что:

 

• вследствие электролитической диссоциации в растворах электролитов появляются свободные носители зарядов: положительные и отрицательные ионы;

• растворы и расплавы электролитов обладают ионной проводимостью. В некоторых жидких проводниках существует и электронная проводимость;

• сущность электролиза заключается в следующем: при протекании тока через электролит на электродах выделяется вещество. Согласно закону Фарадея, масса вещества, выделившегося на электроде, прямо пропорциональна прошедшему через электролит заряду;

• химический эквивалент — это отношение молярной массы какого-либо вещества к его валентности;

• электролиз получил широкое применение в технике. Его используют в гальваностегии и гальванопластике, электрометаллургии и в других отраслях.

 

Изучив материал урока «Электрический ток в жидкостях», вы сможете ответить на вопрос, может ли дистиллированная вода стать проводником?

Проверьте полученные знания, ответив на вопросы итогового тестирования.

 

 Домашнее задание:  П 67 задачи 67.1-67.2

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Электрический ток в жидкостях"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

1. Научить объяснять причину возникновение электрического тока в жидкостях

2. Способствовать развитию информационно-коммуникативных умений учащихся, расширению их кругозора, повышению интереса к предмету, созданию ситуации успеха.

3.Познакомить учащихся с понятиями: диссоциация, электролиз, гальваностегия, гальванопластика и практическим применением электролиза

 

План урока

1)Актуализация знаний

Учащимся предлагается  выполнить тест из 6 вопросов  по домашнему заданию

Вариант 1.

1. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в полупроводниках?

1)Только электронами                                 2)только ионами

3)Электронами и ионами                            4) Электронами и дырками

 

 Далее смотрите во вложенном файле... 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 1067
    • DOCX 297.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гафиятуллина Нина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гафиятуллина Нина Ивановна
    Гафиятуллина Нина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1140
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 658 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе