Рабочая программа по экологии животных
для 7 класса
Составил:
учитель биологии МАОУ «СОШ №8 г. Улан-Удэ»
Зарубина МГ
Пояснительная записка
«Экология животных» - курс регионального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он
является продолжением курса 6 класса «Экология растений» и продолжает знакомить
с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении
животных с окружающей средой.
В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания
животных, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания
о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях животных как движущих силах
эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на
животных дикой природы.
Вторая часть курса знакомит учащихся с животными
Бурятии: сухопутными, водными, обитателями почв, а так же с охраняемыми
животными и занесёнными в Красную книгу Бурятии. Большое место в данном курсе
отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Бурятии и
привлечения внимания, обучающихся к необходимости бережного отношения к своей
малой родине и всем её обитателям.
Содержание курса «Экология животных» разработано в соответствии с
задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые
основополагающие законы химической, биологической, географической областей
знаний. Курс содержит занимательный краеведческий материал, углубляет и
расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях,
происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических
особенностях животных Бурятии.
Содержание и структура этого курса обеспечивает
достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и
натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а
также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с
природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных
биологических понятий и способствует формированию эволюционного и
экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как
основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на
достижение следующих целей:
Ø дать представление об экологических факторах, влияющих
на животных Бурятии;
Ø понимание ценности знаний о своеобразии царства
животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной
практической деятельности;
Ø сформировать основополагающие понятия об экологии
животных, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о
биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её
устойчивого развития;
Ø сформировать понятия о практическом значении биологических
знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о
последствиях влияния человека на животный мир Бурятии.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №8 на
изучение экологии животных в 7 классе отводится 35 часов в год.
Реализация данной программы способствует использованию
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов
обучения и педагогических технологий.
Результаты изучения курса «Экология животных» приведены
в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью
соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного,
практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира
родного края.
Контроль и учёт достижений учащихся
ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения
учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и
внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования,
работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные
работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за
четверть (тестирование, проверочные работы).
Основной формой организации
учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных
форм организации образовательного процесса используется система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа
учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация
сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния
здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к
освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности
каждого ребенка.
Для изучения курса «Экология животных» применяются классические типы
уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий,
урок КВН, викторина.
В основе осуществления целей образовательной
программы обучения используется личностно-ориентированные,
гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение,
учебно-поисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является –
внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных.
Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной
эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс
приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально
использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное
моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения
каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные
практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть
господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном
счёте и преследует программа модернизации образования.
Содержание программы
Введение в экологию
Введение в экологию животных. Методы исследований. Значение экологии
животных.
Обучающиеся должны знать: основные понятия - экология, экология животных,
окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.
Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия
человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для
повышения выживаемости животных.
Экологические факторы
Среда обитания и условия существования животных. Пища
и способы её добывания. Абиотические факторы в жизни животных. Жилища животных.
Обучающиеся должны знать: основные понятия – гетеротрофы,
фенология.
Обучающиеся должны уметь: классифицировать животных по экологическим
группам, применять знания об экологических факторах.
Сообщества животных
Сухопутные животные Бурятии. Водные животные Бурятии.
Животные – обитатели почв Бурятии. Сезонные изменения в жизни животных. Внутривидовые
взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных.
Экскурсия.
«Сезонные изменения в жизни животных».
Обучающиеся должны знать: основные понятия
Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие
виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества,
характеризовать основные сообщества животных Бурятии.
Охрана животного мира
Человек и животные. Изменения животного мира и их
причины. Охраняемые животные Бурятии. Красная книга Бурятии.
Обучающиеся должны знать: основные понятия –
Обучающиеся должны уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть
животных Красной книги Бурятии, обосновывать роль животных в биоценозах и
хозяйственной деятельности человека.
Учебно-тематический
план
тема
|
Кол-во
часов
|
Формы контроля
|
1.
Введение в экологию
|
1
|
Текущий контроль
|
2.
Экологические факторы
|
5
|
Текущий контроль
|
3.
Сообщества животных
|
24
|
Текущий контроль
|
4.
Охрана животного мира
|
5
|
Текущий контроль
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения экологии
животных в 7 классе ученик должен
знать/понимать: основные
экологические понятия; представления о среде обитания животных, их
взаимоотношениях с факторами окружающей среды, условиях существования и
сезонными изменениями в жизни животных; последствия влияния человека на
животный мир Бурятии.
уметь: определять приспособленность животных в природе
друг к другу, выявлять влияние окружающей среды, распознавать взаимосвязи
организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных
природных ресурсов – животному миру, понимать причинно-следственные связи,
возникающие в результате воздействия человека на природу.
Литература и средства обучения
1.
Региональный компонент
государственного стандарта основного общего образования по курсу «Экология
животных». – Официальные документы в образовании, 2006.
2.
Зоологические экскурсии в
природу. Старков ИА, Стариков ПС, Заруцкая ГА. Бурятское кН. Изд-во, 1992.
3.
Кучменко ВС., Громова ЛА.
Экология животных 7 класс.Рабочая тетрадь.
4.
Бабенко ВГ., Богомолов ДВ.,
Экология животных 7 класс. Учебное пособие.
5.
Красная книга Бурятии
Календарно-тематическое планирование
по экологии животных для 7в класса.
№
урока
|
Тема урока.
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
1
2
3
4-5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19-20
21-23
24
25
26
27
28-30
31
32
33
34
35
|
Введение в экологию
Введение в экологию животных.
Экологические факторы
Среда обитания и условия существования
животных.
Пища и способы её добывания.
Абиотические факторы в жизни животных.
Жилища животных.
Сообщества животных
Сухопутные животные Бурятии.
Обитатели степи и поля.
Обитатели луга.
Обитатели леса.
Обитатели сада и огорода.
Пернатые обитатели населенных пунктов и
человеческих порстроек.
Зимние экскурсии
Водные животные Бурятии.
Обитатели Байкала
Животные – обитатели почв Бурятии.
Экскурсия: «Сезонные изменения в жизни
животных».
Внутривидовые взаимоотношения животных.
Межвидовые отношения животных.
Экскурсия в музей природы. Викторина.
Семинар.
Охрана животного мира
Человек и животные.
Изменения животного мира и их причины.
Охраняемые животные Бурятии.
Животные Красной книги Бурятии.
Итоговый урок.
|
1ч.
1
5ч.
1
1
2
1
24ч.
2
2
2
2
1
2
1
2
3
1
1
1
1
3
5ч.
1
1
1
1
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.