Инфоурок Биология Другие методич. материалыЭкологическая игра "Четыре царства" (5-8 класс)

экологическая игра "Четыре царства" (5-8 класс)

Скачать материал

 

МКОУ   Хабазинская  средняя  общеобразовательная  школа

Надпись:

Номинация: лучшая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-8 классов

ВЫПОЛНИЛА: учитель  биологии  и  географии

Черемискина   Ольга  Фёдоровна

 

 

 

с.Хабазино, 2014г

 

 

       Данный   конкурс – игра «Четыре  царства» рассчитан  на  детей  среднего  школьного  возраста. Конкурс  ориентирован  на  знание  природы  и  географии  родного  края, а  также  поверий  русского  народа. Краеведческая  направленность  конкурса  обусловила  специфику  изложения  ниже  приведённого  материала.

     Конкурс может  быть  проведён  как  в  помещении, так  и  на  природе. «Четыре  царства» - это  четыре  станции. Участникам  конкурса  выдаются  маршрутные  листы (Приложение 1), где  указаны  название  команд  и  порядок  прохождения  ими  всех  станций. В этих  маршрутных  листах  жюри  будет  проставлять  баллы, набранные  командой. После  того, как  команды  пройдут  все  станции, они  должны  будут  собраться  все  вместе  для  подведения  итогов  конкурса.

 

ЦАРСТВО  Василисы  Премудрой

         

 

Материалы: 1) два  комплекта  карточек  с  пословицами: в первом  комплекте  первые  части  пословиц, во втором  комплекте – вторые.             2) карточки  с  кроссвордами. 3)  загадки.

Василиса  Премудрая: Много   на  свете  изучила я разных  премудростей, училась  у  народа  русского  да  иноземного. Хочу  я  знать, есть  ли  среди  вас, равный мне  в  познаниях.

1. Вот  вам  несколько  пословиц, а  средь  них  есть  путаные – вроде  те, да  не  те. Вы  пословицы  составьте, а  напутанные  исправьте. (Приложение 2)

2. Люблю  я  премудрости, за  то  и  зовут  меня  Василисою  Премудрой. Отгадайте  мои  кроссворды!

А) Отгадайте кроссворд – и  по  диагонали  вы  найдёте  название  «цветка  печали» (фиалка);(Приложение  3).

3. Конкурс  загадок – дополнительный.  (Вводится  в  том  случае, если  следующая станция  ещё  не  освободилась. В  этом  случае  дополнительные  баллы  за  загадки  начисляются  за  выигранное  командой  дополнительное  время). (Приложение  4)

 

ЦАРСТВО  Ивана – царевича

Материалы: 1) два  комплекта  карточек  с  народными  приметами: в первом  комплекте  первая  часть  примет, во втором  комплекте – вторая.             2)  загадки.

Иван – царевич:  

1. Долго  я  ездил по  белу  свету  в  поисках  Василисы  Премудрой, за  это  время  всё  переменилось. Часть  земель  от  нашей  губернии  отрезали, а  другую  часть  присоединили. Так  что, я  возвратясь  в  родную  землю, не  могу   понять, где  её  границы  находятся – Соловей – разбойник  пограничные  столбы  посшибал. Помогите  мне  разобраться, где  наше  селение, а  где  заграничное.

Карточка: выбрать  из  названий  районных  центров, те, которые  находятся  на  территории  Алтайского  края: Володарск, Солонешное, Троицкое, Ковернино, Поспелиха, Краснощёково, Мантурово, Мамонтово, Навашино, Ребриха, Сокольское, Советское, Муром, Алатырь, Тогул, Целинное, Баево.

2. В  пути  своём  много  всего  повидал  я, о  многом  понаслышался. Встречал  я  и  мудрых  людей, они-то  и  поведали  мне  сокровенные  тайны – от  чего  беречься, да  как  ненастье  опередить. Вот  и  вы  угадайте – какая  примета  народная  к  какому  ненастью, а я  посмотрю.

Много  желудей  на  дубу - / к  лютой  зиме.

Волки  воют  около  жилья - /к  морозу.

Кошка  жмётся  к  печке - / к  морозу.

Сосульки  длинные - / весна  долгая.

Воробьи  купаются  в  пыли - / к  дождю.

Муравьи  прячутся - / к  дождю.

Вокруг  луны  туманный  круг - /к  метели.

3. Дополнительный  конкурс  загадок.

ЦАРСТВО  Серого  волка

Материалы: 1) картинки  животных  Алтайского  края. 2)  Картинки  дикорастущих  пищевых  и  ядовитых  растений.

 Серый  волк:  Много  мы  с  Иваном – царевичем  избегали  лесов, пока  искали  Василису  Премдрую.  Много  зверей  и  птиц  повидали.  А  питались  иной  раз  травой  лесной  да  полевой, и  не  сдобровать  бы  Ивану – царевичу, если  б не  подсказал  я  ему, какие  растения  ядовиты.

1. Выберите  на  картинках  животных, обитающих  в нашем  крае.

2. Отделите  ядовитые  растения  от  пищевых.

(данный   конкурс  также  можно  проводить  с  изображением  растений  или  с  гербарием)

3. Дополнительный  конкурс  загадок.

 

ЦАРСТВО    Кощея  Бессмертного

 

 

 

 

 

Материалы: 1) текст  рассказа  с «ловушками»;  2) «чёрный  ящик» с  рукавами, в  нём  предметы  природного  и  неприродного  происхождения;  3) «знахарские»  и  «колдовские»  принадлежности  природного  происхождения: пучок  синеголовника (в  народе  его  называют  «чертогон»), белемниты («чёртовы  пальцы»), орех чилим, можно  также  включить  в  этот  список  перья  птиц, кусочки  меха  животных, черепа  животных, камни  и  т.д.

Кощей  Бессмертный:  1. Расскажу  я  вам  о  царстве  моём, а  вы  ответьте, что  явь, а что  ложь  из  чудес, что  я  видал. А  не  скажете – не  выпущу  вас  из  царства  моего.

Царство  моё  огромное: столько  чудес  в  нём, что  я  совсем  с  толку  сбился.

Вот  взять  хотя  бы  бабку  мою. Пряла она  одежды  змеиные – из  змей  ядовитых. Пойдёт, бывало, в  лес, в  место  сырое, заветное, а  там  клубки  гадючьи  лежат (1). Соберёт  их   бабка  моя  в  короб,   да  и  напрядёт  из них  одежд  змеиных. Одежды  эти, говорят, колдовскими  чудодейственными  свойствами  обладали. Я  же, сколько  не  искал  того  места, - до  сих  пор  не  найду. Есть   ли  оно  в  самом  деле? А  у  Кикиморы  моей  на  болоте  пни  светятся. Она  говорит, что  это  оттого, что  их  кора, пропитанная  болотными  газами, лунный  свет  отражает (2). Есть  у  ней  ещё  одна  диковинка  -  трава  хищная: схватит  муху  и  съест её (3)!   Много   водится  в  моём  царстве зверей  и  птиц  чудных. Вот  одна  такая  птица – поймает  змею  за  голову  и  летит  с  ней  к  своему  гнезду (4) – сколько  раз  видел! А  в  буреломе, где  ещё  папоротник  цветёт (5), на  древнем  дубе  есть  гнездо  аиста, но  не  белого, привычного  людскому  глазу, а  чёрного (6)!. Или  вот  ещё: есть  в  моём  царстве  птичка, что  свою  добычу  на  шип  насаживает (7). Идёшь, бывало, по  лесу, а  на  шипу – мышь  «казнённая». В  глухих  тёмных  берёзовых (8)  лесах  живут  медведи, лисы  и  волки. Большие  старые  медведи   забираются  на  вековые  ели (9)  и  высматривают  с  них  добычу  - зайцев, куропаток (10) и  мёд. А  волки  повадились  таскать  козлят  из  моего  стада. Мало  того, что  козодои  всё  молоко  козье  выдоили (11), так  тут  ещё  эта  серая  напасть! Ничего  поделать не  могу с  ними, ведь  один  я  тут, одинёшенек! Да  и  стар  стал, хоть  и  бессмертный!

Иногда  сижу  в  своём  одиночестве  и  понять  не  могу – явь  всё  это  или  грёзы? Помогите  вы  мне, растолкуйте, что  к  чему? (ответы – Приложение 5 )

2. Много  в   моём  царстве   добра. Храню  я  его  в  заветном  коробе  за  семью  замками. Дарить – не  дарю, показывать – не  показываю, а  потрогать  можно. Угадайте, что  в  моём  коробе?  (предлагается  «чёрный  ящик»  с  двумя  рукавами; в  ящике  находятся  предметы  природного  и  неприродного  происхождения)

3. Есть  у  меня  и  вещи, в  знахарстве  пригодные.  Не  выпущу  вас, пока  не  назовёте  всех!

 

Приложение 1

маршрутный  лист

Название  станции

Максимальное  кол-во  баллов  на  станции

Оценка  за  ответы  команде

1. Царство  Василисы  Премудрой

1. Пословицы – 7 б;

 

2. Кроссворд – 6 б;

 

3. Загадки – 5 б

 

 Max – 18 баллов.

 

2. Царство  Ивана – царевича

1. Знание  карты Алтайского  края – 10б;

 

2. Приметы – 7 б;

 

3. Загадки – 5 б.

 

Max – 22 балла.

 

3. Царство  Серого  волка

 

1. Животные  Алтайского  края – 5 б;

 

2. Знание  ядовитых  растений – 5 б;

 

3. загадки – 5 б.

 

Max – 15 баллов.

 

4. Царство  Кощея  Бессмертного

1. Рассказ –путаница – 11 баллов;

 

2. предметы из «чёрного ящика» - 4 б;

 

3. Загадки – 5 б

 

Max – 20 баллов.

 

ИТОГО: _______________________  МЕСТО: __________________________

Приложение  2


Пословицы:

1. Куда  река  пошла, / туда  и  русло  будет.

2. Майская  травка / и  голодного  кормит.

3. Одна  майская  роса / коням  лучше  овса.

4. Май  холодный / - год  хлебородный.

5. Одна  ласточка / весны  не  делает.

6. Лето  родит, / а  не  поле.

7. Роса  да  туман / живут  по  утрам.

8. Весной  дождь  парит, / а  осенью  мочит.

9. Был  бы  сокол, / а  вороны  налетят.

10. Где  цветок, / там  и  медок.

11. На  трусливого / и  уж – змея.

12. Быстрая  вода / до  моря  не  доходит.

13. С   виду  орёл, / а  умом  тетеря.

14. Пуганая  ворона / и  куста  боится.

15. Чтобы  рыбку  съесть, / надо  в  воду  лезть.

16. Земля – тарелка: / что  положишь, то  и  возьмёшь.

17. Один  гусь / травы  не  вытопчет.

18. Два  друга / мороз  да  вьюга.

19. Не  было  бы  снегу - / не  было  бы  следу.

20. Где  мёд - /там  и  мухи.


 

 

Путаные  пословицы:

1. Что  посеешь, / то  и  поешь.

2. За  двумя  лосями  погонишься – / ни одного  не  поймаешь.

3. Яблоко  от  ягодки / недалеко  падает.

4. Чем  дальше  в  лес, / тем  меньше  дров.

5. Назвался  шишкой - / полезай  в  кузов.

 

 

Приложение  3

А) Отгадайте  кроссворд – и по диагонали  вы  найдёте  название  «цветка  печали».

1

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

1. Рыба, встречающаяся  только  в очень  чистых, быстрых  реках. В  её  видовом  названии  фигурирует  явление  природы, встречающееся  после  дождя  при  солнечной погоде. 

2. Экзотическое  растение  из  семейства  бобовых. Складывает  листья, если  на  них  подует  ветер  или  сядет  насекомое. Также  его  именем  называют  акацию  серебристую – вестницу  весны.

3. Крупное  листопадное  дерево, дающее  много  тени. Встречается  на  Кавказе  и  в  Средней  Азии. Второе  его  название – чинар.

4. Домашнее  животное.

5. Сладкие  плоды  пальмы.

6. «Девичье»  дерево.

 

 

А) 1. Форель;    2. Мимоза;  3. Платан;  4. Кролик;  5. Финики;  6. Берёза.

 

 

 

 

Приложение  4

Загадки:

1. Бежать, бежать – не  добежать, лететь, лететь – не  долететь (горизонт)

2. Что  в  комнате  не   видишь? (воздух).

3. Без  него  плачемся. А  как  появится – от  него  прячемся. (солнце)

4. день  и  ночь  кричит, а  голос  не  устаёт (водопад)

5. кругом  вода, а  с  питьём  беда (море)

6. что  в  гору  не  выкатить? (вода)

7. Ждали, звали, а  показался – все  прочь  побежали (дождь)

8. какая  река  в  России  называется  по  имени  греческого  бога  любви? (Амур)

9. Никто  не  пугает, а  вся  дрожит (осина)

 

Приложение  5

(1) Действительно, весной, в  период  спаривания, в  сырых  местах  можно  встретить т.н. змеиные  клубки – скопления  по  нескольку  десятков  особей.

(2) Пни  действительно  могут  светиться, но «научное»  толкование  Кикиморы  в  корне  неверно. Чаще  всего  светится  грибница  опёнка, хотя  встречаются  и  флюоресцирующие  бактерии. Кроме  того  т.н. «блуждающие  огоньки»  на  болоте – явление  самовозгорания  метана, выделяющегося  на  болоте  в  процессе  гниения.

(3) Это  росянка.

(4) Змееяд.

(5) Папоротник  не  может  цвести.

(6) Действительно, есть  такой  вид – чёрный аист.

(7) Это  характерно  для  сорокопутов.

(8) Берёзовые  леса светлые.

(9) Взрослый  медведь  не  может  забраться  на  дерево – он  становится  слишком  грузным.

(10) Зайцы  и  куропатки  - слишком  подвижные  животные  для  того, чтобы  быть  пойманными  медведем.

(11) Козодои  не  доят  коз. Это  народный  вымысел. Козодои  кружатся  над  стадами  копытных  из-за  мошкары, а  не  из-за  молока.

 

 

 

Используемая  литература:

1. Опыт  работы  Движения  дружин  по  охране  природы  в  экообразовании. Сборник  методических  материалов. – Новосибирск, 2000 – 202с.

2. Н.А.Касаткина. Нестандартные уроки  и  мероприятия. Биология. 6-7 классы. –Волгоград, 2008 – 154с.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Экологическая игра "Четыре царства" (5-8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Данный   конкурс – игра «Четыре  царства» рассчитан  на  детей  среднего  школьного  возраста. Конкурс  ориентирован  на  знание  природы  и  географии  родного  края, а  также  поверий  русского  народа. Краеведческая  направленность  конкурса  обусловила  специфику  изложения  ниже  приведённого  материала.

     Конкурс может  быть  проведён  как  в  помещении, так  и  на  природе. «Четыре  царства» - это  четыре  станции. Участникам  конкурса  выдаются  маршрутные  листы, где  указаны  название  команд  и  порядок  прохождения  ими  всех  станций. В этих  маршрутных  листах  жюри  будет  проставлять  баллы, набранные  командой. После  того, как  команды  пройдут  все  станции, они  должны  будут  собраться  все  вместе  для  подведения  итогов  конкурса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 666 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 885
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 395
    • DOCX 354.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черемискина Ольга Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черемискина Ольга Фёдоровна
    Черемискина Ольга Фёдоровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6711
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе