Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЭлективные курсы по развитию речи

Элективные курсы по развитию речи

Скачать материал

 

Разработано

Согласовано

Утверждаю

на МО учителей гуманитарно-общественного

Заместитель директора

Директор ГС(к)ОУ «Волгоградская специальная

цикла

школы-интерната № 6

(коррекционная) общеобразовательная

«_____»___________________________________

_______________________ Н.В.Титова

школа-интернат V вида № 6»

 

 

__________________________Н.В.Соловьёва

Протокол №_______________________________

«_______»__________________________

«_______»_______________________________

 

 

 

 

                                                                                                                                              

Рабочая программа

элективных курсов

по развитию речи

для 8, 9, 10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

    Учитель: Никулина И.Г.

 

 


Пояснительная записка.

               Программа факультативного занятия коррекционной направленности «Культура речи» представлена программами элективных курсов «Культура речи» 8 класс, «Условия успешной коммуникации» 9 класс, «Деловая коммуникация» 10 класс направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Программа элективного курса для 8 класса рассматривает основные составляющие культуры речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения требуется от человека как необходимое условие достижения нормативности, эффективности и этичности речевого общения.

В процессе элективных занятий совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

*   коммуникативные

*   интеллектуальные

*   информационные

*   организационные

При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Особенностью данного элективного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему данный элективный курс уделяет большое внимание развитию навыков уместного использования в речи важнейших элементов русского речевого этикета.

 

   Цель программы для 9 -10 классов: сформировать устойчивое представление о культуре речи, её основных понятиях, функциональных стилях современного русского языка в целом и официально-деловом стиле в частности, поскольку именно он является основой речевого общения в различных сферах общественной жизни: предпринимательстве, бизнесе, политике, экономике, содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

Основные задачи – развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к позитивному общению; формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля, расширение этических знаний делового мира, расширение кругозора учащихся знаниями, сопряжёнными с миром бизнеса.

В программе элективных курсов использованы активные методы обучения.

При оценке знаний и умений  используется тестовая работа, решение коммуникативно-ситуативных задач, зачёты, викторины, презентации, составление деловых бумаг.

 

Авторы программ:

М.Р.Шамрай, Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина.

Литература для учителя:

1.     Васильева А.Н. Основы культуры речи. Русский язык. 1990.

2.     Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., ИНФА, 2001.

3.     Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

4.     Соколов В.В. Культура речи и культура общения. М., 1996

5.     Деловая коммуникация. 9 класс: внепредметный элективный курс. Автор-составитель М.Р.Шамрай, Волгоград, «Учитель», 2009.

Литература для учащихся:

1.     Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! Пособие по русскому языку. М., 1988.

2.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

3.     Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

4.     Хотите быть успешными? Говорите правильно! Авторы-составители Дудина Г.И., Пташкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2009.

Рекомендуемые словари:

1.     Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., Знание, 1995.

2.     Словарь по культуре устной и письменной речи. Елисеева М.Б.,

Золин Б.М., Черепенин Д.Б., СПб., Папирус, 1996.

 

 

 

 

 

 


8 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционно-развивающая работа

Примечание

1.

Роль языка в жизни людей. Сообщение учителя.

1

Язык как система языкознания.

Беседа по теме занятия.

 

2.

Язык и речь. Функции языка. Исследование.

1

Функции языка (коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая и др.)

Словарная работа.

 

3.

Как построен язык. Высказывания великих поэтов и писателей о языке (богатство русского языка)

1

Крылатые слова. Афоризмы, пословицы, поговорки о языке.

Уметь объяснять смысл высказываний классиков о языке, пословиц и поговорок.

 

4.

Основные понятия культуры речи. Исследование.

1

Нормативность, этичность.

Анализ литературных образцов.

 

5.

Культура речи. Легенда о Демосфене.

1

Вежливость. Культура. Культура речи.

Беседа по вопросам. Вежливый человек, кто он?

 

6.

Виды речи.

1

Понятие о видах речи (речь устная и письменная) Приветствия, деловая речь, митинговая, парламентская.

Словарная работа. Решение речевых задач.

 

7.

Речевое общение. Рассказ И.Л.Андроникова «Первый раз». Анализ рассказа.

1

Культура монологической речи.

Моделирование собственного речевого высказывания.

 

8.

Стили литературного языка.

1

Художественный, научный, официально-деловой.

Анализ образцов текстов различных стилей.

 

9.

Определение стиля предложенных текстов. Практикум.

1

Фигура речи (анафора, парадокс, антифразис, гипербола, риторический вопрос и др.)

Словарная работа.

 

10.

Составление текстов различных стилей (по образцам) Практикум.

1

Анализ образцов текстов различных стилей.

 

11.

Этико-социальные аспекты культуры речи.

1

Языковые нормы современного литературного языка.

Анализ образцов, сообщения учащихся.

 

12.

Когда допустимы диалектные слова. Исследование.

1

Диалектные слова и выражения.

Решение речевых задач.

 

13.

Культура речевого общения. Речевой этикет.

1

Этикет. Речевой этикет.

Ответы на вопросы по теме занятия.

 

14.

Правила ведения речи. Составление правил речи.

1

Культура речевого поведения и этические нормы общения.

Анализ литературного образца. Беседа по вопросам темы занятия.

 

15.

Шесть правил для слушающих речь.

1

 

Решение речевых задач.

 

16.

Подбор пословиц и поговорок, связанных с речевой деятельностью человека. Исследование.

1

Афоризм. Крылатое выражение.

Объяснение смысла пословиц и поговорок. Словарная работа.

 

17.

Языковые нормы. Фонетические нормы разговорной речи. Исследование.

1

Орфоэпия. Логическое ударение, интонация.

Анализ образцов.

 

18.

Современные формулы приветствия и прощания.

1

Речевая ситуация, этикетные формулы.

Решение речевых задач. Ответы на вопросы по теме занятия.

 

19.

Здравствуй и прощай! Практикум.

1

Допустимые формы приветствия; нежелательные формы приветствия.

Составление диалогов. Использование правил приветствия.

 

20.

Моделирование речевых ситуаций (открытка, письмо, разговор). Практикум.

1

Этикетная форма.

Выбор этикетной формулы.

 

21.

Обращение. Диалоги «В гостях у друга», «В библиотеке». Практикум.

1

Формы выражения приглашений.

Составление таблицы «Если вы приглашаете... » Составление диалогов.

 

22.

Просьба. Речевая ситуация и употребление этикетных форм просьбы.

1

Этикетная форма слова для выражения просьбы, вежливые формы отказа.

Решение речевых задач. Выбор этической формулы составления диалогов:

а) в форме просьбы;

б) в форме пожелания.

 

23.

Благодарность. Извинение.

1

Этикетные формы благодарности (благодарю Вас(вас). Извините, простите.

Моделирование речевых ситуаций. Анализ образцов.

 

24.

Утешение. Утешить – успокоить. Утешить – помочь. Практикум.

1

Милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание.

Решение речевых задач. Моделирование речевых ситуаций.

 

25.

Практическое занятие «утешить – поддержать».

1

 

26.

Словесные и несловесные формы этикета.

1

Мимика, жесты, интонация.

Решение речевых ситуаций.

 

27.

Чтение и анализ юмористических рассказов М.Зощенко, басен С.Михалкова.

1

Этикетные формы общения.

Анализ юмористических текстов.

 

28.

«У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.

1

Абонент. Мобильный телефон. SMS-сообщения.

Составление краткой памятки.

 

29.

Решение компьютерных задач по речевому этикету. Практикум.

1

Сайт

Решение речевых задач.

 

30.

Устные и письменные поздравления к празднику.

1

Формы речевого этикета.

Составление поздравлений к празднику (дню рождения…). Анализ поздравлений учащихся.

 

31.

Анализ образцов. Практикум.

1

 

32.

Подготовка к выступлению с краткой речью.

1

Точность передачи смысловой стороны высказывания.

Анализ образцов, решение речевых задач.

 

33.

Обсуждение выступлений (коллективная деятельность). Практикум.

1

 

Анализ выступлений.

 

34.

Итоговое занятие. Проверка знаний по речевому этикету.

1

 

Тест. Решение речевых задач.

 

 

 

9 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционно-развивающая

работа

Вид контроля

Примечание

1.

Как, умея говорить, научиться разговаривать.

1

Коммуникативная культура.

Коммуникабельность.

Тест.

 

2.

Орфоэпия и акцентоллогия.

1

Фонетическая норма.

Оглушение (озвончение), уподобление.

Работа по карточкам.

 

3-4.

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

2

Филологическая культура. Логичность речи.

Статус и имидж собеседника. Эмпатия.

Игра «Эмпатия».

 

5.

Примеры применения правил (ситуации из нашей жизни).

1

 

 

Комментарии к карточкам.

 

6.

Жесты и мимика как невербальные средства общения.

1

Вербальные и невербальные средства общения.

Мимика. Жесты.

Решение ситуативных задач.

 

7.

Язык жестов и поз.

1

Успешная коммуникация.

Словарь жестов.

Работа в парах.

 

8.

Практикум. Решение ситуативных задач.

1

 

 

 

 

9.

Искусство комплимента.

1

Проявление эмпатии.

Рефлексия.

Игра «Прорыв».

 

10-11.

Внешний облик – друг или враг? Статус и имидж.

2

Цветовая гамма.

 

 

 

12.

Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха).

1

Интеллект. Психологический стресс.

Эмоции.

Упражнения.

 

13.

Общение.

1

Стиль общения. Речевой этикет.

Афоризм. Визитная карточка.

Игра «Перевоплощение».

 

14.

Виды общения.

1

 

 

 

 

15.

Этикетные формы общения.

1

Этика и этикет.

Наблюдение над текстом.

Решение речевых ситуаций.

 

16.

Служебная этика и служебный этикет.

1

Функции этикета.

Формулирование полных развёрнутых ответов на вопросы.

Беседа с элементами дискуссии.

 

17.

Искусство вежливости.

1

 

Ролевые игры.

Решение речевых ситуаций.

 

18.

Преодоление конфликтной ситуации.

1

Толерантность.

 

 

 

19.

Особенности делового общения.

1

Регламентированность. Партнёрские отношения.

Этические нормы.

Решение ситуативных задач.

 

20.

Виды делового общения.

1

Продуктивный диалог.

 

Редактирование.

 

21.

Деловая беседа, её характерные особенности.

1

Структура деловой беседы.

Ролевые игры.

 

 

22.

Анализ отрывка из романа Д.Гранина «Картина».

1

 

Составление памятки «Структура деловой беседы».

Моделирование речевых ситуаций.

 

23.

Переговоры – формы коллективного делового общения.

1

Структурные элементы деловых переговоров.

Составление памятки.

Решение коммуникативно-ситуативных задач.

 

24.

Разговор по телефону – форма дистанционного делового общения.

1

Климат отношений. Лаконичность. Логичность. Информативность.

Ролевые игры.

Беседа по вопросам основных элементов композиции разговора по телефону.

 

25.

Техника речи.

1

Речевое дыхание.

Артикуляция. Дикция.

 

 

26.

Техника речи. Практикум.

1

 

Работа с текстами.

Тренировочные упражнения.

 

 

27.

Деловой стиль письменной речи.

1

Языковые средства официально-деловой речи.

Подстили: законодательный, дипломатический.

Тренировочные упражнения.

 

28.

Деловое письмо.

1

Жанры деловых документов.

Редактирование.

Работа с текстами-образцами.

 

29.

Типы документов.

1

 

Составление плана лекции.

Сопоставление текстов.

 

30.

Требования к оформлению частных деловых бумаг.

1

 

Работа с текстами-образцами.

Составление документов.

 

31.

Автобиография. Заявление. Доверенность.

1

 

Редактирование.

 

 

32.

Расписка. Счёт. Характеристика.

1

 

 

Языковое оформление и редактирование.

 

33.

Резюме. Составление частных деловых бумаг. Практикум.

1

 

Стилистический эксперимент.

 

 

34.

Зачёт. Защита составленных деловых бумаг.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционно-развивающая

работа

Вид контроля

Примечание

1.

Введение в курс. Организаторские способности.

1

Бизнес. Самопознание. Понятие «Этикет».

Эмпатия. Работоспособность.

 Брейн-ринг.

 

2.

Этические нормы деловой коммуникации.

1

Деловой этикет. Дипломатический этикет. Этикет в общественных местах.

Вакансия. Работодатель.

Тест.

 

3.

Поиск работы. Написание резюме.

1

Должностные обязанности.

Конструктивный разговор, трудоустройство.

Упражнение навыка написания резюме.

 

4.

Одежда успеха.

1

Эстетический вкус, имидж.

Имидж. Хобби. Резюме.

Игра - упражнения

 

5-6.

Умение говорить.

2

Скорость речи, темп речи, интонация.

Характеристика речи.

 

7.

Общение.

1

 

8-9.

Умение слушать.

2

Правила «хорошего слушания», самопознание, навыки этичного слушания.

Конфронтация.

Тренировочные упражнения.

 

10.

Техника речи.

1

Нормы произношения.

Оратор. Ораторство. Дикция.

Тренировочные упражнения.

 

11.

Визитки.

1

Устная и письменная речь. Виды деловых писем. Письменная коммуникация.

 

 

Визитка. Рекомендательное письмо.

Редактирование деловых писем.

 

12.

Деловые письма.

1

 

13.

Общение с иностранцами.

1

Личностные и бытовые особенности.

Этические нормы.

Тренировочные упржнения по особенностям поведения.

 

14.

Быт, нравы разных народов.

1

Словарь жестов и условностей

 

Тренировочные упражнения в узнавании национальности по поведению  в бытовых и деловых ситуациях.

 

15.

Реклама – двигатель бизнеса.

1

Понятие о слогане. Этика рекламы.

Социальные стереотипы.

Тренировка в создании рекламы (рекламных текстов).

 

16.

Культура рекламы.

1

 

17-18.

Приёмы и визиты в деловом мире.

2

Официальный и неофициальный приём.

Презентация. Пресс-конференция.

 

 

19-20.

Язык жестов и поз.

2

Словарь жестов.

 

Упражнения по определению значения жестов партнёра по общению.

 

21-22.

Вручаем презенты.

2

Понятие презент. Смысловое содержание делового подарка.

Абстрагирование.

Тест «Выбор подарка».

 

23.

Выбор подарка и характер.

1

 

24.

Процесс активного мышления – двигатель бизнеса.

1

Самосовершенствование. Операции мышления.

 

Упражнение в смекалке. Активизация словарного запаса.

 

25.

Выражение мысли другими словами.

 

 

1

 

26-27.

Способы саморегуляции.

2

Понятие стресс.

Стрессоносимость. Ранжировка. Йога. Аутотренинг. Релаксация.

Тест «Самопознание».

 

28.

Природа и релаксация.

1

 

29.

Аутотренинг.

1

 

30-31.

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

2

Убеждение.

 

 

 

32-34.

Творческая игра-зачёт «В стране Деловой Коммуникации».

3

 

 

 

 

 

         

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективные курсы по развитию речи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

               Программа факультативного занятия коррекционной направленности «Культура речи» представлена программами элективных курсов «Культура речи» 8 класс, «Условия успешной коммуникации» 9 класс, «Деловая коммуникация» 10 класс направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Программа элективного курса для 8 класса рассматривает основные составляющие культуры речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения требуется от человека как необходимое условие достижения нормативности, эффективности и этичности речевого общения.

В процессе элективных занятий совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

   коммуникативные

   интеллектуальные

   информационные

   организационные

 

При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 527
    • DOCX 44.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никулина Ирина Геннадиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никулина Ирина Геннадиевна
    Никулина Ирина Геннадиевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19566
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек