Духовные родники русской
культуры.
Элективный курс в 9 классе.
Э.В.Шукурова, учитель
русского языка и литературы,
МБОУ «Цнинская СОШ №1»
Тамбовской области.
В концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся
обществу нужны очень образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу
страны». С этим трудно не согласиться, потому что изменение социальной,
политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в
европейское и мировое сообщество ставят перед школой задачу формировать личность,
способную активно «вписываться» в современное общество посредством саморазвития
и самообразования. Однако приобретение школьниками специальных знаний по
предметам, ещё не гарантирует формирование их нравственных устоев и ценностей.
Между тем именно развитие эмоциональной сферы подрастающего человека - одно их
важнейших условий осуществления процесса духовно-нравственного воспитания.
Ценности - это тот стержень, который образует лицо нации, тот компас, который,
предопределяет её историческую судьбу. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы,
размыты нравственные ориентиры, как никогда важно обратиться к духовному
потенциалу русской культуры. Разумеется, учителя словесники, вместе с учениками
открывая Пушкина, Гоголя, Достоевского, Булгакова, прикасаются к главным,
вечным проблемам и ценностям. Однако на уроке весьма проблематично из-за
нехватки времени использовать широкий культурологический фоновый материал,
включающий в себя различные пласты русской духовной культуры. Органичное
сочетание уроков литературы и данного элективного курса, построенного на
межпредметных связях, будет способствовать процессу формирования
духовно-нравственной личности школьника как целостному, вариативному,
базирующемуся на личностно ориентированном обучении и идеях интеграции
учебных дисциплин.
Сегодня неизбежно
уменьшается количество произведений русской классической литературы, так как
сокращаются часы, отводимые на изучение этого предмета. Программа данного курса
позволяет выйти за рамки учебника, а межпредметные связи позволят расширить
кругозор учащихся, повысить их интеллектуальный уровень, обеспечить
формирование культуроведческой компетенции.
Курс «Духовные родники русской
культуры» разработан для учащихся
9-х классов с ориентацией на
гуманитарный профиль в рамках предпрофильной подготовки, основан на
межпредметных связях и рассчитан на 17 часов.
Цели курса:
- раскрыть влияние этических
ценностей русского Православия на различные пласты русской культуры
(литературу, живопись, музыку);
- способствовать формированию
культуроведческой компетенции учащихся;
-совершенствовать
коммуникативные навыки школьников на основе групповой работы;
- развивать и
совершенствовать навыки исследовательской работы с использованием компьютерных
технологий;
- активно использовать воспитательные
возможности предпрофильного обучения, развивая духовные, нравственные,
патриотические начала подрастающего поколения.
Задачи курса:
- освоение учащимися духовно
значимых концептов в различных жанрах русского искусства; -
помочь осознать уникальность наследия русской культуры, её созидательную роль в
формировании таких качеств, как милосердие, любовь, сострадание, терпимость,
уважение;
-поближе познакомить
школьников с календарными православными праздниками, традициями и обрядами русского
народа, вдохновившими художников, писателей, поэтов, композиторов, сформировать
уважение к этому наследию;
-вовлечь учащихся в
эмоциональную сферу занятий, развивать коммуникативные навыки, толерантность,
взаимоуважение; формирование потребности к самовыражению, осознания
уникальности своей личности.
Занятия предполагается
проводить в различных формах: лекция, беседа проблемного характера,
урок-практикум на основе групповой работы, урок-мастерская, защита
исследовательских проектов, интегрированный урок. Предполагается активное
использование компьютера с проектором, магнитофона с аудиозаписями, DVD для просмотра фрагментов
телеспектаклей, художественных и документальных фильмов.
Учебно-тематический план
№ темы
|
Наименование темы
|
Коли-
чество часов
|
Виды деятельности (учителя
и учащихся)
|
1.
|
Что такое духовность
|
1
|
Урок - мастерская. Работа в группах. Знакомство с
сакральными текстами, сопоставление их с текстами светскими. Выступления
спикеров групп, обсуждения. Анализ ключевых слов, создание ассоциативного
ряда. Анкетирование учащихся.
|
2.
|
Духовный свет идеалов Древней Руси. Сказание о
Борисе и Глебе, являющимися первыми канонизированными русскими святыми.
Знакомство с жанром житийной литературы.
|
1
|
Урок-экскурсия. Знакомство с древней Борисоглебской
слободой, её историей, памятниками литературы и искусства.
Просмотр и анализ икон с изображением Бориса и
Глеба.
|
3.
|
Художественный опыт допетровской Руси. Андрей
Рублёв «Троица».
|
1
|
Сопоставление библейской притчи и живописного
полотна. Постижение символических образов русской иконографии, их философской
глубины. Просмотр фрагментов из кинофильма А.Тарковского «Андрей Рублёв».
Осознание труда иконописца как духовного подвига.
|
4.
|
Колокольный звон в христианской традиции.
|
1
|
Лекция учителя. Беседа проблемного характера. Чтение
и обсуждение стихотворения Э.По «Колокола и колокольчики». Философская основа
стихотворения, сопоставление с русскими традициями. Фрагменты симфонической
поэмы Сергея Рахманинова «Колокола», написанной на стихи Эдгара По.
|
5.
|
Русские праведники Сергий Радонежский и Серафим
Саровский.
|
1
|
Сообщения групп по теме, доклады, информационные и
исследовательские проекты учащихся. Прослушивание песен в исполнении
Ж.Бичевской «Дивеево», «Батюшка наш Серафим».
|
6.
|
Русское церковное зодчество - сплав религии и
искусства.
|
1
|
Лекция учителя, сопровождающаяся проблемной беседой.
Информационные проекты учащихся, посвящённые истории собора Василия
Блаженного, Успенского собора Московского кремля, Храма Христа Спасителя,
Спасо-Преображенского кафедрального храма города Тамбова.
|
7.
|
Духовные основы русской поэзии 19 века. Жанр молитвы
в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
|
1
|
Урок-практикум. Чтение и анализ стихотворений: «Отцы
пустынники и жёны непорочны», «Отец людей, Отец Небесный», А.С.Пушкина и
«Молитва» М.Ю.Лермонтова. Постижение духовно-нравственного потенциала данных
произведений.
|
8.
|
Духовно-нравственный смысл повести Н.В.Гоголя
«Портрет». Гоголь и Оптина Пустынь.
|
1
|
Беседа проблемного характера. Элементы
интерактивного обучения в ролевой игре « Суд над художником Чартковым».
Информационный проект о духовной биографии самого
писателя. Сочинение в жанре эссе «Вверх по лестнице, ведущей вниз"
|
9.
|
Русский святочный рассказ: эстетика и поэтика жанра.
|
1
|
Сообщения учащихся о самом празднике. Элементы инсценирования.
Знакомство с жанром. Чтение и обсуждение рассказов Н.С.Лескова «Христос в
гостях у мужика», Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
|
10.
|
Библейская тема в
русской
живописи 19-20
веков.
|
1
|
Лекция учителя с составлением тезисного плана.
Просмотр с последующим обсуждением картин А.Иванова «Явление Христа народу»,
И.Крамского «Христос в пустыне», Н. Ге «Что есть истина» и «Голгофа», В.Поленова
«Христос и грешница», В.Верещагина «Ночь на Голгофе», полотен М.Нестерова. Краеведческий
материал:картины О.А.Гущина “Оптина пустынь” (1997), Н.Г.Богданова “Летняя
церковь Казанского монастыря” (1997). В тематических произведениях православные
праздники: В.В.Сизов “В крещенскую ночь у Иордани” (1993-97); в натюрмортах
культовые предметы - Н.В.Рябинская “Натюрморт с иконой” (1996). Сочинение-рассуждение
по впечатлениям одной из картин.
|
11.
|
Библейские образы и мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
|
1
|
Урок- мастерская. Работа в группах. Постижение
библейских мотивов, сюжетов и символов в сказках «Христова ночь», «Пропала
совесть», «Рождественская сказка».
|
12.
|
Праздники и радости
И.С. Шмелёва и Б.М.Кустодиева.
|
1
|
Сопоставление картин художника с отдельными главами
романа Шмелёва «Лето Господне».
|
13.
|
От рассказа Л.Андреева «Ангелочек» к стихотворению
А.Блока «Сусальный ангел».
|
1
|
Сопоставительный анализ произведений, постижение
идейного смысла и особенностей мировоззрения Андреева и Блока.
|
14.
|
Пафос благочестия в стихах М.Цветаевой о московских
святынях.
|
1
|
Урок-практикум. Интерпретация отдельных
стихотворений из цикла «Стихи о Москве». Лингвистический анализ текстов
стихотворений для характеристики своеобразного стиля старорусской напевной
речи, где органично сосуществуют архаизмы и лексика разговорной речи.
|
15.
|
Духовная тема в поэзии Н.Рубцова и полотнах
Левитана. Созвучие романсу Козлова «Вечерний звон».
|
1
|
Урок-практикум на основе групповой работы. Постижение
общности мировоззрения, художественных образов и неразрывной связи с родной
землёй.
|
16.
|
Тема духовного очищения в современной литературе.
Рассказ В.Астафьева «Людочка».
|
1
|
Чтение, обсуждение, интерпретация. Сочинение в жанре
эссе.
|
17.
|
Музыкальное краеведение.
Церковно-певческое направление. Собиратели
фольклора. Бардовская песня.
|
1
|
Подготовка сценария, проведение вечера.
|
Содержание курса.
Тема 1.Вводное занятие. Что такое
духовность? Сакральные тексты: «Дары
святого духа» - Первое послание к Коринфянам апостола Павла, Десять заповедей
из Ветхого завета. Апостол Павел как первый систематизатор и пропагандист
духовности. Нравственные нормы данных текстов - мудрость, вера, доброта,
терпение, самообладание, кротость, любовь. Родственные слова к слову духовность.
Определение духовности. Центральный догмат христианства - учение о Святой
Троице. Определение святости. Любовь как духовный дар. Светские и сакральные
тексты о любви. Обобщённая схема - модель урока. Анкетирование учащихся.
Тема 2. Духовный свет идеалов Древней
Руси. Сказание о Борисе и Глебе, являющимися первыми канонизированными
русскими святыми. История Борисоглебской слободы. Воскресенский
собор. Икона святых Бориса и Глеба. Знакомство с текстом «Сказания…». Образы
братьев, выполненные иконописцем. Символика иконы, житийные клейма,
воспроизводящие историю жизни Бориса и Глеба. Нравственные выводы духовного
подвига.
Тема 3. Художественный опыт
допетровской Руси. Андрей Рублёв «Троица».
Философская глубина,
религиозная основа древнерусского искусства. История жизни Андрея Рублёва.
Просмотр фрагментов из кинофильма А.Тарковского о художнике и документального
фильма о его работе. Рассказ о легенде, положенной в основу картины «Троица».
Отличие от икон, являющихся предметом культа. Символический характер образов
«Троицы», особенности композиции, ритма и цвета, соразмерность пропорций.
Аллегоричность таких предметов на картине, как чаша, гора, дерево, палаты,
крылья. Посвящение картины Сергию Радонежскому, который призывал современников
к единению.
Тема 4. Колокольный звон в
христианской традиции. Появление
и развитие колокольной музыки на Руси. Типы колокольных звонов - трезвон,
перезвон, Благовест, красный звон. Роль их в духовной жизни Руси (возвещает
начало богослужения, сопровождает крестный ход, является частью богослужебных
обрядов). Возвращение искусства колокольного звона сегодня. Фестивали
колокольной музыки. Чтение и обсуждение стихотворения американского
поэта-романтика Э.По «Колокола и колокольчики» в переводе Бальмонта, внёсшего в
оригинал свои изменения. Очерченный круг жизни человека, в котором каждый этап
жизни сопровождается колокольным звоном и трелью колокольчиков. Фрагменты
симфонической поэмы «Колокола», написанной С.Рахманиновым на стихи Э.По.
Обоснование изменений, внесённых Бальмонтом в оригинал стихотворения.
Тема 5. Русские праведники Сергий
Радонежский и Серафим Саровский.
Духовный подвиг старцев.
Понятие подвижничества. Роль в истории и духовной жизни нашего Отечества.
Духовные песни, посвящённые Серафиму Саровскому и в исполнении Ж.Бичевской.
Тема 6.Русское церковное зодчество -
сплав религии и искусства. Появление храмов на Руси.
Особенности древнерусской храмовой архитектуры (храмовое многоглавие,
луковичное завершение храмов, ярусный тип). История собора Василия Блаженного,
Успенского собора
Московского Кремля, Храма Христа
Спасителя, Спасо-Преображенского кафедрального храма города Тамбова.
Тема 7. Духовные основы русской
поэзии 19 века. Жанр молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
А.С.Пушкин «Отцы пустынники
и жёны непорочны» (переложение Великопостной молитвы преподобного Ефима Сирина)
и «Отец людей, Отец Небесный». Духовная природа поэтической молитвы. Схожесть
лексики, семантики, торжественной интонации. М.Ю.Лермонтов «Молитва».
Очистительная значимость молитвенных слов.
Тема 8. Духовно-нравственный смысл
повести Н.В.Гоголя «Портрет». Гоголь и Оптина Пустынь.
Фрагменты духовной биографии
Н.В.Гоголя. Тема саморазрушения личности в повести «Портрет». Нравственные
выводы. Актуальность произведения, связь с современностью.
Тема 9. Русский святочный рассказ:
эстетика и поэтика жанра. Праздник Рождества
Христова. Святочные рассказы как привычные рождественские подарки для читателей
19 века. Жанровый канон (приуроченность к святкам, загадочно-чудесные события,
наличие морали, установка на истинность). Н.С.Лесков «Христос в гостях у
мужика». Тема раскаявшегося грешника. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на
ёлке». Тема обездоленного, невинно страдающего ребёнка, погружённая корнями в
евангельское повествование о «страстях Господних», которые были уготованы
Младенцу Христу в будущем.
Тема 10. Библейская тема в русской
живописи 19-20 веков. Отличие светской картины,
написанной на библейский сюжет от иконы, являющейся предметом культа и написанной
по определённым канонам. Просмотр с последующим обсуждением картин А.Иванова
«Явление Христа народу», И.Крамского «Христос в пустыне», Н. Ге «Что есть
истина» и «Голгофа», В.Поленова «Христос и грешница», В.Верещагина «Ночь на
Голгофе», полотен М.Нестерова «Святая Русь» и «Видение отроку Варфоломею».
Сопоставление с библейскими сюжетами. Духовный и философский аспект полотен. Краеведческий
материал: знакомство с полотнами художников Тамбовского края на библейские
сюжеты.
Тема 11. Библейские образы и мотивы в
сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Постижение библейских
мотивов, сюжетов и символов в сказках «Христова ночь», «Пропала совесть»,
«Рождественская сказка». Система нравственных ценностей писателя. Тема
поруганной и воскресающей совести. Надежда на воскрешение человека и его
духовной сущности после судного дня.
Тема 12. Праздники и радости И.С.
Шмелёва и Б.М.Кустодиева.
Идейная и тематическая близость
произведений художника и писателя. Связь многих глав романа с годовым циклом
христианских праздников. Обряды и традиции, сопровождающие эти праздники.
Картины Кустодиева «Пасхальный обряд», «Троицын день», «Крещенское водосвятие»,
«Масленица», «Вербный торг у Спасских ворот», «Ярмарка». Благоговейное
отношение героя к исконно русским традициям. Актуальность темы в наше время.
Тема 13. От рассказа Л.Андреева
«Ангелочек» к стихотворению А.Блока «Сусальный ангел».
Сопоставительный анализ
произведений, постижение идейного смысла и особенностей мировоззрения Андреева
и Блока. Мрачный фатализм писателя и вера в ангела-хранителя Блока.
Тема 14. Пафос благочестия в стихах
М.Цветаевой о московских святынях.
Сакральный образ
Москвы-хранительницы древних православных традиций. Принадлежность поэтессы к
московскому типу патриархальной московской культуры. Диалог с петербургской
моделью мира. Почитание икон, воспевание Спасских ворот. Своеобразный стиль
цикла, проявляющийся в напевной речи старорусской московской Руси.
Тема 15. Духовная тема в поэзии
Н.Рубцова и полотнах Левитана. Созвучие романсу Козлова «Вечерний звон».
Стихи Н.Рубцова «В святой обители природы», «Видения на холме». Картины
Левитана «Вечерний звон», «Над вечным покоем». Схожесть художественных образов,
философского аспекта. Вечный покой в природе и бренность бытия. Романс
«Вечерний звон» как воплощение дум о человеческом существовании.
Тема 16. Тема духовного очищения в
современной литературе.
Рассказ В.Астафьева «Людочка».
Проблема «человек- дом -
мир». Тема бездуховности, дисгармонии, отсутствие любви в современной жизни.
Тема покаяния в материнской молитве, несущей надежду. Образ ребёнка как символ
света и чистоты.
Тема 17. Музыкальное краеведение.
Церковно-певческое направление.
Собиратели фольклора. Бардовская песня. Заключительный литературно- музыкальный
вечер, посвящённый изученной тематике.
Список литературы:
1. Библия. Ветхий Завет и Новый Завет
(любое издание).
2. Алпатов М.В.Древнерусская
иконопись. - М.: Просвещение, 1978.
3. Георгиева Т.С.Христианство и
русская культура. - М.: Просвещение, 1997.
4. Данилова Г.И. Мировая
художественная культура.- М.: Дрофа, 2003.
5. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь
в искусстве. - М.: Искусство, 1993
6. Муравьёв А.Н. Путешествия по святым
местам. М.: Дрофа, 2004.
7. Платонова Н.И. Этюды об
изобразительном искусстве.- М.: Просвещение,
1996.
8. Федотов Г.А. Святые Древней Руси.-
М.: Просвещение, 1990.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.