Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЭлективный курс "Говорим и пишем правильно" (10-11 классы)

Элективный курс "Говорим и пишем правильно" (10-11 классы)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Анастасьевская СОШ»

________________________

Приказ № ___

от «__»__________20___г.

 

 

 

 

 

 КУРС ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО

 

Кулеш Светланы Анисимовны,

 высшей квалификационной категории

по русскому языку в 10-11 классах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_________20___г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

 

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный  курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний  о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

·         овладение основными нормами русского литературного языка;

·         создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

·         совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

·         обучение анализу текста, его интерпретации;

·         формирование навыков языковой и лингвистической компетенции;

·         формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные формы и лексическое богатство языка;

·         развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.      теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста);

2.      Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки);

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работ учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

 

Ожидаемые результаты

 

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом, (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации);   практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предлагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным  звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

 

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слов: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

 

Тема 3. Словообразование (2 ч)

Морфемный  анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

 

Тема 4. Морфология  (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

 

Тема 5. Орфография (18 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во все частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК-/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК; -Н-/-НН-  в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.  Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

 

Тема 6. Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложением. Простое предложение (9 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний.  Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставное и двусоставное предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

 

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

 

Тема 8. Сложное предложение (9 ч)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

 

Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Видя деятельности

план.

факт.

1.

 

Фонетика.  

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.

 

 

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов

2.

Трудности фонетического анализа слов

 

 

Фонетический анализ слов

3.

4.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

 

 

Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов

5.

6.

7.

Лексика  и фразеология

Особенности лексического состава слов

 

 

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.

8.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов).

 

 

9.

Трудности лексического анализа слов

 

 

10

Словообразование 

Морфемный  анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи

 

 

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем

11.

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

 

 

12.

Морфология   

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

 

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.

13.

14.

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи

15.

16.

Трудные случаи разграничения языковых явлений

17.

Орфография. Система правил правописания

 

 

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с текстами по орфографии. Исправление искаженного текста

18.

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

 

 

19.

20.

Виды орфограмм в корне слова

 

 

21.

22.

23.

24.

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

 

 

25.

26.

27.

Трудные случаи правописания суффиксов.

 

 

28.

29.

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

 

 

 30.

31.

32.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

 

 

33.

34.

35.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание.

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний

 

 

Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи.

36.

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставное и двусоставное предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

 

 

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах различных стилей. Работа с тренировочными тестами.

37.

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения

 

 

38.

Тире в простом предложении

 

 

 

39.

40

Вводные слова и предложения

 

 

41.

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

 

 

 

42

43.

Уточняющие члены предложений

 

 

44.

Прямая речь. Диалог. Цитата

 

 

Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат

45.

46.

Сложное предложение. 

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте

 

 

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с текстами. Пунктуационные диктанты

47.

48.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

 

 

49.

50.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте.

 

 

51.

52.

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

 

 

 

53.

54.

55.

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте

 

 

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания  о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала

56.

57.

58.

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности

 

 

59.

60.

61.

Текст и его анализ. Выразительные средства языка.

 

 

62.

63.

64.

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста

 

 

65.

66.

67.

Редактирование текста

 

 

Работа над сочинением

68.

 

Всего часов

68

 

 

 

 

 

Оценка знаний, умений, навыков

 

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.

 Возможны различные   формы  контроля. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой аттестации в форме деловой игры в конце курса. Возможна и рейтинговая система, когда каждому виду работы приписывается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая система способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
  2. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С)
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
  4. Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. М., 2005.
  5. Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: Теория. Упражнения. Тесты.
  6. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс "Говорим и пишем правильно" (10-11 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный  курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 041 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2461
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 382
    • DOCX 141.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кулеш Светлана Анисимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кулеш Светлана Анисимовна
    Кулеш Светлана Анисимовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48938
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек