Инфоурок Химия Другие методич. материалы«Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»

«Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»

Скачать материал

Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации

предпрофильного и профильного обучения в школе»

Миронова Ирина Юрьевна

учитель химии

МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»

г. Нефтеюганск

Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие. Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с исследовательскими навыками.

Организуя работу в данном направлении, мы используем ресурсы нашего образовательного учреждения, а именно, на базе школы открыт ресурсный центр по работе с детьми высоких интеллектуальных и исследовательских возможностей по естественным наукам. При этом учитываются условия:

- материально-технические: образовательная организация оснащена двумя лабораториями со специальным оборудованием;

- интеллектуальные: 2 учителя химии и биологии высшей категории, организующие исследовательскую деятельность в течение 8-9 лет.

Основы  личности закладываются в детстве, поэтому школа является базой, обеспечивающей формирование мышления, в том числе и экологического. Субъективность - вот то главное, что должно развивать образование в человеке, чтобы он эффективно мог социализироваться, строить карьеру, анализировать события. Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия своих действий.

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребностей в экологическом и химическом предпрофильном образовании направлен предлагаемый проект.

Гипотеза: создание  эколого-химической лаборатории обеспечит формирование у учащихся экологического мировоззрения, необходимого для осознанного выбора профессии в области экологии, химии и биологии.

Цели:

- создать эколого-химическую лабораторию для развития навыков исследовательской деятельности, обеспечивающих практический подход к изучению родного края и направленных на формирование экологического мировоззрения у обучающихся от начальной до средней школы.

- развитие прикладных навыков у  детей для повышения мотивации и осознанного выбора профессии в области экологии, химии и биологии.

Задачи

1.   Создать оптимальные образовательные условия для развития исследовательской позиции личности.

2.   Обеспечить развитие системности и многоуровневости исследовательской деятельности в лаборатории.

3.   Сформировать методическую базу для исследовательской работы, решающую вопросы обеспечения информацией всех участников проекта.

4.   Повысить уровень образованности в области экологии школьников, специалистов, общественности, формирование экологической культуры населения.

5.   Обеспечить развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и навыков, необходимых для овладения профессиями эколого-химической направленности.

Ожидаемые результаты:

Системный, скоординированный подход позволит:

- комплексно решать проблемы подготовки учащихся к выбору будущей профессии  через практическую исследовательскую деятельность;

- создать творческую, развивающую среду для учащихся разных возрастов;

- создать необходимые условия для формирования у всех участников проекта экологического мировоззрения, выпускников с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющих ставить и решать неординарные задачи;

- увеличить долю учащихся, выбравших направление профессионального обучения по экологии, химии и биологии.

Реализация проекта рассчитана на все ступени школьного образования

Принципы, которые положены в основу работы:

 - принцип краеведения;

 - принцип «позитивного центризма»;

 - принцип природосообразности;

 - принцип научности и доступности понятий;

 - принцип «спирали»;

  - принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Начальная школа, 1-4 классы

Естественно – научная лаборатория начальной школы изучает: весовые измерения; воздух и атмосферное давление; звук и тон; от зародыша до взрослого растения (организма); плавание и погружение; наблюдение за погодой; постоянные магниты; равновесие и устойчивость (мосты).

 Приобщение детей к основам научно – исследовательской деятельности с помощью естественно – научных лабораторий позволяет наиболее полно выявить, а затем и развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети проявляют интерес к профессиям данной сферы и развивают его своей деятельностью в рамках проекта. Кабинет для работы учащихся начальной школы оснащен интерактивной доской и персональными нетбуками. На компьютерах установлены специальные обучающие программы для рисования, создания анимации. 

Основная школа, 5-8 классы

При переходе на ступень основной школы необходимо соблюдать преемственность в исследовательской деятельности учащихся. Дети становятся старше, меняются их предпочтения и приоритеты. Экологические факторы и их исследование выходят на новый уровень. Работу учащихся на ступени основной школы мы предлагаем осуществлять под названием:

Экологическая интерактивная карта микрорайона школы.

Цель: развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся основной школы через экологическую социально-значимую деятельность.

Задачи:

1. Используя данные, получаемые исследователями начальной школы (ежегодно), составить интерактивную карту микрорайона школы по следующим параметрам: шум; электромагнитные поля; гамма-фон; уровень искусственного освещения;

2. Провести исследования экологических факторов, влияющих на здоровье человека: уровень загрязнения почвы, воздуха, воды, природных осадков и внести данные на интерактивную карту микрорайона школы;

3. Провести эргономические исследования рабочих мест в школе, оснащенных ПЭВМ, мониторинг информационной безопасности учащихся школы.

4. Предоставить актуальные данные о состоянии безопасности городской среды в районе школы для широкого круга пользователей через СМИ и интернет-ресурсы : школьная газета, школьное и городское телевидение, сайт школы, городской портал.

Механизм реализации.

Внеурочная деятельность по экологии и химии в 5-8 классах строится через курсы по выбору, спецкурсы: «Я-эколог», «Химия для всех», «Экология северного города» и т.д. Программы курсов разработаны с учетом регионального компонента. Календарно-тематическое планирование курсов регламентирует сначала теоретическое изучение вопроса, затем практическую часть в виде исследований на основе стандартных методик и оборудования.

Класс-комплект «ЭХБ» (экология, химия, биология) предназначен для выполнения лабораторных работ, которые преимущественно состоят из операций, уже освоенных учащимися в предшествующей познавательной деятельности. Самостоятельное проведение учащимися экологических исследований основных сред - воздуха, воды и почвы, а также продуктов питания – проводятся с использованием современных научных представлений об этих средах. Класс-комплект «ЭХБ» может использоваться как для общеобразовательного, так и для естественнонаучного (углубленного) профилей обучения. Для проведения некоторых опытов предусмотрено использование штатного оборудования, которым оснащены школьные кабинеты химии, биологии, естествознания.

Планируемые результаты:

1.                             Учащийся основной школы знает и применяет на практике основы экологической культуры, умеет применять теоретические знания экологии и химии по сохранению природного окружения и своего здоровья, исследовать экологические факторы и делать логические умозаключения, выполнять творческие задания, проводить мониторинговые исследования, ставить опыты.

2.                             Создана экологическая интерактивная карта микрорайона школы, результаты транслируются в прессе.

Старшая школа, 9-11 классы.

Для учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного образования предлагается научно-исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества «Архимед» в секции естественные науки. Это уже более серьезная научная работа с учетом выбранной профессии или будущей сферы деятельности.

Школьная эколого-химическая экспертная лаборатория.

Цель: развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся по химии и экологии через практическую экспертную деятельность.

Задачи:

1. На основе выявленных экологических проблем в городе и микрорайоне проводить мониторинговые исследования питьевой и технической воды, строений (жилых квартир, школьных кабинетов).

2. Проводить исследования продуктов питания, овощей и фруктов, выращенных в нашей местности и на других территориях.

Механизм реализации.

Внеурочная деятельность по экологии и химии в 9-11 классах строится через элективные курсы, спецкурсы, социальные практики.

Планируемые результаты:

1.      Высокий уровень мотивации старшеклассников к экспериментальной науке и исследовательской деятельности.

2.      Осознанное отношение к своему здоровью через экологические и химические знания, полученные во внеурочной деятельности.

3.      Самоопределение старшеклассников, осознанный выбор  будущей профессии.

Жизнеспособность проекта (перспективы)

Данный проект может быть реализован в любой образовательной организации.

В перспективе расширение географии проекта, включение в совместную деятельность школ города, возможен сетевой вариант его развития. 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для удовлетворения потребностей учащихся в экологическом и химическом предпрофильном образовании направлен предлагаемый проект. Он охватывает экологическую деятельность школьников на всех ступенях образования. 

Естественно – научная лаборатория начальной школы изучает: весовые измерения; воздух и атмосферное давление; звук и тон; от зародыша до взрослого растения (организма); плавание и погружение; наблюдение за погодой; постоянные магниты; равновесие и устойчивость (мосты).

Работу учащихся на ступени основной школы мы предлагаем осуществлять под названием: Экологическая интерактивная карта микрорайона школы.

Для учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного образования предлагается научно-исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества «Архимед» в секции естественные науки. Это уже более серьезная научная работа с учетом выбранной профессии или будущей сферы деятельности - Школьная эколого-химическая экспертная лаборатория.

Данный проект может быть реализован в любой образовательной организации.

 

В перспективе расширение географии проекта, включение в совместную деятельность школ города, возможен сетевой вариант его развития.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 365 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.11.2014 356
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миронова Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миронова Ирина Юрьевна
    Миронова Ирина Юрьевна
    • На сайте: 10 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10815
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 471 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 350 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе