Министерство
просвещения
Приднестровской
Молдавской Республики
МУ «УНО г. Тирасполь»
Конкурсная
работа
для презентации на городском уровне по проблеме
«Образовательное учреждение – здоровьесберегающее пространство»
Чеботарёва Алла
Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «ТСШ №18»
Тема конкурсной работы:
«Эффективные здоровьесберегающие
технологии в начальной школе – основа
успешного развития личности учащегося»
Структура
проекта:
1.Актуальность проблемы.
2.Цель и задачи проекта.
3.Предмет проектной деятельности.
4.Этапы работы над проектом:
а) аналитико-информационный;
б) организационно-внедренческий;
в) корректировочный;
г) обобщающий.
5.Заключение.
1.Актуальность проблемы.
Проблема воспитания здорового поколения в современных условиях
приобретает всё большую актуальность. Ухудшение состояния вызывают многие
причины - гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной
среды, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и
здоровью своих детей, учебные перегрузки. Ребёнок в течение 11 лет почти 40%
своего рабочего времени проводит в школе, а с учётом занятий в учреждениях
дополнительного образования и выполнения домашних заданий его занятость
различными видами учебной деятельности составляет 60-70 % всего времени. Модернизация
образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, компетентного,
творчески мыслящего человека. Как выполнить эту задачу и при этом сохранить
здоровье детей? Ведь здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового
подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском
возрасте. Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает
в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного
здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму, счёту. Начальной
школе в этом отводится значительная роль, так как через неё проходят все
ученики. Именно в начальной школе формируются не только функциональная
грамотность, но и культура учебного труда, основные навыки здорового образа
жизни, комфортный морально- психологический климат и позитивное отношение детей
к школе. Работа школы будет наиболее эффективной, если образовательный процесс
строится на основе здоровьесберегающих технологий.
Школа является основным информационным и организующим
центром по пропаганде здорового образа жизни. Поэтому её роль в сохранении и
укреплении здоровья подрастающего поколения является определяющей. Осознавая
серьёзность данной проблемы на основании городской целевой программы «
Образование и здоровье» в 2006 году в МОУ « ТСШ №18» была разработана
комплексно - целевая программа « Образование и здоровье» на 2006-2009 г. Её
основной целью является формирование в школе здоровьесберегающего пространства
(см. приложение №1). Одним из его элементов является образовательный процесс в
3 «А» классе. В списочном составе класса 9 мальчиков и 21 девочка. Из них практически
здоровы: 1 группа-17 детей (57%), 2 группа- 10 детей (33%) (функциональные
отклонения, под наблюдением различных специалистов); имеют хронические заболевания:
3 группа-3 детей (10%),4 группа-0 детей.27 учащихся обучаются в основной группе
по физкультуре, 3- в подготовительной. Спортивные секции посещают 9 ребят,
ещё 4 - занимаются хореографией. Класс обучается во 2 смену. Поэтому под особым
контролем находится зрение учащихся. К сожалению, за 3 года обучения в школе острота
зрения снизилась у 5 учащихся (16%). В связи с этим возникла острая
необходимость в регулярном проведении гимнастики для глаз, позволяющей
укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими
заболеваниями. Современные младшие школьники чрезмерно подвижны, внимание у них
неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. У ребят повышенная
утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Именно
здесь мне приходит на помощь игра. Игры – хороший отдых между уроками. Они
снимают усталость, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние
и повышают работоспособность. Полезны обучающие игры в процессе учебных занятий.
Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать
новые знания, заставляя мыслить. Игра требует от детей сообразительности,
внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение,
воспитывает чувство коллективизма. Дети всегда запомнят лучше то, что
интересно, динамично. Знания становятся личностно значимыми, дают возможность
ощутить радость успеха. А положительная эмоциональная атмосфера в классе
позволяет детям комфортно чувствовать себя в школьном коллективе, способствует
сохранению и укреплению здоровья ребят. Проблема укрепления и сохранения
здоровья пробудила у меня желание создать на уроках условия, позволяющие
отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся. Основным условием
является внедрение в образовательный процесс эффективных здоровьесберегающих
технологий. В связи с этим я разработала соответствующий проект.
2.Цель проекта:
Изучить влияние эффективных здоровьесберегающих
образовательных технологий на развитие личности учащихся на примере начальной
школы.
Задачи проекта:
- изучить банк данных по эффективным здоровьесберегающим
технологиям;
- внедрение элементов образовательных технологий и частных
педагогических методик в образовательный процесс;
- мониторинг результатов деятельности учащихся и развития
ученического коллектива;
- сформировать авторскую модель образовательных технологий
с учётом особенностей коллектива класса и индивидуальных особенностей личности
учащихся.
3.Предмет проектной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии (см. приложение №2) – это
система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающие условия жизни
ребенка, воздействующие на здоровье. Они включают как минимум три составляющие:
санитарно- гигиенические, медико- профилактические и педагогические
технологии. Большой интерес вызывают педагогические технологии повышения
работоспособности учащихся. К ним относятся: 1)технология адаптивного усвоения
учебного материала, естественная познавательная деятельность учащихся с
использованием игротренинговых методик; 2)технология развития познавательной
активности, учебной мотивации; 3)технология моделирования содержания обучения
для учащихся с различными уровнями работоспособности; 4)личностно
ориентированные технологии психотерапевтической направленности для формирования
комфортных способов взаимоотношений между учащимися.
Одним из необходимых условий эффективности внедрения
здоровьесберегающих технологий является диагностика потребностей учащихся в
гигиеническом воспитании и обучении. От организации гигиенических условий
обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о
гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. При
изучении информационных потребностей младших школьников были выявлены основные
тематические разделы, требующие особого внимания в процессе гигиенического
образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание. Таким
образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья
учащихся начальных классов должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее
их реальные потребности. В условиях начальной школы особое внимание должно быть
обращено на снижение « цены» адаптации ребенка к школьному обучению,
формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу
жизни.
Поэтому ещё в начальном звене школы необходимо научить
детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную
нам. Помочь сформировать у ребёнка основы физиологической, физической,
психической и интеллектуальной культур.
4.Этапы работы над проектом:
а) аналитико-информационный.
Для реализации 1 этапа проведено комплексное системное
изучение состояния физического развития, уровень физической подготовки и
воспитания; уровень развития физической культуры; уровень учебной и других
нагрузок на организм; состояние микроклимата в школе и дома. Составлен банк
данных о состоянии здоровья учащихся. Заполнен паспорт здоровья. Исследование
проводится ежегодно, а динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся
осуществляется в течение всего учебного года. Намечены пути повышения эффективности
обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья.
б) организационно – внедренческий.
Для решения проблемы здоровьесбережения в нашей школе созданы
необходимые условия для соблюдения санитарно–гигиенических норм.
Организационно–педагогическое сопровождение обеспечивается нормативными актами
школы, в том числе 14 имеющими прямое отношение к проблеме здоровьесбережения.
Успешное решение учебно – воспитательных задач и
сохранение здоровья учащихся невозможно без применения здоровьесберегающих технологий,
которые включают в себя комплекс мер по профилактике заболеваемости, сохранению
и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Работа
организована по нескольким направлениям:
1) профилактика и коррекция нарушений зрения;
2)профилактика и коррекция психоневрологических нарушений;
3)профилактика и коррекция нарушений опорно- двигательного
аппарата;
4) .комплекс общеоздоровительных мероприятий:
в) корректировочный.
Этот этап включает корректировку по следующим направлениям:
законотворчество; приобретение знаний и овладение умениями, способность
применять полученные знания; повышение социального престижа здорового образа
жизни, воздействие на интересы людей с целью пропаганды и рекламы здорового
образа жизни.
г) обобщающий.
На данном этапе осуществляется разработка авторской модели
образовательных технологий, направленной на формирование и воспитание полноценной
личности ребенка, скорректированной с учётом его интеллектуальных и
физических возможностей, рекомендаций психологов и врачей, специфики
взаимодействия с семьёй ребёнка. Поэтому цели и задачи воспитания должны быть
едиными для учителей и родителей.
Составляющие успеха работы с семьёй: систематичность и
последовательность работы, индивидуальный подход к ребёнку, учёт интересов
семьи, взаимная помощь и взаимное доверие педагогов и родителей. При этом
работа с семьёй включает: целенаправленную санитарно – просветительскую
работу, ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в школе,
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей,
обучение родителей методам и приёмам оздоровления детей, вовлечение родителей в
пропаганду здорового образа жизни (их активное участие в спортивных
соревнованиях, выходах на природу совместно с классом, встречи с медицинскими
работниками и выдающимися спортсменами и др.).
Учебный день школьников насыщен значительными умственными и
эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в
статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить утомление
можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.
Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности,
использовать всевозможные средства восстановления работоспособности (см.
приложение №3).
Однообразие вызывает на уроках скуку. Это не способствует
выработке положительной мотивации и познавательной активности у детей.
Необходима радостно- ненапряженная обстановка на занятиях, что в определённой
степени зависит от внутренней свободы каждого ребёнка. В состоянии релаксации
дети легче и прочнее усваивают знания. Снять напряжение с нервной системы
ребёнка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его
работоспособность, помогает система расслабляющих упражнений.
Занимательные задания способствуют увеличению темпа
выполнения учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную
работу и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. Они
позволяют систематизировать знания, способствуют развитию творческого
воображения, внимания, памяти и мышления учащихся. Хорошо усвоенный на уроках
материал даёт возможность снизить объём домашнего задания, вырабатывает
привычку слушать, запоминать на уроках, чтобы домашнее время могло быть
потрачено на увлечения и активный отдых. Результат нашей совместной работы –
удовольствие, с которым ребята берутся за самые сложные задания и желание хорошо
учиться дальше.
С каждым учебным годом материал усложняется, и моя задача
активизировать познавательную деятельность учеников. С этой целью веду курс
«Развитие познавательных способностей» - один раз в неделю обучающий
развивающий урок, который у ребят любимый. На занятии провожу упражнения на
развитие внимания, восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти и
логического мышления. Я стараюсь строить занятия так, чтобы интерес у ребят
не угас. Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу
детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием
задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп
выполнения. В процессе развития творческих способностей детей необходимо
стимулировать самостоятельность младших школьников, формировать у них
устойчивые творческие интересы.
Таким образом, тесное сотрудничество с родителями и комплексное
использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать
утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою
очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
5.Заключение.
Промежуточные результаты реализации проекта по
использованию эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий
свидетельствуют о том, что направление работы выбрано верно. Так общая заболеваемость
в классе снизилась на 24%, а количество простудных заболеваний сократилось на 37%,
не прогрессируют хронические заболевания. По результатам медицинского осмотра у
40% учащихся уровень физического развития выше среднего, у 57% учащихся –
средний и у 3% - ниже среднего. 70% учащихся класса охвачены горячим питанием.
Несмотря на усложнение программного материала из года в год остаются
стабильными успеваемость - 100% и качество знаний - 97%. Ученический коллектив
признан победителем в школьном конкурсе «Лучший класс года». Ученики 3 «А»
класса заняли 67% призовых мест в школьных олимпиадах, выросла
работоспособность учащихся. Улучшился уровень просвещенности родителей по
вопросам здоровьесбережения. Возросла активность родителей в общешкольных
мероприятиях. В спортивных соревнованиях участвовали 9 родителей. На
интеллектуальном «Брэйн-ринге» команда родителей 3 «А» класса (6 чел.) одержала
победу. В конкурсе «Папа, мама, я - дружная семья» от нашего класса приняли
участие 3 семьи, одна из которых заняла 1 место (см. фото-приложения №4). В
гостях у ребят побывала Заслуженный мастер спорта, многократный чемпион и
призёр чемпионатов Мира и Европы по борьбе, участник 27 Олимпийских Игр в
городе Сиднее Кристя Людмила (родительница). После встречи с ней класс принял
решение: «Равняться на чемпиона». Урок физкультуры стал любимым, его
посещаемость составляет 100%. По исследованиям психологической службы школы
степень комфортности в классе и в школе у учащихся 3 «А» класса – высокая.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.