МКОУ « СОШ № 28 с углублённым изучением отдельных
предметов».
Учебно-планирующая документация,
поддерживающая рабочую программу по физической
культуре
Элективный курс « Культура здоровья»
4 -5 класс.
Составитель:
Семкова Л.А.
Учитель
физической культуры
Пояснительная записка.
Элективный курс « Культура здоровья» направлен
на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание
потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Ориентирован на детей,
проявляющих интерес к предмету физическая культура.
Предлагаемый курс поможет школьникам накопить знания о
здоровом образе жизни, спортивной этике и спортивного
поведения.
Программа элективного курса «Культура здоровья» предназначена для учащихся 4-х
классов, рассчитана на 8 часов.
Цель курса: способствовать выработке у учащихся здоровьесберегающего стиля жизни.
Задачи курса:
- расширить знания учащихся о культуре
здоровья;
- формирование потребности в здоровом образе
жизни; - развивать
основные общеучебные умения и навыки;
- воспитывать чувство ответственности и внимательного отношения к своему
здоровью;
Требования к
освоению курса:
Учащиеся должны
знать:
- основные термины;
- основы этики, культуры
общения и спортивное поведения;
- составляющие ЗОЖ;
- причины возникновения инфекционных заболеваний
;
- профилактику травматизма;
Учащиеся должны
уметь:
- оценивать состояние своего организма;
- соблюдать правила и нормы поведения в индивидуальной и коллективной
деятельности; - включать занятия физической культурой и спортом в активный
отдых и досуг; - использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Формы контроля: Критерием
освоения школьником учебного материала является регулярность посещения курса;
тестирование
знаний;
творческие работы
обучающихся;
Учебно-тематический план
№
|
Тема занятия
|
Количество
часов
|
Форма
занятий
|
Образовательный продукт
|
теория
|
практика
|
1
|
Культура и здоровье.
|
2
|
|
лекция
|
Главные законы здоровья. Охрана
собственного здоровья. Тест «Будем здоровы»
|
2
|
Табуированная лексика.
|
2
|
|
лекция
|
Правила общения. Спортивная этика. Тест «
Ваш стиль общения». Тест «Ведущий или ведомый?»
|
3
|
Рациональное питание.
|
2
|
|
лекция
|
Витамины для нашего здоровья. Викторина
«10 ошибок в питании»
|
4
|
Мода и здоровье.
|
|
2
|
лекция
|
Гимнастика во время чтения и просмотра
передач. Об умении сидеть. Осанка (специальные пробы) Сообщения учащихся: «
Гигиена здоровья»
|
5
|
Вредные привычки.
|
2
|
|
Работа
в группах
|
Творческие работы. Просмотр роликов.
|
6
|
Профилактика инфекционных заболеваний.
|
2
|
|
Работа
в группах
|
Сообщения учащихся: «Профилактика
болезней»,
Точечный массаж при ОРЗ.
«Помощь при травмах»
|
7
|
Оптимальная двигательная активность.
|
|
2
|
игра
|
Праздник «Волшебная поляна»
|
8
|
Психическая прочность.
|
2
|
|
лекция
|
« Наше здоровье - в наших руках»
|
|
итого
|
12
|
4
|
|
|
|
всего
|
16
|
|
|
Содержание
1.Культура
здоровья (2 ч).
Культура –
многогранное понятие, где все грани взаимосвязаны, отблеск одной подчеркивает
красоту другой. Взаимосвязь культуры и здоровья. Культура физического тела
учащегося, представляет собой систему и образ жизни человека, поддерживающего
состояние своего здоровья. Образ жизни – совокупность установок, отношений к
жизни, обуславливающих общий стереотип деятельности и направленность отдельных
поведенческих актов человека. Охрана собственного здоровья. Признаки здоровья.
Главные законы здоровья. Тест « Будем здоровы».
2.Табуированная
лексика (2 ч).
Правила поведения.
Отступление от лексических норм. Правила общения и бережливого отношения.
Способность влиять на окружающих. Спортивная этика. Тесты « Ваш стиль общения»,
«Ведущий или ведомый?».
3.Рациональное
питание (2ч).
Проблема
сбалансированного питания. Роль жиров, углеводов и витаминов в питании.
Полезные советы правильного питания и рекомендации: как уберечь себя от
переедания, избавиться от лишнего веса, как контролировать себя по поддержанию
нормального веса, как организовать и упорядочить свой режим и рацион питания.
Викторина « Десять ошибок в питании».
4.Мода и
здоровье (2 ч).
Формирование
адекватной оценки собственных физических возможностей. Уметь анализировать
состояние своего организма; Личная гигиена: История и основные
задачи гигиены. Гигиенические факторы. Правила личной гигиены, Соблюдение
рационального режима дня школьника. Гигиена здоровья, питания.
5. Вредные
привычки (2ч).
Влияние на организм
человека табакокурения, спиртных напитков и наркотиков, пав - наши враги.
Сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой
поведения и главной отличительной чертой культурной личности.
6. Профилактика
инфекционных заболеваний (2ч).
Виды заболеваний.
Умеем ли мы беречь здоровье? Иллюзия «Здоровье в таблетке». Профилактика
простудных заболеваний (точечный массаж ). Профилактика заболеваний простудных инфекций.
Отношение к болезни включает знание о болезни, ее осознание, переживание и
выработку определенных стратегий поведения в связи с
болезнью (принятие роли больного, активная борьба с
болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.). Виды травм и их профилактика.
7. Оптимальная
двигательная активность (2 ч).
Недостаточная
физическая активность подрывает здоровье, болезни цивилизации непосредственно
связаны с малой физической активностью современного человека. Организация
двигательной активности: игровая физическая активность; прогулки. Праздник «
Волшебная поляна».
8.Психическая прочность
(2ч).
ЗОЖ. Международный
медицинский конгресс в Давосе в числе таких серьезных врагов здоровья, как
курение, алкоголизм, инфекции, гипокинезия и чрезмерное увлечение лекарствами,
назвал также психическую неустойчивость и плохую контактность. Эти два качества
являются следствием одиночества, страха и неуверенности в себе человека
современного общества. Аутотренинг. Упражнения релаксации: «как снять
отрицательные эмоции» и.т. д .
Литература:
1.
Абрамов Э.Н., Бобкова Л.Г. Разработка рабочих
программ по учебному предмет«Физическая культура»: Методические рекомендации. –
Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2006.
2.
Андреев Ю. АЮ Три кита здоровья. – М., 1987.
3.
Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до
ста. – М., 1996.
4.
Водовозова Е. Н., Умственное и нравственное
воспитание, С-Петербург, 1993г.
5.
Владимирова Е. Предчувствие портрета: Сборник
тестов, Екатеринбург, 1992.
6.
Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей. –
СПб., 1995.
7.
Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. –
М., 1982.
8.
Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека – как
социальная ценность. – М., 1989.
9.
Лободин В. Т. Путь к здоровью. – СПб., 1999.
10. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс, профилактика. – М.: Наука, 1991.
11.
Сластенин В.А. Психология и педагогика – учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. – М. «Академия», 2003
г.
12.
“Физкультура в школе ” 2008, №3
13.
« Спорт в школе» 1999 , № 25-26
14.
Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.