Рыжкова Л.И.
МОУ СОШ №9 г. Балашова,
Учитель начальных классов
Отличник народного просвещения
Экологическое
образование учащихся младших классов.
Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых
полноценных условий для личностного развития учащихся, формирование
экологической культуры, субъективности и активной позиции в учебном процессе.
Решение названных задач особенно актуально для начального звена школьного
обучения.
В современном экологическом образовании и воспитании наиболее продуктивными
являются такие подходы к определению их содержания, которые ориентированы не
столько на воспитание ценностного отношения к миру природы или отдельным его
объектам, как сейчас принято выделять экологическую этику А. Швейцера (прежде
всего сострадание к животным), природоохранительную этику (отношение к вопросам
охраны природы) и т.п., сколько на формирование у школьников целостной и
внутренне непротиворечивой картины окружающего мира. Она может быть сложной,
многоаспектной, обогащенной совокупностью деталей, может быть простой,
эскизного характера. Главное требование к ней - это адекватность образа
реальному миру, которая заключается в непротиворечивости конструируемой
школьниками картины мира современным научным экологическим представлениям.
Главная цель экологического образования – формирование у подрастающего
поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью. Ценностные
ориентации во многом определяют социальные потребности, мотивы поведения и
поступки человека. Ценности не присваиваются личностью в « готовом виде», а
формируются постепенно, в процессе социальной деятельности накопления
жизненного опыта.
Не умаляя значимости учебной деятельности по овладению экологическими знаниями,
педагоги ориентируют школьного учителя на организацию разнообразной
практической ресурсосберегающей и природозащитной деятельности у учащихся. Они
намечают основные направления экологически – ориентированной учебной деятельности:
·
Проведение социальных опросов с целью
выявить, как разные слои населения понимают экологические проблемы, какие пути
видят для их решения;
·
Экологический мониторинг окружающей среды
(исследовательская деятельность);
·
Пропаганда идей экологии и устойчивого
развития;
·
Практические дела по благоустройству и
защите окружающей среды;
·
Формирование здорового образа жизни как
условия устойчивого развития.
Эффективность экологического образования в значительной степени определятся
умелым сочетанием разнообразных видов деятельности, в которую педагог вовлекает
учащихся, стремясь сформировать у них экологические ценности и социальные нормы
отношения к окружающей среде.
На уроках окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в неразрывном
единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются
исследователями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой –
найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе его
познания происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их
любознательность, формируются многие первоначальные представления детей о
закономерностях окружающего мира, обеспечивается переход от созерцания явлений
к осмыслению их сущности.
При изучении многих разделов, используя современные технические средства
обучения, можно успешно развивать познавательные интересы детей, делая тем
самым более продуктивным процесс их обучения (мобильный компьютер,
мультимедийный проектор).
При изучении нового материала можно предложить классу решить ряд
познавательных задач, которые позволяют активизировать знания учащихся,
необходимые для усвоения нового материала, стимулировать интерес к его
изучению.
Компьютер и мультимедийный проектор окажут неоценимую помощь при рассмотрении
следующих вопросов:
·
Классификация водоемов по различным
признакам.
·
Охрана водоемов.
·
Запрещающие знаки.
·
Тестовые задания с выбором ответов.
Внедрение компьютерных технологий обучения в начальной школе должно быть
постепенным. Это предполагает развитие привычных методических приемов,
совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями, создание и
внедрение новых, интегральных форм учебной работы.
Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для
учителя начальных классов важно создать и сохранить положительный
эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему
развитию их творческих способностей, фантазий и воображения. Одной из
эффективных методик работы учителя с учащимися в данном аспекте являются
театрализованные представления.
·
В основе сюжета может лежать известная
сказка, героям которой приписываются природоохранительные действия («Сказка о
золотой рыбке»).
·
Сказочный герой рассказывает об изменениях
происходящих в его жизни, о своих защитных приспособлениях («Репка»).
·
В основе сюжета представления лежит спор
между главными героями на экологическую тему. («Теремок»)
·
Представление заканчивается оптимистически
и показывает, как дети могут оказать реальную помощь природе. («Колосок»)
·
Герои представления – животные и растения
– самостоятельно исправляют поведение человека в природе.
При работе над театрализованными представлениями дети учатся анализировать
действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои
мысли. Здесь проявляются межпредметные связи с курсом «Литературное чтение».
Зачастую учителю вместе с детьми приходится рассматривать моральные и правовые
нормы поведения героев.
При самостоятельном изготовлении кукол и декораций у детей формируется терпение,
аккуратность, бережливость, навыки техники безопасности, развивается мелкая
моторика кисти руки, что способствует выработки красивого почерка.
Представления сопровождаются записями музыки, звуков природы. Таким образом,
дети знакомятся с шедеврами мировой и русской музыкальной классики. Открывая
для себя их красоту.
В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность
человека. Для детей участие в представлениях, может быть, станет первым опытом
признанного творчества.
Форма театрализованных преставлений дает возможность свободно проявить свою
фантазию, умения, эстетические пристрастия. В ходе подготовки и после
представления взаимоотношения учитель – ученик обогащаются, становятся более
тесными и доверительными.
С учащимися третьих классов мы подготовили внеклассное мероприятие в форме
театрализованного представления на тему «Кто в реке живет». В гости к ребятам
пришли Водяной, Русалка, Рыбы и Лягушки. Они вели разговор об экологической
обстановке в водоемах, о правоохранительных действиях людей в окружающей нас
среде. Все учащиеся были подведены к выводу, что все, что нас окружает в
природе, нуждается в защите.
Опыт работы с учащимися начальных классов убеждает, что организация экологически
- ориентированной деятельности способствует формированию экологической
культуры. Реализация экологического проекта вызывает у учащихся интерес к
исследованию окружающей среды, они участвуют в ее улучшении. Таким образом,
учащиеся становятся активными участниками охраны окружающей среды.
Литература:
1.
Т.И. Тарасова «Деятельностный подход в
экологическом образовании учащихся младших классов».
Ж.
«Начальная школа», №10,2006 г.
2. А.А.Лысов, О.А.Лысова «Каким должно быть современное экологическое
образование и воспитание».
Ж.
«Начальная школа плюс до и после», №12, 2005г.
3. И. Н. Чижевская «Использование новых информационных технологий на уроках
природоведения»
Ж.
«Начальная школа плюс до и после», №9, 2004г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.