ГУ
«Общеобразовательная средняя школа № 6»
«Согласовано»
«Утверждаю»
МО
учителей географии Директор
ГУ сш №6
Протокол
№
________ Косбаева К.К.
От
«___»_________ 2014
г.
От «___»_________ 2014 г.
Руководитель
МО:
_________
Калпакбаева С.С.
Элективный
курс
«Чудеса
света»
Автор:
Байменова С.К.
город Кульсары 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 1.
Введение
2.
Роль элективных курсов.
4.
Авторская программа элективного курса "Чудеса света".
5.
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаема
я мною учителям географии методическая разработка научно и всесторонне
раскрывает место, роль, значение и функции элективных курсов. Считаю что
элективные курсы по географии:
-
способствуют самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной
деятельности в географии;
-
создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле
обучающего;
-
познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности;
-
активизируют познавательную деятельность у школьников в географической
области;
-
повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.
Разработанная
мною методическая разработка содержит авторскую программу элективного курса
«Картография». Карты - маленькие модели мира и одновременно язык всех наук
о Земле и многих социально-экономических наук, инструмент пространственного
исследования и средство передачи информации. Сегодня карты или атласы вошли в
повседневный быт, они лежат на столе администратора и в кабине штурмана, висят
на стене в школьном классе и подмигивают яркими знаками с экранов
компьютеров. Овладение картографической грамотой так же необходимо
современному человеку, как знание грамматики и умение работать с компьютером.
Карта – модель действительности, источник информации, инструмент познания
отраженной на ней части действительности. Считаю знание общих законов
построения карт, их свойств, языкового устройства помогут учащимся более
полно их использовать, читать и получать необходимую информацию, распознавать
закономерности размещения природных и общественных объектов и явлений,
устанавливать существующие взаимосвязи между ними.
РОЛЬ
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
Одним
из главных целей современного школьного образования становится социальная
зрелость выпускников школ, как важнейший параметр развития личности и
сохранения индивидуальности.
В
концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования,
утвержденной приказом Министерства образования Росси от 18.07.02 № 2783, обозначены
цели перехода к профильному обучению. Среди которых можно выделить цель
создания условий для существенной дифференциации содержания обучения
старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками
индивидуальных образовательных траекторий. С этой целью помимо профильных
общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы
-
обязательные для посещения по выбору учащихся. Элективные курсы по географии
реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять две основные
функции: Они могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на
заданном профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для
внутрипрофильной специализации. Количество элективных курсов, предлагаемых в
составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые
обязан выбрать учащийся. Элективные курсы по географии могут выполнить еще
одну важную функцию - они могут явиться полигоном для создания и
экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов по географии,
для повышения качества обучения. По элективным курсам единый государственный
экзамен не проводиться.
Элективные
курсы направлены на расширеннее содержание базового курса географии, что
позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (политологии,
обществознания, экономики) на профильном уровне или получить дополнительную
подготовку для сдачи экзамена по географии.
В
основу элективных курсов по географии положены учебные программы,
использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор
школьникам. По ряду позиций элективные курсы по географии близки к такой
хорошо знакомой учителям форме обучения, как факультатив. Сходство этих форм
связано с ориентацией на старшеклассников, с учетом интересов группы учащихся
и возможностей педагогов. Но в отличие от факультативов учебный план всех
учащихся профильных классов должен включать элективные курсы. При этом
ученики не сдают экзаменов по их программе.
Элективные
курсы по географии, предлагаемые учащимся разных школ, могут отличаться в
зависимости от возможностей педагогического коллектива,
материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов
учащихся. Именно они являются важнейшим средством индивидуализации обучения,
способствуют построению индивидуальных образовательных программ, так как
связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от
его интересов, способностей, проектируемой профессии. Элективные курсы по
географии расширяют возможности базовых и профильных курсов по географии.
Элективные
курсы по географии выполняют три основных функции:
1)
дополняют содержание профильного курса географии, который становится в полной
мере углубленным в традиционной школе;
2)
развивают содержание одного из базисных курсов в географии, изучение которого
осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, это позволит
поддерживать изучение географии на профильном уровне или получить
дополнительную подготовку на профильном уровне;
3)
способствуют удовлетворению познавательных интересов в области географической
деятельности человека на базе современных элективных курсов.
Перечислим
основные виды элективных курсо
1.Предметные
курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим
в базисный учебный план школы.
2.
Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о
природе и обществе.
3.Элективные
курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные
курсы по географии направлены на:
·
Повышение уровня изучения географии для подготовки школьников к восприятию
предмета на профильном уровне.
·
Ориентацию выбора профиля обучения, знакомству с видами профессиональной
деятельности и разными формами организации познавательной деятельности,
характерными для географии.
·
Повышение уровня изучения профильной географии в профильном классе.
·
Поддержание базовой географии, помощь в подготовке к экзамену по предмету на
повышенном уровне, способствует углублению знаний и формированию умений по
учебной дисциплине география.
·
Освещение областей деятельности, выходящих за рамки традиционной школьной
географии.
Разнообразие
видов элективных курсов по географии открывает широкие возможности для
творчества учителя и выбора учащихся. Причем каждый педагог способен
разработать несколько курсов и включить их в банк данных образовательного
учреждения (методического объединения), обновляя содержание по мере
необходимости. Сначала необходимо определить, на какую возрастную группу
будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный - на учащихся 9
классов, профильный - на учащихся 10-11 классов.
При
разработке предпрофильного курса географии, прежде всего, необходимо
определить основную цель. Целью предпрофильных образовательных программ
является ориентация на создание конкретного профильного класса. Это
предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое
значение, в том числе профессионально направленных. А для теоретического
предметного курса одной из целей является повышение уровня изучения географии
и применение полученных знаний как на базовом, так и на профильном уровне.
Создатели профильного курса по географии ставят следующие цели:
Во-первых,
углубление или расширение рамок географии.
Во-вторых,
повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе,
предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ.
В-третьих,
приобретение практико-ориентированных знаний и умений, как в границах
географии, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
У
каждого преподавателя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также
наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и
технологии. Именно их и нужно использовать в элективных курсах по географии,
причем избранная тема необязательно должна быть из материала 9 или 10-11
классов. Однако содержание ее необходимо согласовать с уровнем развития
школьников по базовой географии.
При
разработке элективного курса по географии, поддерживающего базовый учебный
предмет, географию, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета,
выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые
темы. Например, в учебном материале по основам картографии наиболее важным
проверяемым умением является решение картографических задач, поэтому одна из
предлагаемых программ называется «Решение картографических задач, черчение профиля
рельефа, повышенного уровня сложности».
Элективный
курс по географии практической направленности, полученные умения которого
можно использовать для продвижения на рынке труда, связан с приобретаемыми
умениями и навыками, как общего характера, так и с ориентацией на
профессиональные области: «Ландшафт приусадебного участка». Итак, выбор
курсов зависит от возрастной группы учащихся (предпрофильное или профильное
обучение), вида и целей курсов, определяемых автором.
Можно
условно выделить следующие типы элективных курсов по географии:
1)
Элективные курсы по географии, задача которых - углубление и расширение
знаний по географии, входящих в базисный учебный план школы.
2)
Элективные курсы повышенного уровня сложности по географии, направленные на
углубление изучение географии, имеющие как тематическое, так и временное
согласование с географии. Выбор такого элективного курса по географии
позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом
случае все разделы курса географии углубляются более или менее равномерно.
3)
Элективные курсы по географии, в которых углубленно изучаются отдельные
разделы основного курса географии, входящие в обязательную программу.
4)
Прикладные элективные курсы по географии, цель которых - знакомство учащихся
с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие
интереса учащихся к современной технике и производству.
5)
Элективные курсы по географии, посвященные изучению методов познания природы
и общества.
6)
Элективные курсы по географии, посвященные истории предмета, как входящего в
учебный план школы история географических открытий, так и не входящего в
него.
7)
Элективные курсы по географии, посвященные изучению методов решения задач по
географии, составлению и решению задач на основе физического, химического,
биологического, экологического и географического эксперимента.
8)
Элективные курсы по географии, не входящим в базисный учебный план,
различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны
соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
При
проведении элективных курсов по географии можно использовать новые
технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это
обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов
школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма
качественных CD - дисков, в которых представлены, создаются электронные
библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов,
как на уроках, так и в процессе самообразования.
Образование
и успеваемость остаются заложниками вступительных экзаменов в вузы.
Выпускники школ теряют жизненные ориентиры, позитивные устремления и мотивы.
На данном этапе произошел глубокий разрыв между возрастающей сложностью мира
и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни и в сложных
социальных проблемах в рамках приобретения глубоких знаний по географии.
Выпускник заинтересован в получении практико-ориентированных знаний,
необходимых ему для умения сориентироваться в условиях постоянного выбора. У
значительной части выпускников школ, вступающих в современный рынок труда,
формируется запрос на новый тип образования, сочетающий традиционное
образование с обучением, ориентированным на требования окружающей жизни. Это
позволит составить представление о характере профессионального труда людей на
основе личного опыта.
Школа
должна предоставить школьнику возможность научиться реализовать свои замыслы.
Помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся
элективные курсы. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых
общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную
траекторию для каждого школьника.
Следует
отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:
1.
Элективные курсы по географии - обязательные для посещения курсы по выбору
учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
2.
Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента
учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных
профильных направлений в географии или служат для внутрипрофильной
специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных
траекторий.
3.
Количество элективных курсов по географии должно быть избыточно по сравнению
с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Таким
образом, элективные курсы по географии:
-
способствуют самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной
деятельности в географии;
-
создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле
обучающего;
-
познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности;
-
активизируют познавательную деятельность у школьников в географической
области;
-
повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.
Элективные
курсы предлагаются на выбор школьникам, не являются обязательными для всех,
ориентированы на интересы учеников и возможности педагогического коллектива
|
|
Автор
|
Байменова
Самал Казымханкызы
|
Место
работы:
|
ГУ «Общеобразовательная
средняя школа № 6»
|
Должность:
|
Учитель
географии
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.