Инфоурок Биология Другие методич. материалыЭлективный курс по экологии животных для 7 класса

Элективный курс по экологии животных для 7 класса

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по экологии животных

для 7 класса

 

 

 

 

 

 

 

                                Составил: учитель  биологии МАОУ «СОШ №8 г. Улан-Удэ»

                                                                                                    Зарубина МГ

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

«Экология животных» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он является продолжением курса 6 класса «Экология растений» и продолжает знакомить с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении животных с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания животных, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях животных как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на животных дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с животными Бурятии: сухопутными, водными, обитателями почв, а так же с охраняемыми животными  и занесёнными в Красную книгу Бурятии. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Бурятии и привлечения внимания, обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

     Содержание курса «Экология животных» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный  краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях животных Бурятии.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

Ø дать представление об экологических факторах, влияющих на животных Бурятии;

Ø понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

Ø сформировать основополагающие понятия об экологии животных, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

Ø сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о

               последствиях влияния человека на животный мир Бурятии.

 

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №8  на изучение   экологии животных в 7 классе отводится  35 часов в год.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология животных»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Для изучения курса «Экология животных» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН,   викторина.

В основе осуществления целей образовательной программы   обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

 Введение в экологию

Введение в экологию животных. Методы исследований. Значение экологии животных.

Обучающиеся должны знать: основные понятия - экология, экология  животных, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.

Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости  животных.

 

 Экологические факторы

 

Среда обитания и условия существования животных. Пища и способы её добывания. Абиотические факторы в жизни животных. Жилища животных.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – гетеротрофы,       фенология.  

Обучающиеся должны уметь: классифицировать  животных по экологическим группам, применять знания об экологических факторах.

 

Сообщества животных

 

Сухопутные животные Бурятии. Водные животные Бурятии. Животные – обитатели почв Бурятии. Сезонные изменения в жизни животных. Внутривидовые взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных.

Экскурсия.

«Сезонные изменения в жизни животных».

Обучающиеся должны знать: основные понятия  

Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные  сообщества животных Бурятии.

 

 

Охрана животного мира

 

Человек и животные. Изменения животного мира и их причины. Охраняемые  животные Бурятии. Красная книга Бурятии.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – 

 Обучающиеся должны уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть  животных Красной книги Бурятии, обосновывать роль  животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

 

 

 

                         Учебно-тематический план

 

 

 

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1.     Введение в экологию

1

  Текущий контроль

2.      Экологические факторы

5

  Текущий контроль

3.      Сообщества животных

24

  Текущий контроль

4.      Охрана  животного мира

5

  Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения экологии животных  в 7 классе ученик должен

знать/понимать: основные экологические понятия; представления о среде обитания животных, их взаимоотношениях с факторами окружающей среды, условиях  существования и сезонными изменениями в жизни животных; последствия влияния человека на животный мир Бурятии.

уметь: определять приспособленность  животных в природе  друг к другу, выявлять влияние окружающей среды, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – животному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и средства обучения

 

 

1.      Региональный компонент государственного стандарта основного общего   образования по курсу «Экология животных». – Официальные документы в образовании, 2006.

2.     Зоологические экскурсии в природу. Старков ИА, Стариков ПС, Заруцкая ГА. Бурятское кН. Изд-во, 1992.

3.     Кучменко ВС., Громова ЛА. Экология животных 7 класс.Рабочая тетрадь.

4.     Бабенко ВГ., Богомолов ДВ., Экология животных 7 класс. Учебное пособие.

5.     Красная книга Бурятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по  экологии животных для 7в класса.

 

  

 урока

                    Тема  урока.

 Кол-во

  часов         

 Дата

 

 

1

 

 

2

 

3

4-5

6

 

 

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

 

18

19-20

21-23

24

25

 

26

27

28-30

 

 

31

32

33

34

35

 

 Введение в экологию

 Введение в экологию животных.

 

 Экологические факторы

 Среда обитания и условия существования животных.

Пища и способы её добывания.

Абиотические факторы в жизни животных.

 Жилища животных.

 

Сообщества животных

Сухопутные животные Бурятии.

Обитатели степи и поля.

Обитатели луга.

Обитатели леса.

Обитатели сада и огорода.

Пернатые обитатели населенных пунктов и человеческих порстроек.

Зимние экскурсии

 Водные животные Бурятии.

Обитатели Байкала

 Животные – обитатели почв Бурятии.

Экскурсия: «Сезонные изменения в жизни животных».

Внутривидовые взаимоотношения животных.

Межвидовые отношения животных.

Экскурсия в музей природы. Викторина. Семинар.

Охрана животного мира

Человек и животные.

Изменения животного мира и их причины.

Охраняемые  животные Бурятии.

Животные Красной книги Бурятии.

 Итоговый урок.

 

 

 

 

1ч.

1

 

5ч.

1

 

1

2

1

 

24ч.

2

2

2

2

1

 

2

1

2

3

1

1

 

1

1

3

 

   5ч.

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс по экологии животных для 7 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Экология животных» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он является продолжением курса 6 класса «Экология растений» и продолжает знакомить с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении животных с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания животных, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях животных как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на животных дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с животными Бурятии: сухопутными, водными, обитателями почв, а так же с охраняемыми животными  и занесёнными в Красную книгу Бурятии. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Бурятии и привлечения внимания, обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 465
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зарубина Марина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зарубина Марина Геннадьевна
    Зарубина Марина Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6324
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции