Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тыретская средняя общеобразовательная школа
Заларинский район
Иркутская область
Согласовано:
Зам. директора
по УВР
(Киданова Е.Н.)
« .» 2012г.
|
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Тыретская СОШ
(Рябец
Г.С.)
«
.» 2012г.
|
Рабочая программа
по элективному курсу
«Культура межличностного общения»
в 10 образовательном классе
на 2012-2013 учебный год
количество часов в неделю – 1-2ч
Составил: учитель истории и обществознания
Китина Светлана Валерьевна
Составлена в
соответствии с авторской программой: Китина С. В. Культура межличностного общения.
- Тыреть, 2007.
|
Прошла экспертизу на заседании
методического объединения,
Протокол № от « » 2012г.
|
2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО элективному курсу
«Культура межличностного общения»
(10
КЛАСС)
Пояснительная
записка
Название программы – Все работы хороши, выбирай на
вкус!
Количество - 16 часов, количество часов в неделю – 1-2 часа
Учебник - нет
Уровень программы – авторский
Класс – 10
УМК учителя:
1.
Анн Л.Ф. Психологический
тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005.
2.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.
Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2004.
3.
Китина С.В. «Культура межличностного общения». Программа
элективного курса для учащихся. - Тыреть, 2005.
4.
Соловцова Е.Е., Волкова С.П. Психология и культура
делового общения. Программа тренинга. – ж. «Технология образования: теория и
опыт». №6 -2002.
УМК детей:
1.
Анн Л.Ф. Психологический
тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005
2.
Жариков Е.С., Крушельницкий
Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
3.
Тесты и задания по
обществознанию/ Л.Н. Боглюбов, М. Брант и др. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Характеристика
особенностей (т.е. отличительные черты программы) – Элективный
курс предполагает возможность выяснить учащимися своих способностей в той или
иной области; проявить познавательную активность в овладении некоторыми
практическими знаниями и коммуникативными навыками, которые пригодятся в
освоении любой профессии; подготовиться к успешному поступлению или трудовой
деятельности; познакомиться с профессиями психолога, педагога. Тренинги,
предусмотренные в этом курсе, должны оказать психологическую помощь и поддержку
ребятам, которые испытывают трудности при адаптации в новом коллективе. На
учебных занятиях учащиеся могут не только познакомиться с различными
профессиями, но и попробовать себя в качестве некоторых, ощущая при этом
комфорт и защищенность. Группа, в которой будут работать ребята, облегчит
рефлексивный анализ и самораскрытие каждого ребенка. Опыт, приобретенный в ходе
занятий, поможет создать «иммунитет» и в будущем может помочь при решении
некоторых проблем, например, проблем межличностного и делового общения и т. д.
Рабочая программа рассчитана на 16 учебных часов. Занятия рассчитаны на 1-2часа в
неделю, в зависимости от темы урока. Данный курс обеспечен методичкой,
различной литературой и раздаточным материалом, составленным педагогом.
Количество часов
регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним –
региональный компонент
Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная – авторская
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и
задачи школы, МО) – Цель: развивать
социально-психологические качества человека, способствовать эффективному
взаимодействию индивида с окружающими его людьми.
Задачи:
·
познакомить учащихся с профессиями, которые изучают
личность человека (педагог, психолог;
·
выявить склонности к различным видам деятельности;
·
формировать интерес к другому человеку как
личности;
·
формировать умения не только критиковать, но и
принимать критику; преодолевать конфликтные ситуации;
·
формировать навыки группового взаимодействия;
·
обучать приемам межличностного общения;
·
научить отстаивать свою точку зрения;
·
развивать умения слушать других;
·
развивать способности самопознания;
·
развивать и укреплять чувство взрослости.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный
период (ЗУНы соотнести со стандартом) – по окончанию курса учащиеся должны:
Знать:
·
о профессиях психолога,
педагога…
·
о различных видах
межличностного общения;
Уметь:
·
использовать различные приемы
общения;
·
разрешать конфликтные
ситуации;
·
слушать других;
·
отстаивать свою точку зрения;
Научиться:
· отстаивать свою точку зрения;
· не только критиковать, но и принимать критику;
· работать в группе независимо от настроения.
Практическая деятельность (какие виды деятельности
предусмотрены для практической направленности) – Для
подтверждения своей успешности обучения при изучении данного курса учащиеся
будут выполнять определенные задания и упражнения в мастер – классе; выполнять
творческие работы; проводить тестирование, анкетирование; участвовать в
тренингах; применять самоконтроль; участвовать в рефлексии; работать с
дополнительной литературой...
Критерии оценивания различных видов работ – предусмотрена зачетная система. «Зачет» ставится
в том случае, если обучающийся справился сам или с помощью с предложенным
заданием (результаты выполнения заданий, результаты
тестирования, составления мультимедийных проектов и выступление с ними перед
какой-либо аудиторией). «Не зачет» - если ученик
не знает большей части соответствующего материала, искажает смысл событий,
беспорядочно и неуверенно излагает материал; не выполняет предложенные задания,
не участвует в семинарских занятиях и т. д.
Критерии оценивания обсуждаются на вводном занятии. На нем же учащимся
сообщается и задание, которое они должны будут выполнить к концу изучения
элективного курса, т.е. выполнить либо творческий отчет, либо зачетную работу
(тестирование, собеседование) по пройденному материалу, либо представит свое
портфолио, т. е. совокупность самостоятельно выполненных работ на протяжении
всего курса (эссе, схемы, рефераты…).
Ведущая
технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты –
Учебно-социальные
практики – вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий
успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных
социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики основаны:
-на свободном
выборе учащимися
определенной темы для исследования или определенном виде задания;
-ответственности учащегося
за свой выбор;
-результативности, т.е.,
выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде
готового продукта своей деятельности.
Технология
критического мышления представляет
собой систему стратегий, обучающих гимназистов мыслительным умениям,
позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения,
решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Она
позволяет найти ответ на вопрос: «Kак научиться вести диалог с текстом? Образовательный
процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности
и информации». Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия)
инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально
гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет
о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации
дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все
обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного
планирования и осмысленности.
Основные методы (продуктивные и репродуктивные) работы на
уроке – Продуктивные - объяснять значение понятий; знать методику анализа полученных данных,
методику самоанализа; получить представление о самых
разнообразных профессиях и т. д. Репродуктивные - называть характерные черты; применять полученные знания на практике; освоить типичные
социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих
ситуации из реальной жизни; аргументировать защиту своей позиции, рефлексия и
т. д.
Формы организации деятельности учащихся - индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Список литературы
Для учителя:
1.
Анн Л.Ф. Психологический
тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005.
2.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.
Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2004.
3.
Китина С.В. Программа элективного курса «Культура межличностного
общения», - Тыреть, 2005.
4.
Соловцова Е.Е., Волкова С.П. Психология и культура
делового общения. Программа тренинга. – ж. «Технология образования: теория и
опыт». №6 -2002.
Для детей:
1.
Анн Л.Ф. Психологический
тренинг с подростками. – Сиб.: Питер, 2005.
2.
Жариков Е.С., Крушельницкий
Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
3.
Тесты и задания по
обществознанию/ Л.Н. Боглюбов, М. Брант и др. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.