ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ
9
КЛАССА
«ОСНОВЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ПИСЬМА»
Программа элективного курса «Основы делового общения и письма» рассчитана
на учащихся 9 класса в объеме 17 часов и направлена в основном на практическую
подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного
отбора языкового материала.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Соответствие
курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы
предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы
специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся…»
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении
продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса.
В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами,
предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по
выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Целесообразность,
актуальность и новизна курса
Курс «Основы делового общения и письма» создан в целях предпрофильной подготовки
учащихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций
учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки
зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического
(гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации
обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл
практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического
развития современного общества курс «Основы делового общения и письма» актуален
как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической
работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов,
как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому
серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и
письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей
жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и
работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и
карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель и задачи курса
Цель: овладение учащимися компетенциями
делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности
повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном
росте.
Задачи:
1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в
разных ситуациях общения, для чего:
·
научить учащихся общению в учебной, учебно-научной
и деловой сферах деятельности;
·
научить практическому применению
официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с
представлением себя как личности.
2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить
словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и
оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
·
показать на примерах сущность делового общения и
его виды, дать понимание сути делового письма;
·
вывести учащихся к осознанию содержательной роли
различных компонентов и параметров делового письма;
·
развить умение ориентироваться в структуре текста
официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных
стилей;
·
сформировать умение составлять собственные тексты
официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания,
лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как
форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового
общения, для чего:
·
сформировать познавательный интерес учащихся к
изучению русского языка;
·
выявить единицы языка, обеспечивающие формирование
устной монологической речи и навыков делового письма.
Характеристика
учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Основы делового общения и письма» направлен на
поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить,
обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом
общении как в устной, так и в письменной формах.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся
к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие
возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового
письма, оформлению деловых документов, которое ведет к раздумьям над
окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению
занять достойное место в обществе.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику
делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в
создании деловых документов.
Данный
курс предполагает следующие формы работы:
·
изучение различных видов делового общения;
·
анализ справочного материала в официально-деловом
стиле;
·
ролевые и деловые игры;
·
выполнение домашних заданий;
·
пробное написание собственных вариантов деловых
документов;
·
повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса
русского языка.
Основная
модель построения занятий:
лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние
задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование,
выполнение творческих заданий различных видов.
Формы
контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный
анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль
по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
итоговые – контрольные работы; защита
мини-проекта.
Ожидаемые
результаты при изучении элективного курса:
1.
Расширение границ коммуникативной, языковой
(лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
2.
Приобретение учащимися навыков составления резюме и
собеседования при устройстве на работу.
3.
Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению
деловой документации.
4.
Повторение, систематизация и закрепление знаний
алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых
документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного
предложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Введение
(1 час).
Вводный урок. Презентация курса.
Функциональные
стили современного русского языка (1 час).
Особенности официально-делового стиля.
Развитие
монологической речи (5 часов).
Особенности делового общения. Основные правила, на которых строится
деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между
собеседниками. Составление диалогов этикетного характера. Виды делового
общения. Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры.
Телефонные переговоры. Тест «Культура телефонного общения». Знакомство. Рассказ
о себе. Заполнение анкеты. Развитие навыка при заполнении анкетных данных. Ролевая
игра. Устройство на работу. Устная автобиография. Развитие монологической и
диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником,
достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Ролевая игра.
Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать
и аргументировать свою точку зрения во время беседы.
Деловая
переписка (4 часа).
Правила оформления конверта и письма. Развитие письменной речи
учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста
официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта,
обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. Правильное употребление
официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская
деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Рекламное письмо. Развитие
письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с
достижением цели в соответствии с ситуацией общения. Интернет-переписка. Знание
особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила
пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по
рецензированию различных видов деловой переписки.
Оформление
официально-деловых документов (5 часов).
Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение. Оформление
официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.
Составление собственной биографии и автобиографии, основные правила при этом. Анализ
текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации.
Синтаксис простого и сложного предложений. Составление и оформление резюме, основные
правила и требования при этом. Анализ образцов резюме. Составление собственного
резюме. Составление и оформление портфолио учащегося. Основные разделы
портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио.
Самостоятельная работа по теме.
Итоговый
урок (1 час).
Контрольно-зачётный урок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
|
Наименование
раздела, название темы
|
Кол.
час.
|
|
Введение
(1 час)
|
|
1
|
Вводный урок.
Презентация курса.
|
1
|
|
Функциональные
стили современного русского языка (1 час)
|
|
2
|
Функциональные
стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля.
|
1
|
|
Развитие
монологической речи (5 часов).
|
|
3
|
Особенности
делового общения. Виды делового общения.
|
|
4
|
Знакомство.
Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты.
|
1
|
5
|
Ролевая игра.
Устройство на работу. Устная автобиография.
|
1
|
6
|
Ролевая игра.
Разговор с родителями о решении устроиться на работу.
|
1
|
7
|
Правила этикета.
|
1
|
|
Деловая
переписка (4 часа).
|
|
8
|
Современное
деловое письмо. Некоторые виды писем.
|
1
|
9
|
Правила
оформления конверта и письма.
|
1
|
10
|
Правильное
употребление официально-делового стиля.
|
1
|
11
|
Рекламное письмо.
Интернет-переписка.
|
1
|
|
Оформление
официально-деловых документов (5 часов)
|
|
12
|
Требования к
лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.
|
1
|
13
|
Объявление,
заявление, докладная и объяснительная записка.
|
1
|
14
|
Составление
биографии и автобиографии.
|
1
|
15
|
Составление и
оформление резюме.
|
1
|
16
|
Составление и
оформление портфолио учащихся.
|
1
|
|
Итоговый
урок (1 час)
|
|
17
|
Контрольно-зачётный
урок.
|
1
|
|
Всего:
|
17
|
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.
Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык.
Справочные материала. М.: Просвещение, 1998.
2.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура
речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
3.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,
1993.
4.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского
литературного языка. – М., 1989.
5.
Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном
просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
6.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей
русского языка. – М., 2000.
7.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное
пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
8.
Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка
в 2 т. – М., 2001.
9.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому
языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
2.
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск,
2006.
3.
Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе
// Русский язык в школе. – 2002, № .
4.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому
языку. М.: Дрофа, 2006.
5.
Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками //
Русская словесность. – 2003, № 2.
6.
Ворожбитова А.А. Лингвориторическая теория сильной
языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания //
Русский филологический вестник. – 1996, № 3 – 4.
7.
Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом.
Делопроизводство. Томск, 2005
8.
Культура устной и письменной речи делового
человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
9.
Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте:
современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.
10. Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. – М., 2002.
11. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
12. Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта:
Наука, 2001.
13. Словарь русского языка в 4-х томах. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984.
14. Чикунова Н.Б., Шалаева Л.В. Деловая и дружеская корреспонденция. Томск,
1993.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.