Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыЭлективный курс "Культура межличностного общения", 9кл

элективный курс "Культура межличностного общения", 9кл

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тыретская средняя общеобразовательная школа

Заларинский район

Иркутская область

 

Согласовано:

Зам. директора по УВР

                          (Киданова Е.Н.)

«          .»                            2012г.

         «Утверждаю»

        Директор МБОУ Тыретская СОШ

                                             (Рябец Г.С.)

         «          .»                            2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по элективному курсу

«Культура межличностного общения»

в 10 образовательном классе

на 2012-2013 учебный год

количество часов в неделю – 1-2ч

 

Составил: учитель истории и обществознания

Китина Светлана Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

Составлена в соответствии с авторской программой: Китина С. В. Культура межличностного общения. - Тыреть, 2007.

 

 

 

 

         Прошла экспертизу на заседании

         методического объединения,

         Протокол №             от «       »               2012г.                          

 

 

 

 

2012 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО элективному курсу

«Культура межличностного общения»

(10 КЛАСС)

 

Пояснительная записка

 

Название программыВсе работы хороши, выбирай на вкус!

Количество  - 16 часов, количество часов в неделю – 1-2 часа

Учебник - нет

Уровень программы – авторский

Класс – 10

УМК учителя:

1.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005.

2.      Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2004.

3.      Китина С.В. «Культура межличностного общения». Программа элективного курса для учащихся. - Тыреть, 2005.

4.      Соловцова Е.Е., Волкова С.П. Психология и культура делового общения. Программа тренинга. – ж. «Технология образования: теория и опыт». №6 -2002.

УМК детей:

1.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005

2.      Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

3.      Тесты и задания по обществознанию/ Л.Н. Боглюбов, М. Брант и др. – М.: Школа-Пресс, 1997.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты программы)Элективный курс предполагает возможность выяснить учащимися своих способностей в той или иной области; проявить познавательную активность в овладении некоторыми практическими знаниями и коммуникативными навыками, которые пригодятся в освоении любой профессии; подготовиться к успешному поступлению или трудовой деятельности; познакомиться с профессиями психолога, педагога. Тренинги, предусмотренные в этом курсе, должны оказать психологическую помощь и поддержку ребятам, которые испытывают трудности при адаптации в новом коллективе. На учебных занятиях учащиеся могут не только познакомиться с различными профессиями, но и попробовать себя в качестве некоторых, ощущая при этом комфорт и защищенность. Группа, в которой будут работать ребята,  облегчит рефлексивный анализ и самораскрытие каждого ребенка. Опыт, приобретенный в ходе занятий, поможет создать «иммунитет» и в будущем может помочь при решении некоторых проблем, например, проблем межличностного и делового общения и т. д.

Рабочая программа рассчитана на 16 учебных часов. Занятия рассчитаны на 1-2часа в неделю, в зависимости от темы урока. Данный курс обеспечен методичкой, различной литературой и раздаточным материалом, составленным педагогом.

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним – региональный компонент

Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная – авторская

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО) – Цель: развивать социально-психологические качества человека, способствовать эффективному взаимодействию индивида с окружающими его людьми.

Задачи:

·        познакомить учащихся с профессиями, которые изучают личность человека (педагог, психолог;

·        выявить склонности к различным видам деятельности;

·        формировать интерес к другому человеку как личности;

·        формировать умения не только критиковать, но и принимать критику; преодолевать конфликтные ситуации;

·        формировать навыки группового взаимодействия;

·        обучать приемам межличностного общения;

·        научить отстаивать свою точку зрения;

·        развивать умения слушать других;

·        развивать способности самопознания;

·        развивать и укреплять чувство взрослости.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период (ЗУНы соотнести со стандартом) – по окончанию курса учащиеся должны:

Знать:  

·        о профессиях психолога, педагога…

·        о различных видах межличностного общения;

Уметь:

·        использовать различные приемы общения;

·        разрешать конфликтные ситуации;

·        слушать других;

·        отстаивать свою точку зрения;

Научиться:

·      отстаивать свою точку зрения;

·      не только критиковать, но и принимать критику;

·      работать в группе независимо от настроения.

Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности) – Для подтверждения своей успешности обучения при изучении данного курса учащиеся будут выполнять определенные задания и упражнения в мастер – классе; выполнять творческие работы; проводить тестирование, анкетирование; участвовать в тренингах; применять самоконтроль; участвовать в рефлексии; работать с дополнительной литературой...

Критерии оценивания различных видов работ – предусмотрена зачетная система. «Зачет» ставится в том случае, если обучающийся справился сам или с помощью с предложенным заданием (результаты выполнения заданий, результаты тестирования, составления мультимедийных проектов и выступление с ними перед какой-либо аудиторией). «Не зачет» - если ученик не знает большей части соответствующего  материала, искажает смысл событий, беспорядочно и неуверенно излагает материал; не выполняет предложенные задания, не участвует в семинарских занятиях и т. д.

Критерии оценивания обсуждаются на вводном занятии. На нем же учащимся сообщается и задание, которое они должны будут выполнить к концу изучения элективного курса, т.е. выполнить либо творческий отчет, либо зачетную работу (тестирование, собеседование) по пройденному материалу, либо представит свое портфолио, т. е. совокупность самостоятельно выполненных работ на протяжении всего курса (эссе, схемы, рефераты…).

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты –

Учебно-социальные практики – вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики основаны:

-на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или определенном виде задания;

-ответственности учащегося за свой выбор;

-результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей деятельности.

Технология критического мышления представляет собой систему стратегий, обучающих гимназистов мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Она позволяет найти ответ на вопрос: «Kак научиться вести диалог с текстом? Образовательный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации». Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные) работы на урокеПродуктивные - объяснять значение понятий; знать методику анализа полученных данных, методику самоанализа; получить представление о самых разнообразных профессиях и т. д. Репродуктивные - называть  характерные черты; применять полученные знания на практике; освоить типичные социальные роли через участие в обуча­ющих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; аргументировать защиту своей позиции, рефлексия и т. д.

Формы организации деятельности учащихся - индивидуальная, групповая и коллективная работа.

 

Список литературы

 

Для учителя:

1.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005.

2.      Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2004.

3.      Китина С.В. Программа элективного курса «Культура межличностного общения», - Тыреть, 2005.

4.      Соловцова Е.Е., Волкова С.П. Психология и культура делового общения. Программа тренинга. – ж. «Технология образования: теория и опыт». №6 -2002.

 

Для детей:

1.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005.

2.      Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

3.      Тесты и задания по обществознанию/ Л.Н. Боглюбов, М. Брант и др. – М.: Школа-Пресс, 1997.

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

по элективному курсу «Культура межличностного общения»

 

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Компонент учебного плана

Контроль

Практическая часть

Примечание

План

Фактически

1

 

 

Введение.

Региональный

Самоконтроль, рефлексия

Выполнение тренингов на знакомство и установление контакта в группе, рефлексия, работа в тетради с терминами и памяткой «Правила работы в мастер – классе»

 

2-3

 

 

Роль контакта в общении.

Региональный

Терминологический диктант

Выполнение тренингов, рефлексия, тесты

 

4-5

 

 

Упражнения на установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния.

Региональный

Самоконтроль

Выполнение тренингов, рефлексия

 

6-7

 

 

Прием и передача информации.

Региональный

Самоконтроль

Выполнение тренингов, работа с пиктограммами, рефлексия

 

8-9

 

 

Умение слушать (практическая работа).

Региональный

Рефлексия

Выполнение тренингов, релаксация, рефлексия, работа с терминами

 

10-11

 

 

В чем секрет лидера?

Региональный

Рефлексия

Выполнение тренингов, релаксация, тестов, рефлексия,

12-13

 

 

Слабые сигналы – сильные решения.

Региональный

Рефлексия, самоконтроль

Выполнение тренингов; творческая работа, рефлексия  

 

14-15

 

 

Конфликты.

Региональный

Просмотр картографий и пиктограмм

Выполнение тренингов; работа с терминами, выполнение тестов, составление картографии и пиктограммы

 

16

 

 

Защита творческих проектов. Подведение итогов.

Региональный

Рефлексия, тестирование

Защита творческих проектов, релаксация, анкетирование

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс "Культура межличностного общения", 9кл"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Элективный курс предполагает возможность выяснить учащимися своих способностей в той или иной области; проявить познавательную активность в овладении некоторыми практическими знаниями и коммуникативными навыками, которые пригодятся в освоении любой профессии; подготовиться к успешному поступлению или трудовой деятельности; познакомиться с профессиями психолога, педагога. Тренинги, предусмотренные в этом курсе, должны оказать психологическую помощь и поддержку ребятам, которые испытывают трудности при адаптации в новом коллективе. На учебных занятиях учащиеся могут не только познакомиться с различными профессиями, но и попробовать себя в качестве некоторых, ощущая при этом комфорт и защищенность. Группа, в которой будут работать ребята,  облегчит рефлексивный анализ и самораскрытие каждого ребенка. Опыт, приобретенный в ходе занятий, поможет создать «иммунитет» и в будущем может помочь при решении некоторых проблем, например, проблем межличностного и делового общения и т. д.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 191 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Мультимедийная презентация к уроку "Кредитно-денежная политика государства" для дисциплина ОГСЭ. 05 "Основы бюджетной грамотности"
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 12. Государство и экономика
  • 02.10.2020
  • 704
  • 6
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 325
    • DOCX 77 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Китина Светлана Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Китина Светлана Валерьевна
    Китина Светлана Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7813
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе