Инфоурок Всеобщая история Рабочие программыЭкономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Скачать материал

УРОК № 51.

класс 11

Тема урока:  Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Ц Е Л И:

1.Образовательные: изучить вместе с учащимися  политику переселения; влияние колониальной политики на этнодемографическую ситуацию; миграционная политика советской власти. Земельный вопрос; Первые итоги целины.

2. Развивающие: развитие памяти, способности к логическому мышлению, анализу.

3.Воспитательные: воспитание мотивов учения и сознательной личности.

Тип урока: исследовательско-поисковый

Наглядность: Карта Казахстана, таблица, карточки

 

                                                 Х О Д      У Р О К А

 1. Организационная часть. ( 2 мин.)

          - приветствие, готовность учащихся к уроку, отметка отсутствующих

 2.  Актуализация  опорных знаний   методом беседы.              (5 мин.)

- Какую политику проводила Советская власть в 20—30-х годах XX в?

- Что узнали о проведении политики русификации?

-  Что можно сказать о превращении Казахстана в сырьевую базу?

- Какие нам известны восстании?

-  Что вы можете сказать по поводу военных действии

3.  Мотивация учебной деятельности.              (2 мин.)

 Задача нашего урока состоит в рассмотрении  вопросов касающихся развития памяти, мышления, раздумий. Для этого мы обсудим следующие проблемы урока – миграционная политика советской власти; земельный вопрос; освоение целины.

 

Опрос Д/з:

1. Назовите основные достижения в промышленности республики в послевоенные годы?

2. Какие крупные промышленные предприятия вашей области были построены в рассматриваемый период?

3.   Какие сходства и различия есть в экономике Казахстана и других бывших союзных республик Средней Азии?

4. Почему атомный полигон и космодром были расположены на территории Казахстана?

5. Какие народности и по каким причинам прибыли в Казахстан?

6. Почему Казахстан стал краем лагерей? Где и какие лагеря были созданы?

7. Дайте характеристику демографической ситуации в годы Великой Отечественной войны

П Л А Н:    

1. Положение в сельском хозяйстве

2. Освоение целины.

3. Первые итоги целины.

4. Положение в животноводстве.

5. Закрепление материала. (10 мин.)

1. Почему в послевоенные годы наблюдалось сильное отставание сельского хозяйства республики?

2.  Каковы были первые итоги освоения целины в Казахстане?

3.  Как повлияло на экономику республики освоение целины?

4.  Как повлияло освоение целины на демографические процессы в республике?

5.  Какие меры были предприняты для возрождения животно­водства республики?

6. Как вы думаете, почему командно-административная системастаралась не привлекать к работам на целине казахов, проживавших на территории России?

 6. Задание на дом.  лекция, учебник С. Жолдасбаева §20-21, стр.103-110

7.Выставление оценок за урок

 

Урок окончен до свидания ребята!

 

Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

 Положение в сельском хозяйстве в послевоенные годы. Начало освоения целины. Положительные результаты и негативные по­следствия освоения целинных земель. Обострение демографиче­ской . ситуации. Положение в животноводстве.

Какие меры по развитию сельского хозяйства предполагал осуществить Н. С. Хрущев после прихода к власти? (Новейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ).

Положение в сельском хозяйстве. Первые послевоен­ные годы для сельского хозяйства были очень тяжелыми. Культура растениеводства в республике была очень низкой. В Казахстане, как и в других регионах СССР, из-за нехватки техники вплоть до 60-х годов в качестве тягловой силы использовался скот. В организации сельскохозяйственного производства были допущены грубые ошибки. Не могла привести к каким-либо поло­жительным результатам и деятельность председателей колхозов и совхозов.

Вместе с тем проводились также и меры, направленные на улучшение положения. Была утверждена программа развития и обозначены меры по улучшению управления сельским хозяйством. В 1949 г. был принят план раз­вития сельского хозяйства. Было значительно сокращено число административно-хозяйственных работников. Нача­ло выправляться положение в деле подготовки кадров для села. Концентрация колхозного производства принесла опре­деленные положительные результаты. Вместе с тем появились и начали развиваться совхозы, которые были в основном животноводческими. Тем не менее сельское хозяйство Казахстана не смогло обеспечить страну необхо­димым количеством продовольствия, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем. Появился дефицит продо­вольствия. В 1946—1950-х годах с каждого гектара посевных земель в среднем собирали всего 5—6 ц зерна. Об изменении системы производственных отношений, а точнее — о введении в них элементов рынка в тот период невозможно было и думать. Руководство страны стало решать проблему экстенсивным путем — осваивать огромные площади новых земель.

Освоение целины. В конце 1953 г. вопросы, касаю­щиеся освоения целины, горячо обсуждались на союзном уровне. Среди регионов с пригодными для посевов земель назывались в первую очередь Урал, Сибирь и Казахстан. Руководители партийной организации республики, счи­тавшие, что распахивание больших площадей нанесет ущерб традиционному животноводству, были сняты со своих постов.

По указанию Центра на должность первого секретаря Центрального Комитета КП Казахстана был избран П. К. Пономаренко, которого позже сменил его заместитель Л. И. Брежнев.

Решение об освоении целинных земель было принято весной 1954 г. Предполагалось за счет освоения новых земель увеличить посевные площади зерновых до 13 млн. га, получить на них 1100—1200 млн. пудов зерна, в том числе товарного — 800—900 млн. пудов.

Казахстанцы поддержали решение об освоении целины, приняв участие в осуществлении запланированных мер. В те годы было привычным явлением проведение раз­личного рода мероприятий по инициативе партии или комсомола. В печати часто публиковались материалы, призывающие тружеников присоединиться к рядам доблестных целинников. Со всех концов СССР в Казахстан начали стекаться люди. Осваивать целину приезжала не только молодежь, но и целые семьи переселенцев. В первое время все они жили в степи в палаточных го­родках, вагончиках, землянках. Подобные неудобства вовсе не страшили. Люди были полны трудового энтузиазма.

К освоению целины привлекались не только приезжие, но и местные жители. Среди них было много демоби­лизованных из рядов Советской Армии. Освоение целины потребовало подготовки большего числа специалистов для сельского хозяйства.

В первые два года целинной кампании в Казахстан приехали 640 тыс. человек, из которых механизаторами были только 150 тыс. Проводились меры по материаль­ному стимулированию целинников.

Имело место несправедливое распределение материальной помощи среди целинников. Пожелавшим участвовать в освоении целины казахам, проживавшим на территории России, было отказано в необходимой помощи.

С 1954 г. начали проводиться работы по изучению и отбору пригодных для посевов земель, в которой приняли участие ученые-почвоведы, ботаники, гидрогеологи Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Казахстана. Но, как показала практика, не были учтены негативные послед­ствия распахивания огромных площадей. Да и убедить научными прогнозами руководство страны было непросто.

Первые итоги целины. Освоение целины в республике шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павло­дарской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях.

Уже в 1954 г. планы по поднятию целины были пере­выполнены. В Казахстане было распахано 6,5 млн. га це­линных земель. Урожай зерновых достиг 7 млн. 650 тыс. т.

Наилучших показателей целинники достигли в 1956 г. Республика собрала в тот год 16 млн. т зерна. Это дости­жение с помпезностью называли миллиардом пудов зерна.

В 1956—1958 гг. в республике было освоено еще 4,8 млн. га целины, посевные площади выросли до 28,6 млн. га. Среди них посевные площади зерновых составляли 23,2 млн. га. В республике было увеличено также и производство технических культур, овощей, кормов.

Целинники работали с воодушевлением. Появилось много передовиков труда, организовывались социалисти­ческие соревнования. Внедрялись новые методы уборки урожая.

Освоение целины позволило увеличить производство не только пшеницы, но и других видов зерновых. На юге Казахстана значительно выросло производство риса. Трудовые подвиги звеньевого колхоза “Кызыл ту” Шиелийского района Кзыл-Ординской области Ыбырая Жакаева, добившегося рекордного показателя по произ­водству риса, стали примером самоотверженного, плодо­творного труда.

Результаты освоения целины. В результате самоот­верженного труда народных масс в Казахстане значи­тельно выросло производство зерна. Освоение целины оказало  положительное влияние на другие отрасли эко­номики. В 40—50-е годы в Казахстане возникли 15 го­родов, 86 поселков городского типа, сотни селений. В широких масштабах шло строительство жилья. Были построены десятки тысяч километров дорог. В республику прибыла мощная техника, приехали люди, имеющие опыт и знания по культуре растениеводства, знающие новые методы строительства жилья, развития экономики.

Однако наряду с честными тружениками, квалифи­цированными специалистами и молодыми патриотами своей родины на освоение целины приехало немало людей, стремившихся к получению легких денег и званий. В погоне за высокими показателями были распаханы огромные территории. Это привело к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почв, из нее интенсивно выветривался гумус.

Распахивание миллионов гектаров под зерновые, строительство населенных пунктов и предприятий привело к сокращению пастбищ, осложнило заготовку кормов и сена для скота. Тысячи гектаров пригодных земель были выделены под систему инфраструктуры. Традиционное скотоводческое хозяйство понесло не­восполнимые потери, что, в свою очередь, привело к дефициту мяса и молочных продуктов.

Громкие заявления о необходимости обеспечения сов­хозов новой техникой не приносили действенного резуль­тата. Колхозы, которые были созданы из казахских аулов, были вынуждены покупать старую технику бывших МТС по высоким ценам. Отсутствие научной организации труда и безответственность привели к негативным послед­ствиям. Через несколько лет сократилось производство положение казахского языка и культуры в целом было трудным. Были закрыты некоторые областные и районные газеты. Уменьшились тиражи газет и книг на казахском языке. Подобное положение сложилось и в других средствах массовой информации. Количество казахских школ резко сократилось. В общественных местах, в экономике, в дело­производстве использовался, в основном, русский язык. На грани уничтожения оказались духовные ценности, традиции казахского народа.

Положение в животноводстве. В 50-е годы положение в животноводстве республики было очень тяжелым. Материально-техническое обеспечение животноводства оставалось очень низким. Трудности военных лет, сокращение пастбищ и сенокосных угодий в результате освоения целины тормозили развитие этой отрасли.

Принимались решения, направленные на улучшение положения. Предпринимались попытки расширения кормовой базы отрасли, внедрения новых методов ведения хозяйства. Были увеличены посевные площади под кормовые культуры. Выделялась техника, принимались меры по материальному стимулированию животноводов.

В 1965 г. по сравнению с 1959 г. поголовье скота увеличилось на 67,4% и составило 39 млн. голов. Зна­чительно увеличились заготовки мяса, молока, шерсти. Длительное отставание отрасли, возникшее в послевоен­ные годы, было ликвидировано.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины. Ц Е Л И: 1.Образовательные: изучить вместе с учащимися политику переселения; влияние колониальной политики на этнодемографическую ситуацию; миграционная политика советской власти. Земельный вопрос; Первые итоги целины. 2. Развивающие: развитие памяти, способности к логическому мышлению, анализу. 3.Воспитательные: воспитание мотивов учения и сознательной личности. Х О Д У Р О К А 1. Организационная часть. ( 2 мин.) - приветствие, готовность учащихся к уроку, отметка отсутствующих 2. Актуализация опорных знаний методом беседы. (5 мин.) - Какую политику проводила Советская власть в 20—30-х годах XX в? - Что узнали о проведении политики русификации? - Что можно сказать о превращении Казахстана в сырьевую базу? - Какие нам известны восстании? - Что вы можете сказать по поводу военных действии

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 236 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 672
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.07.2020 2240
    • DOCX 23 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шломина Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шломина Ольга Дмитриевна
    Шломина Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88260
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 547 человек

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История")

Учитель истории

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек