Исследовательский
проект
Тип проекта: краткосрочный,
социального взаимодействия.
Методы: Словесные,
наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Продолжительность: 40 минут.
Класс 6.
Участник конкурса «Самый
классный классный» Зырянова Татьяна Сергеевна
Тема проекта: «Экология
Хабаровского края в наших руках».
Актуальность: На
территории Хабаровского края ежегодно появляются новые горы мусора, состоящие
из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор
выбрасывают люди, проживающие на территории нашего края. Бытовые отходы можно
встретить везде: в лесу, в поле, на берегу реки или озера, в парке, на детской
площадке и т.д. Такие участки природы, где встречается мусор, нельзя назвать
естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв,
воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяют климатические условия.
Привычные места отдыха превращаются в опасную зону для человека. Человечество в
процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические
системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий являются осушение
болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс
бытовых отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся
связи в устойчивой системе, что может привести к экологической катастрофе. Мы
рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему
бытовых отходов.
Цели проекта:
- изучение влияния
бытовых отходов на природу и здоровье человека;
- повышение
интереса к экологическим проблемам Хабаровского края;
- формирование у
учащихся сознательного научного, эстетического и нравственного отношения к
природе;
- формирование у
учащихся активной гражданской позиции по поддержанию чистоты в родном селе и
привлечение к практической экологической деятельности;
- воспитание
ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
Задачи:
- показать
разнообразие бытового мусора и его влияние на окружающую среду;
- обращать
внимание на взаимодействие человека с окружающей средой;
- повысить уровень
экологической культуры;
- формировать
ответственность за свои действия по отношению к природе;
- формировать
умение использовать бросовый материал для пользы человека;
- привлечь
внимание к участию детей в трудовых делах по уходу за природными объектами;
- формировать
навыки групповой работы;
- способствовать
формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
- развивать
познавательный интерес ребят.
Оборудование: компьютер,
проектор, видеоролик, презентация, ватман, иллюстрации, ножницы, клей, маркеры
и фломастеры цветные, магниты, линейки, цветная бумага, бейджики, стикеры,
раздаточный материал
План проведения
мероприятия
1. Организационный
этап.
2. Постановка
проблемы, введение в тему занятия и постановка целей.
3. Актуализация
знаний учащихся.
4. Групповая
работа
5. Презентация
проектов
6. Подведение
итогов, рефлексия
Ход
мероприятия
1. Организационный
этап.
- Хочу вам предложить поучаствовать
сегодня в исследовательском проекте. А что это за проект, вы узнаете немного
позже.
На доске:
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
А.
Плотников.
2. Постановка
проблемы, введение в тему занятия и постановка целей.
Постановка
проблемы
- Вы знаете сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?
- Когда произносишь слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком
принце, летящем во Вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в
бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно
каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо
заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...
- Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца.
Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе
другую, так же, как и Земля не может найти себе других людей.
- Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно
прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что
можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
- Я предлагаю вам посмотреть фильм и попробовать пропустить его
через свою душу.
Видеоролик
Беседа: сопоставление впечатлений от сказки и от видеоролика.
- Опишите свои чувства после просмотра этого видеоролика. (ответы
учащихся)
- Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии?
(экологические проблемы)
- Предложите варианты темы нашего исследовательского проекта
(ответы учащихся).
- Все ваши варианты очень хорошие!
Посмотрите на название темы, которую хочу предложить вам я (открывается тема
занятия СЛАЙД).
Тема: «Экология Хабаровского края в наших руках»
- А как бы вы сформулировали цели нашего занятия? (ответы
учащихся)
Цели:
-
узнать, что такое экология;
-
изучить разнообразие бытового мусора и его влияние на окружающую среду и
здоровье человека;
-
узнать, как использовать бытовые отходы для пользы человека.
3. Актуализация
знаний учащихся.
Беседа: Что такое экология.
-
Все вы уже знаете, что природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это
деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но
природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Это единый
дом, в котором все нужны друг другу.
-
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка
это слово означает "экос" - дом, "логос" – наука (СЛАЙД).
То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем.
Природе нужны зайцы и волки, ядовитые грибы и съедобные, бабочки и комары.
А еще дождь, снег, чистый воздух.
-
Но человек не может жить, не используя богатств природы. А экология учит, как
можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди использовали
природу как хотели, не задумываясь о последствиях, загрязняли ее. В настоящее
время природе, а значит и всей планете, всем людям плохо, и им нужна помощь.
- С чего же начать
помогать? А начать нужно с чистоты: чистоты дворов, сел и городов, рек, лесов и
всей нашей планеты.
-
В частности, надо начать с чистоты нашего края. (А как называется наш край?) Хабаровский
край - мы в нём родились, растём, учимся, отдыхаем. Здесь строятся новые
красивые дома, другие здания, места для отдыха.
-
Например, ваше село Князе-Волконское образовалось ….. году. Первые жители
видели вокруг красивый лес, плодородные луга, чистые воды реки Ситы. Село
росло. И что же мы видим сейчас?
-
Часто приходится видеть, как повсюду валяется много мусора. В результате чего
это произошло?
-
А что такое в вашем понимании мусор? (одноразовая посуда, которая
используется в походах, на пикниках и т.д., увеличение
количества упаковки;
Пример
для наглядности: коробка конфет. Чтобы добраться до горсточки конфет, мы
сначала снимает пленку, затем открываем крышку коробки, потом убираем бумагу, и
достаем конфетки из индивидуальных упаковок. В результате конфет всего 6-12
штук, и полное ведро мусора!
предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, бумага, стекло,
пищевые отходы, пластмассы, ткани, металлические предметы, старая мебель,
вышедшие из строя бытовая техника, автомобильные шины и др.)
4. Деление на группы
-
Предлагаю вам разделиться на 3 группы и поработать в них. Ваша задача – выбрать
понравившуюся тему и разработать проект. Время, отведенное на выполнение
исследовательской работы, ограничено – 20 мин. Вы можете использовать в работе
все, что есть у вас на столах.
5. Групповая работа
Выбор творческого задания:
1) «Влияние
бытового мусора на окружающую среду»
2) «Влияние
бытового мусора на здоровье человека»
3) «Превратим
мусор в красоту»
Мини-исследование и создание проектов
6. Презентация проектов
Выступление групп, представление поделок (Поделку
вы можете поставить в своем классе, как напоминание о нашем сегодняшнем
мероприятии)
7.
Подведение итогов, рефлексия
Самооценка
и оценивание деятельности других групп.
-
Что же мы с вами можем сделать, чтобы хотя бы в вашем селе не пришлось видеть
мусор на улицах?
Презентация (ролик) «Превратим мусор в красоту»
- А на
память о нашем мероприятии я хочу подарить вам календарь экологических дат.
- А закончить сегодняшнее мероприятие я бы хотела словами Антуана
де Сент-Экзюпери: “Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в
порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.