Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыЭлективный курс по праву

элективный курс по праву

Скачать материал

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ № 1

___________ Н.В. Вигелина

«____» _____________ 2014г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. Директора по УВР

___________Г.Л. Тагирова

«____» ___________ 2014г.

РАССМОТРЕНО на

Заседании МО

Протокол № ______

«____» ______ 2014г.

 

Календарно-тематическое планирование

Предмет: право

Класс 11

 

 

Учитель      Липатова А.В.

 

 

Количество часов: 35

1 час  в неделю

 

 

Тесты –

Зачет  -

 

 

 

Программа: программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007

 

Учебник : Никитин А.Ф.  Право. 10-11 класс Базовый уровень – М.; Дрофа, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Общая характеристика учебного предмета

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

  Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

-       роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

-       гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

-       вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

-       основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

-       особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

 

Цели

 Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

· воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

· освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

· овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

· формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

 

Рабочая программа разработана на основе:

·         федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);

·         примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень);

·         программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007

Срок реализации программы 1год

В соответствии с учебным планом гимназии на изучение курса «Право» в 11 классе отведено 35 часов (из расчета 1 час в неделю при 35 учебных неделях ежегодно):

ü  11 класс -  35 часов.

Учебное пособие: Никитин А.Ф.  Право. 10-11 класс Базовый уровень – М.; Дрофа, 2010

Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, учебные экскурсии.  Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.

Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.

Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование

Планируемый уровень  подготовки выпускников на конец ступени приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Академическая успеваемость – 100%, качество не ниже 50%.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

·           умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

·           участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

·                работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

·                анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·                выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

·                изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

·                решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·      права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

·      правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

·      характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

·      объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

·      различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

·      приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

·      анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·      выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

·      изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

·      решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные те­ории происхождения государства и права: теологическая, патриар­хальная, договорная, теория насилия, органическая, психологичес­кая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые па­мятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые ре­формы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствова­ние Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенст­вование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепо­стного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Раз­витие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революцион­ным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Кон­сервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движе­ния. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «раз­витого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. По­пытки превратить Россию в модернизированное государство с ры­ночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкла­дов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Граждан­ского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «полити­ко-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государст­венного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство зако­на. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

 

Тема 3. Конституционное право

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы  конституционного  строя.   Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое фе­деративное правовое государство с республиканской формой правления.   Социальное  государство.   Светское  государство.  Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъек­ты осуществления государственной власти. Прямое действие Кон­ституции РФ.

'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации.  Целостность  и  неприкосновенность территории  Российской Федерации.  Виды  субъектов  РФ.   Федеральное  законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Россий­ской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекра­щение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Су­дебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принци­пы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генераль­ный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значе­ния. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формиро­вание местного самоуправления.

Тема 4. Права человека

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декла­рации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Прин­цип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредст­во избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на обра­зование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выбо­ров. Избирательное законодательство*.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.      

 

Тема 6. Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собствен­ности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Граж­данские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возме­щение вреда.

 

Тема 7. Налоговое право

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплатель­щика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоход­ный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Администра­тивная и уголовная ответственность.

Тема 8. Семейное право

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.

Тема 9. Трудовое право

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и ра­ботодателя.

Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок за­ключения коллективного договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повремен­ная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный над­зор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материаль­ная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Тема 10. Административное право

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные право­нарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 11. Уголовное право

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие преступления. Состав преступления. Категории пре­ступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступ­лений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Ви­ды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

 

Тема 12. Правовая культура

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   

Примерный срок проведения (месяц/неделя)

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Учебно-методическое обеспечение, ИКТ-ресурсы

Домашнее задание

 

 

Тема 1. Из истории государства и права

 

 

 

 

1

 

 

Происхождение государства и права. Право Древнего мира.

Право средневековой Европы

1

 

Объясняет связь государства и права. Рассказывает о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризует важнейшие элементы процесса появления государства и права. Рассказывает о становлении права в эпоху Древнего мира.

Выполняет тестовые задания.

Характеризует особенности средневекового права, объясняет особенности взаимоотношений средневекового права и церкви. Называет документы, в которых были зафиксированы права и свободы человека. Выполняет тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

 

§ 1, 2

§ 3

2

 

Становление права Нового времени

Развитие права в России. IX-начало ХIХ в.

1

 

Объясняет влияние социально-экономических потребностей на развитие буржуазного права. Характеризует Конституцию США. Анализирует достоинства и недостатки буржуазного права Выполняет тестовые задания

Называет факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризует роль православия в становлении права в нашем государстве. Характеризует важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России. Объясняет, почему в России право совести и правды ставилось выше закона

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 4

§ 5

 

3

 

Российское права в ХIХ – начале ХХ в.

Советское право в 1917 – 1953 гг.

1

 

Характеризует проекты политико-правовых реформ времен правления Александра I, объясняет отличия взглядов западников  и славянофилов на историю Российского государства и права. Рассказывает об изменениях в политико-правовой системе России в начале ХХ в. Выполняют тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 6

Характеризует революционное правосознание. Рассказывает о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 7

4

 

Советское право в 1954 – 1991 гг.

1

 

Характеризует изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области. Объясняет понятия: «правозащитное, диссидентское движение».

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 8

Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Характеризует роль Конституции РФ 1993 г. в переходе России к демократической модели развития. Называет важнейшие правовые акты, принятые за последние 15 лет.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 9

 

 

Тема 2. Вопросы теории государства и права

6

 

 

 

5

 

Государство, его признаки и формы

1

 Объясняет понятие «государство», характеризует основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Называет признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризует политические режимы. Выполняет тестовые задания. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 10

Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права

Характеризует понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права.

 

§ 11

6

 

Понятие и признаки правового государства

1

 

Характеризует  основные признаки правового государства. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 12

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

Объясняет принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Характеризует понятие «разделение властей». Выполняет тестовые задания.

 

§ 13

7

 

Право и другие сферы общества

1

 

Характеризует взаимосвязь право и морали, называет их сходство и различие. Анализирует соотношение права и политики и влияние права на экономику и культуру. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 14

О российской философии права

Объясняют понятие «философия права». Анализируют соотношение права и нравственности. Высказывают свое мнение по проблеме существования врождённого «чувства права».

 

§ 15

 

 

Тема 3. Конституционное право

 

 

 

 

8

 

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституция в России

1

 

Характеризует понятие «конституция». Называет виды и источники конституций. Характеризует конституционное право и конституционализм. Рассказывают о становлении конституционализма в России.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 16,17

Общая характеристика Конституции РФ

Характеризует причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. Рассказывает о порядке принятия Конституции РФ. Анализирует ее достоинства и недостатки. Выполняет тестовые задания.

 

§ 18

9

 

Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство

1

 

Рассказывает о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризует основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняет понятие «прямое действие Конституции».

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 19

 

Гражданство в РФ

Характеризует содержание понятий «гражданство», «гражданин», рассказывает об основаниях для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы). Выполняет тестовые задания.  Обсуждает проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности.

 

§ 20

10

 

Федеративное устройство

1

 

Объясняет государственное устройство России. Характеризует различные формы территориально-государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Называет виды субъектов РФ и их количество. Характеризует понятие «сепаратизм». Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 21

Президент Российской Федерации

Характеризует статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности.

 

§ 22

11

 

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

1

Характеризует понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ – Федеральное собрание, его структуру, полномочия палат, процедуру комплектования, полномочия.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 23

Законотворческий процесс в Российской Федерации

Рассказывает о процедуре создания законов в РФ и полномочиях субъектов законодательной деятельности.

 

§ 24

12

 

Исполнительная и судебная власть в РФ

1

 

Рассказывает о высших органах  исполнительной и законодательной власти в РФ, процедуре их формирования, полномочиях и функциях. Выполняют тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 25

Местное самоуправление

Характеризует роль местного самоуправления в системе власти России. Объясняют способы участия граждан в местном самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным самоуправлением

 

§ 26

 

 

Тема 4. Права человека

 

 

 

 

13

 

Права и свободы человека и гражданина

1

 

Характеризует важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие  права человека. Анализирует соотношение прав и обязанностей. Обсуждает проблему: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров?

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 27

Международные договоры о правах человека

Называет международные договоры, которые входят в Международный билль о правах. Характеризует содержание Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах. Объясняет классификацию международных договоров.

§ 28

14

 

Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя

1

 

Характеризует гражданские права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Обсуждают проблему: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений?

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 29

Политические права

Характеризует политические права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.

 

§ 30

15

 

Экономические, социальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования

1

 

Характеризует экономические, социальные и культурные права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 31

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

Характеризует российское экологическое право и содержание экологической угрозы. Называет основные направления пути выхода из экологического кризиса. Обсуждает проблему: экономическое развитие и защита окружающей  среды.

 

§ 32

16

 

Права ребенка

1

 

Характеризует содержание Конвенции о правах ребенка. Анализирует трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 33

Нарушения прав человека

Характеризует понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 34

17

 

Защита прав человека в мирное время

1

 

Объясняет содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека. Рассказывает об общественных организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 35

Международная защита прав человека в условиях военного времени

Рассказывает о содержании гуманитарного права, называет социальные группы, которое оно защищает. Характеризует современное положение в области гуманитарного права.

 

§ 36

 

 

 

Тема 5. Избирательное право

 

 

 

 

18

 

Избирательное право

1

 

Характеризует особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 37

Избирательная система и избирательный процесс

Объясняет содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них. Объясняет понятие «джерримендеринг» и рассказывает о его появлении.

 

§ 38

 

 

Тема 6. Гражданское право

 

 

 

 

19

 

Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права

1

 

Характеризует понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывает об особенностях Гражданского кодекса РФ. Анализирует причины и цели обновления гражданского права в России.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 39

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

Объясняет содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризует особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан.

 

§ 40

20

 

Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

1

 

Объясняет содержание понятия «предпринимательская деятельность», называет различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивает акционерное и унитарное предприятие. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 41

Право собственности

Объясняет социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризует права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность.

 

§ 42

21

 

Наследование. Страхование

1

 

Характеризует содержание института наследования. Объясняет процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывает о порядке и видах страхования. Высказывает свое мнение по вопросу: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 43

Обязательственное право.  Споры, порядок их рассмотрения. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Характеризует понятие «обязательственное право». Сравнивает договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняет, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует гражданское процессуальное право. Высказывает свое мнение по проблеме: договорная дисциплина: с чего начать? Выполняет тестовые задания

 

§ 44

22

 

Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок оказания платных образовательных услуг. Причинение и возмещения вреда

1

Объясняет содержание понятия «нематериальные блага», рассказывает о путях защиты материальных и нематериальных благ. Называет основания возникновения внедоговорных обязательств. Объясняет содержание понятия « принцип полного возмещения вреда». Высказывает свое мнение по проблеме: можно ли победить видеопиратов?

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 45

 

 

Тема 7. Налоговое право

 

 

 

 

23

 

Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков.  Налоговые органы. Аудит

1

 

Дает определение понятия «налог». Характеризует особенности российского налогового права. Называет источники налогового права, обязанности и права  налогоплательщиков. Объясняет содержание понятия «аудит». Высказывает свое мнение по проблеме: государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход? Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 46

Виды налогов

Называет виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризует понятие «система налогов». Осуществляет самостоятельный поиск информации о местных налогах. Высказывает свое мнение по проблеме: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым. Выполняет тестовые задания.

 

§ 47

24

 

Налогообложение юридических лиц

1

 

Характеризует содержание понятия «юридическое лицо» в налоговом праве. Называет законы, регулирующие взимание налогов с юридических лиц. Объясняет содержание понятий «налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль». Рассказывает о льготах по налогу. Высказывает свое мнение по проблеме: акцизы: за и против.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 48

Налоги с физических лиц

Характеризует содержание понятия «физическое лицо в налоговом праве». Называет основные налоги, которые взимаются в настоящее время с населения России. Объясняет  порядок исчисления и взимания налога на доходы. Рассказывает о налоговых льготах, о ставках подоходного налога, установленных Налоговым кодексом РФ. Выполняет тестовые задания.

 

§ 49

25

 

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

Характеризует виды правовой ответственности, к которой привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства. Рассказывает  об ответственности за уклонение от уплаты налогов, предусмотренной уголовным кодексом РФ. Высказывает свое мнение по проблеме: должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 50

 

 

Тема 8. Семейное право

 

 

 

 

26

 

Понятие и источники семейного права

1

Характеризует отношения, регулируемые семейным правом. Называет источники семейного права. Объясняет содержание семейных правоотношений. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 51

БракПорядок и условия заключения и расторжения брака

Характеризует понятие «брак» и условия его заключения. Высказывает свое отношение к проблеме: брак по любви и брак по расчету.

 

§ 52

27

 

Права и обязанности супругов. Правовое регулирование отношений супругов

1

Рассказывает о личных и имущественных  правах и обязанностях супругов. Называет причины разводов. Объясняет порядок расторжения брака. Высказывает свое мнение по проблеме: развод и дети.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 53

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

Характеризует права и обязанности родителей. Объясняет причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризует понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывает свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка.

 

§ 54

 

 

Тема 9. Трудовое право

5

 

 

 

28

 

Понятие и источники трудового права

1

Характеризует понятие «трудовое право»,  источники трудового права и содержание трудовых правоотношений.  Выполняет тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 55

Коллективный договор. Трудовой договор. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора

Объясняет понятие «трудовой договор». Рассказывает о содержании и порядке заключения коллективного договора, процедуре оформления трудового договора. Называет условия прекращения трудового договора.

 

§ 56

29

 

Рабочее время и время отдыха

1

Объясняет, какие виды рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством. Характеризует понятие «время отдыха». Рассказывает о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Выполняет тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 57

Оплата труда. Охрана труда

Характеризует понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняет специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называет функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием.

 

§ 58

30

 

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

Характеризует содержание трудовых споров и основания их возникновения. Объясняет  функции и порядок работы комиссии по трудовым спорам. Рассказывает о работе примирительной комиссии и условиях проведения забастовок. Характеризует понятие «дисциплинарная ответственность». Объясняет содержание понятия «материальная ответственность». Высказывает свое мнение по проблемам: забастовки – «за» и «против»; заработная плата и дисциплина труда. Выполняет тестовые задания.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 59

 

 

Тема 10. Административное право

2

 

 

 

31

 

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

1

Характеризует понятие и источники административного права. Называет  и виды признаки административных правонарушений. Высказывает свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения правил дорожного движения. Выполняет тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 60

Административные наказания. Особенности административной юрисдикции

Объясняет содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризует особенности административной юрисдикции. Выполняет тестовые задания

 

§ 61

 

 

Тема 11. Уголовное право

 

 

 

 

32

 

Понятие и источники уголовного права

1

Характеризует понятие и источники уголовного права. Объясняет принципы российского уголовного законодательства. Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России.

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 62

 

Преступление

Характеризует понятие, признаки и виды преступления. Объясняет содержание понятия «состав преступления».  Называет преступления против личности, экономические преступления. Высказывает свое мнение по проблеме: влияют ли социальные перемены на состояние и уровень преступности; какие преступления особенно опасны сегодня.

 

§ 63

33

 

«Новые» преступления

1

Называет причины появления «новых» преступлений и характеризует их содержание. Выполняет тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 64

Уголовная ответственность. Наказание

Характеризует понятие «уголовная ответственность», называет этапы  привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний.  Высказывает свое мнение по проблеме: нужна ли смертная казнь в России.

 

§ 65

34

 

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание

1

Называет обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание.  Выполняет тестовые задания

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 66

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Называет возраст, с которого наступает уголовная ответственность, называет виды преступлений  и возможных наказаний. Объясняет содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия». Выполняет тестовые задания

 

§ 67

Особенности уголовного процесса

Характеризует содержание понятия «уголовное судопроизводство», называет его стадии. Рассказывает как осуществляется судебное судопроизводство. Объясняет принципы российского судопроизводства.  Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблемам: «новые» уголовные преступления; способно ли уголовное наказание исправить преступника.

 

§ 68

 

 

Тема 12. Правовая культура

 

 

 

 

35

 

Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры

1

Характеризует содержание понятия «правовая культура». Называет основные элементы правовой культуры. Объясняет понятие «правосознание». Рассказывает о формировании правовой культуры. характеризует понятие «правовой нигилизм».

Учебник, ЦОР, тетрадь

§ 69, 70

 

 

ИТОГО

35

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс по праву"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Обществознание 10-11 классы
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 1. Роль экономики в жизни общества
  • 03.10.2020
  • 286
  • 4
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Мультимедийная презентация к уроку "Кредитно-денежная политика государства" для дисциплина ОГСЭ. 05 "Основы бюджетной грамотности"
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 12. Государство и экономика
  • 02.10.2020
  • 710
  • 6
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 338
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Липатова Алла Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Липатова Алла Владимировна
    Липатова Алла Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8388
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 911 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе