Проект «Эколого-химическая лаборатория как
средство организации
предпрофильного и профильного обучения в
школе»
Миронова Ирина Юрьевна
учитель химии
МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»
г. Нефтеюганск
Современная жизнь ставит перед
человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с
оптимальным эффектом определяет его благополучие. Для развития креативности
необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное
отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в
ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с исследовательскими
навыками.
Организуя работу в данном
направлении, мы используем ресурсы нашего образовательного учреждения, а
именно, на базе школы открыт ресурсный центр по работе с детьми высоких интеллектуальных
и исследовательских возможностей по естественным наукам. При этом учитываются
условия:
-
материально-технические: образовательная организация оснащена двумя
лабораториями со специальным оборудованием;
-
интеллектуальные: 2 учителя химии и биологии высшей категории, организующие
исследовательскую деятельность в течение 8-9 лет.
Основы личности закладываются в
детстве, поэтому школа является базой, обеспечивающей формирование мышления, в
том числе и экологического. Субъективность - вот то главное, что должно
развивать образование в человеке, чтобы он эффективно мог социализироваться,
строить карьеру, анализировать события. Вовлечение в исследование повышает
способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить
адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия своих действий.
Для вовлечения учащихся в конкретную,
практическую деятельность необходима система работы, которая позволит
школьникам стать активными участниками экологического движения. Для
удовлетворения потребностей в экологическом и химическом предпрофильном образовании
направлен предлагаемый проект.
Гипотеза: создание эколого-химической
лаборатории обеспечит формирование у учащихся экологического мировоззрения,
необходимого для осознанного выбора профессии в области экологии, химии и
биологии.
Цели:
-
создать эколого-химическую лабораторию для развития навыков исследовательской
деятельности, обеспечивающих практический подход к изучению родного края и
направленных на формирование экологического мировоззрения у обучающихся от
начальной до средней школы.
-
развитие прикладных навыков у детей для повышения мотивации и осознанного
выбора профессии в области экологии, химии и биологии.
Задачи
1.
Создать оптимальные образовательные условия
для развития исследовательской позиции личности.
2.
Обеспечить развитие системности и
многоуровневости исследовательской деятельности в лаборатории.
3.
Сформировать методическую базу для
исследовательской работы, решающую вопросы обеспечения информацией всех участников
проекта.
4.
Повысить уровень образованности в области
экологии школьников, специалистов, общественности, формирование экологической
культуры населения.
5.
Обеспечить развитие интеллектуальных
способностей к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и
навыков, необходимых для овладения профессиями эколого-химической
направленности.
Ожидаемые результаты:
Системный, скоординированный подход
позволит:
- комплексно решать проблемы
подготовки учащихся к выбору будущей профессии через практическую
исследовательскую деятельность;
- создать творческую, развивающую
среду для учащихся разных возрастов;
- создать необходимые условия для
формирования у всех участников проекта экологического мировоззрения,
выпускников с неординарным, творческим мышлением,
широким кругозором, умеющих ставить и решать неординарные задачи;
- увеличить долю учащихся, выбравших
направление профессионального обучения по экологии, химии и биологии.
Реализация проекта рассчитана на все
ступени школьного образования
Принципы, которые положены в основу
работы:
- принцип краеведения;
- принцип «позитивного центризма»;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности
понятий;
- принцип «спирали»;
- принцип междисциплинарности и
интеграции содержания.
Начальная школа, 1-4
классы
Естественно – научная лаборатория
начальной школы изучает: весовые измерения; воздух и атмосферное давление; звук
и тон; от зародыша до взрослого растения (организма); плавание и погружение; наблюдение
за погодой; постоянные магниты; равновесие и устойчивость (мосты).
Приобщение
детей к основам научно – исследовательской деятельности с помощью естественно –
научных лабораторий позволяет наиболее полно выявить, а затем и развивать
интеллектуальные и творческие способности детей. Дети проявляют интерес к
профессиям данной сферы и развивают его своей деятельностью в рамках проекта. Кабинет
для работы учащихся начальной школы оснащен интерактивной доской и
персональными нетбуками. На компьютерах установлены специальные обучающие
программы для рисования, создания анимации.
Основная школа, 5-8
классы
При
переходе на ступень основной школы необходимо соблюдать преемственность в
исследовательской деятельности учащихся. Дети становятся старше, меняются их
предпочтения и приоритеты. Экологические факторы и их исследование выходят на
новый уровень. Работу учащихся на ступени основной школы мы предлагаем осуществлять
под названием:
Экологическая интерактивная карта
микрорайона школы.
Цель:
развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся основной школы
через экологическую социально-значимую деятельность.
Задачи:
1.
Используя данные, получаемые исследователями начальной школы (ежегодно),
составить интерактивную карту микрорайона школы по следующим параметрам: шум; электромагнитные
поля; гамма-фон; уровень искусственного освещения;
2.
Провести исследования экологических факторов, влияющих на здоровье человека:
уровень загрязнения почвы, воздуха, воды, природных осадков и внести данные на
интерактивную карту микрорайона школы;
3. Провести эргономические исследования рабочих мест в школе,
оснащенных ПЭВМ, мониторинг информационной безопасности учащихся школы.
4.
Предоставить актуальные данные о состоянии безопасности городской среды в
районе школы для широкого круга пользователей через СМИ и интернет-ресурсы : школьная
газета, школьное и городское телевидение, сайт школы, городской портал.
Механизм реализации.
Внеурочная
деятельность по экологии и химии в 5-8 классах строится через курсы по выбору,
спецкурсы: «Я-эколог», «Химия для всех», «Экология северного города» и т.д.
Программы курсов разработаны с учетом регионального компонента.
Календарно-тематическое планирование курсов регламентирует сначала
теоретическое изучение вопроса, затем практическую часть в виде исследований на
основе стандартных методик и оборудования.
Класс-комплект «ЭХБ» (экология, химия, биология) предназначен для
выполнения лабораторных работ, которые преимущественно состоят из операций, уже
освоенных учащимися в предшествующей познавательной деятельности. Самостоятельное
проведение учащимися экологических исследований основных сред - воздуха, воды и
почвы, а также продуктов питания – проводятся с использованием современных
научных представлений об этих средах. Класс-комплект «ЭХБ» может использоваться
как для общеобразовательного, так и для естественнонаучного (углубленного)
профилей обучения. Для проведения некоторых опытов предусмотрено использование
штатного оборудования, которым оснащены школьные кабинеты химии, биологии, естествознания.
Планируемые результаты:
1.
Учащийся основной школы знает и применяет
на практике основы экологической культуры, умеет применять теоретические знания
экологии и химии по сохранению природного окружения и своего здоровья, исследовать
экологические факторы и делать логические умозаключения, выполнять творческие
задания, проводить мониторинговые исследования, ставить опыты.
2.
Создана экологическая интерактивная карта
микрорайона школы, результаты транслируются в прессе.
Старшая школа, 9-11 классы.
Для
учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного образования
предлагается научно-исследовательская деятельность в рамках школьного научного
общества «Архимед» в секции естественные науки. Это уже более серьезная научная
работа с учетом выбранной профессии или будущей сферы деятельности.
Школьная эколого-химическая экспертная
лаборатория.
Цель:
развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся по химии и
экологии через практическую экспертную деятельность.
Задачи:
1.
На основе выявленных экологических проблем в городе и микрорайоне проводить
мониторинговые исследования питьевой и технической воды, строений (жилых
квартир, школьных кабинетов).
2.
Проводить исследования продуктов питания, овощей и фруктов, выращенных в нашей
местности и на других территориях.
Механизм
реализации.
Внеурочная
деятельность по экологии и химии в 9-11 классах строится через элективные
курсы, спецкурсы, социальные практики.
Планируемые результаты:
1. Высокий
уровень мотивации старшеклассников к экспериментальной науке и исследовательской
деятельности.
2. Осознанное
отношение к своему здоровью через экологические и химические знания, полученные
во внеурочной деятельности.
3. Самоопределение
старшеклассников, осознанный выбор будущей профессии.
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Данный
проект может быть реализован в любой образовательной организации.
В
перспективе расширение географии проекта, включение в совместную деятельность
школ города, возможен сетевой вариант его развития.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.