Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Экскурсионная деятельность в начальной школе. Методика проведения экскурсий.

Экскурсионная деятельность в начальной школе. Методика проведения экскурсий.

Скачать материал

ГБОУ № 390 с углубленным изучением экологии имени генерала П.И.Батова


Цыганова Т.А. учитель начальных классов высшей категории



ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Экскурсия- достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В школе экскурсии используются не только на уроках , но и во внеклассной , во внешкольной работе.

На современном этапе развитии школы необходимо, Чтобы экскурсии превратились в регулярное общеразвивающее занятие, чтобы в школе велась серьезная планомерная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.


Практика организации экскурсионных занятий в группе продленного дня показывает, что в методике их проведения имеются некоторые особенности, которые отличают их от учебных экскурсий, а также прогулок


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ


1 На экскурсии в начальной школе преобладающей является двигательная деятельность, основу которой составляет ходьба.


2 Необходимы кратковременные остановки с элементами игры


3 Если это не урок- экскурсия с большими познавательными задачами, а экскурсии во внеурочное время, то познавательная деятельность сокращается, чтобы не вызывать дополнительного утомления детей умственной работой, т. к. ее более чем достаточно на уроке.


4 Важно менять маршруты экскурсий.


5 Содержание экскурсий дополняются небольшими беседами на идейно- нравственные темы, побуждают учащихся высказывать свои суждения и давать оценки.


6 К организации экскурсий активно привлекаются сами учащиеся.


7 Экскурсия должна нести в себе приподнятое настроение, эмоциональную окраску на всем протяжении экскурсии.



ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ.


1 Построение. Это прием экономит время и помогает быстро установить порядок.


2 Учитель перед строем сообщает тему экскурсии, ее цель, маршрут.


3 Распределение обязанностей.


4 Проверка готовности ( осмотр одежды, обуви соответственно сезону).


5 Проводится инструктаж по технике безопасности.


6 Пересчет детей.


7 Во время самой экскурсии учитель может на короткое время прервать ее для дополнительного инструктажа


ДЛЯ ПЕДАГОГА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСКУРСИОННОГО ЗАНЯТИЯ – НАИВАЖНЕЙШЕЕ ДЕЛО, КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ПРЕНЕБРЕГАТЬ!


8 Завершение экскурсии, чистка одежды.


9 Проверка наличия всех учащихся.


10 Подведение итогов: небольшая беседа о поведении детей, о настроении детей







Экскурсия как форма работы предполагает выход с детьми за пределы школы. Вне школы обстановка другая: нет организующих моментов, к которым привыкли ребята. Поэтому экскурсия требует от учителя больших усилий, чтобы установить порядок. Надо прежде всего установить границы пространства, в пределах которого будет проходить экскурсия.

Экскурсия в начальной школе должна проходить на свежем воздухе. Опытные педагоги всегда имеют запасной вариант экскурсии с учетом дождя, сильного ветра, мороза. Он должен умело использовать различные укрытия, более удобные маршруты,

места для остановок. Не надо спешить в школу, а надо как можно дольше побыть с детьми на свежем воздухе.

Готовясь к экскурсии, надо заранее продумать приемы показа экскурсионного объекта. Надо вести осмотр в наиболее благоприятное время, чтобы не вызвать у детей разочарования, ведь каждый объект должен предстать перед экскурсантами в выигрышном виде. Знакомство с ним должно вызвать у учащихся чувство удовлетворения и восхищения.

Во время экскурсии надо стараться активизировать не только зрительное восприятие объекта, но и слух, осязание и обоняние.

Картина мира благодаря этому становится богаче.

При подготовке к экскурсии педагог уделяет серьезное внимание маршруту. Надо чтобы в нем было что- то новое: красивое место для игр, живописный отрезок пути, яркий предмет изучения. Протяженность маршрута в начальной школе от 2 до3 км. Кольцевым маршрутам отдается предпочтение перед радиальными. Движение обратно тем же путем утомляет детей.

Нельзя допускать скопления большого количества детей на одном маршруте. Подготовка к экскурсии предполагает . что источником информации будет экскурсовод. Им могут быть и родители или старшие ребята. Это внесет новизну, необычность. Конечно, опытный педагог заранее готовит и помогает им определить объем и содержание информации.

Младшие школьники не могут длительное время находится в состоянии повышенного внимания, поэтому информация должна быть краткой, лаконичной, интересной. Появление нетерпения или невнимания- это сигнал для окончания просмотра объекта.

Содержание экскурсии является предметом особой заботы учителя, так как оно направлено на подготовку школьников к жизни и труду . Поэтому социальная и природная среда становятся объектом системного экскурсионного изучения.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ


ОБЬЕКТЫ ТРУДА ЛЮДЕЙ.

Очень полезно познакомить школьников с предприятиями, где трудятся местные жители, Эти экскурсии постепенно вводят учащихся в широкий круг хозяйственных забот своего района, покажут особенности промышленных, строительных. Транспортных и других организаций в окрестности школы. Такие объекты людей позволяют заложить у детей элементы определенной заинтересованности в выборе будущей деятельности.

ПРОЦЕССЫ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА.

На этих экскурсиях на фоне технологического процесса учитель раскрывает перед учениками роль кооперирования труда людей. Ученики убеждаются в общественной значимости отдельных специальностей, их незаменимости в производственном процессе. Дети знакомятся с разнообразными специальностями, с их особенностями, определяют круг специальных и общеобразовательных знаний, необходимых для тех или иных профессий. Здесь важно показать, как из разнообразных материалов в результате работы машин и труда людей рождается нужная людям продукция. Например, ученикам начальных классов полезно проследить за процессом производства хлеба. Педагоги, подчеркивая ценность продукции, стремятся воспитать в детях уважение к представителям разных профессий.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ТРУДА

Эти экскурсии вызывают у младших школьников большой интерес. Можно показать значительное количество разнообразных видов продукции, раскрыть ее значение в жизни людей, доказать целесообразность ее ускоренного производства. Через результаты труда можно проследить различные связи между людьми, их взаимосвязь.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Важная задача педагогов показать, как люди, вступая в разнообразные общественные отношения, выполняют различные добровольные обязанности. Занятия познакомят школьников с деятельностью народных депутатов и выборных представителей различных общественных организаций.

ТВОРЧЕСТВО ЛЮДЕЙ

Знакомство с народными умельцами. Дети должны увидеть , что кроме своих основных трудовых обязанностей, люди стремятся создавать приспособления, облегчающие их труд или украшающие жизнь. Знакомство с произведениями устного народного творчества, осмотрев вышитые , вязаные, плетеные предметы домашнего обихода, увидев резьбу по дереву, чеканку ,рисунки, школьники пожелают сами создать подобное тому, что они увидели. Традиционные промыслы и местные ремесла должны оставить в душах ребят неизгладимый след, который не дадут им исчезнуть в данный момент.

ТРУД ЛЮДЕЙ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ

На этих экскурсиях школьники должны убедиться, что помимо производства люди различным способом стремятся благоустроить свою жизнь, сделать ее удобной и красивой. В ходе экскурсии необходимо показать, что наведение порядка, поддержание чистоты, соблюдение санитарных правил, озеленение- это не прихоть людей, а жизненная необходимость. Без благоустроительных работ жизнь людей и их труд теряет свою прелесть. Эти экскурсии могут сопровождаться трудовым участием детей в благоустройстве местного пользования.

ТРУДОВЫЕ, БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ.

Они играют важную роль в жизни народа. Они передаются из поколения в поколения. На этих экскурсиях учащиеся знакомятся с историческим событиями страны, приобщаются к живой истории народа. Встречи с участниками событий позволяют ученикам увидеть во всем величии трудовые и боевые подвиги народа, мужество людей.

ВСЕ ЭКСКУРСИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПОМОГУТ ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ РОДИНЫ И ДОСТОЙНЫХ ГРАЖДАН СВОЕЙ СТРАНЫ, СТРОЯЩИХ СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ.

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО РЕЛЬЕФА.

Дети познакомятся с многообразием земной поверхности: горой, котловиной, лощиной- типовыми формами рельефа, вершиной , дном. Они узнают о характере и взаимном расположении неровностей данной местности и использовании их особенностей человеком.

ГРУНТЫ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ,

Почвенно- растительный покров леса, кустарники, сады, луга, огороды, болота и другие объекты дают учащимся представление о скалистых, рыхлых грунтах, о сухих и увлажненных, об основных породах деревьев и кустарников, о характерных для этой местности видах травянистой растительности, о равнинной, холмистой, лесистой, болотистой местности, об их использовании человеком.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОДНОГО КРАЯ.

Ученики получают представление о водных объектах и сооружениях на них: каналах, озерах, плотинах, пристанях, мостах. Об охране водных ресурсов, об их использовании в народном хозяйстве.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРАЯ.

Каждый год проводится 3 экскурсии: осенью, зимой, весной в одно и тоже место, чтобы пронаблюдать контрасты сезонных изменений в растительном

и животном мире, на водоемах и на почве.

ОТДЕЛЬНЫЕ МЕСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

Жилые и хозяйственные постройки, различные сооружения, материальные и культурные ценности, отдельно стоящее дерево- все это выступает в роли экскурсионных объектов и становятся предметом беседы, в ходе которой подчеркивается их народохозяйственная ценность.



Экскурсионная деятельность в начальной школе. Методика проведения экскурсий.
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Экскурсия- достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В нашей школе экскурсии используются не только на уроках , но и во внеклассной , во внешкольной работе. На современном этапе развитии школы необходимо, Чтобы экскурсии превратились в регулярное общеразвивающее занятие, чтобы в школе велась серьезная планомерная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Цыганова Татьяна Алексеевна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 4610
Номер материала 59359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓