Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЭффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе – основа успешного развития личности учащегося

Эффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе – основа успешного развития личности учащегося

Скачать материал

Министерство просвещения

Приднестровской Молдавской Республики
МУ «УНО г. Тирасполь»

 

 

 

 

 

Конкурсная работа
для презентации на городском уровне по проблеме
«Образовательное учреждение – здоровьесберегающее пространство»

 

 

 

Чеботарёва Алла Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «ТСШ №18»
Тема конкурсной работы:
«Эффективные здоровьесберегающие
технологии в начальной школе – основа
успешного развития личности учащегося»

 


Структура проекта:

1.Актуальность проблемы.

2.Цель и задачи проекта.

3.Предмет проектной деятельности.

4.Этапы работы над проектом:

а) аналитико-информационный;

б) организационно-внедренческий;

в) корректировочный;

г) обобщающий.

5.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 


1.Актуальность проблемы.

  Проблема  воспитания здорового поколения в современных условиях приобретает всё большую актуальность. Ухудшение состояния вызывают многие причины - гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей, учебные перегрузки. Ребёнок в течение 11 лет почти 40%  своего рабочего времени проводит в школе, а с учётом занятий в учреждениях дополнительного образования и выполнения домашних  заданий его занятость различными видами учебной деятельности составляет 60-70 % всего времени. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, компетентного, творчески мыслящего человека. Как выполнить эту задачу и при этом сохранить здоровье детей? Ведь здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте. Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому  методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму, счёту. Начальной школе в этом отводится значительная роль, так как через неё проходят все ученики.  Именно в начальной школе формируются не только функциональная грамотность, но и культура учебного труда, основные навыки здорового образа жизни, комфортный морально- психологический климат и позитивное отношение детей к школе. Работа школы будет наиболее эффективной, если образовательный процесс строится на основе здоровьесберегающих технологий.

Школа является основным информационным и организующим центром по пропаганде здорового образа жизни. Поэтому её роль в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения является определяющей. Осознавая серьёзность данной проблемы на основании городской целевой программы « Образование и здоровье» в 2006 году  в  МОУ « ТСШ №18» была разработана комплексно - целевая программа « Образование и здоровье» на 2006-2009 г. Её основной целью является формирование в школе здоровьесберегающего пространства (см. приложение №1). Одним из  его элементов является образовательный процесс в 3 «А» классе. В списочном составе класса 9 мальчиков и 21 девочка. Из них практически здоровы: 1 группа-17 детей (57%), 2 группа- 10 детей (33%) (функциональные отклонения, под наблюдением различных специалистов);   имеют хронические заболевания:   3 группа-3 детей (10%),4 группа-0 детей.27 учащихся обучаются в основной группе по физкультуре, 3- в подготовительной.  Спортивные секции посещают  9 ребят, ещё 4 - занимаются хореографией. Класс обучается во 2 смену. Поэтому под особым контролем находится зрение учащихся. К сожалению, за 3 года обучения в школе острота зрения снизилась у 5 учащихся (16%). В связи с этим возникла острая необходимость в регулярном проведении гимнастики для глаз, позволяющей укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями. Современные младшие школьники чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. У ребят повышенная утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Именно здесь мне приходит на помощь игра. Игры – хороший отдых между уроками. Они снимают усталость, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Полезны обучающие игры в процессе учебных занятий. Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя мыслить. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, воспитывает чувство коллективизма. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно, динамично. Знания становятся личностно значимыми, дают возможность ощутить радость успеха. А положительная эмоциональная атмосфера в классе позволяет детям комфортно чувствовать себя в школьном коллективе, способствует сохранению и укреплению здоровья ребят. Проблема укрепления и сохранения здоровья пробудила у меня желание создать на уроках условия, позволяющие отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся. Основным условием является внедрение в образовательный процесс эффективных здоровьесберегающих технологий. В связи с этим я разработала соответствующий проект.

2.Цель проекта:

Изучить влияние эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий на развитие личности учащихся на примере начальной школы.

   Задачи проекта:

- изучить банк данных по эффективным здоровьесберегающим технологиям;

- внедрение элементов образовательных технологий и частных педагогических методик в образовательный процесс;

- мониторинг результатов деятельности учащихся и развития ученического коллектива;

- сформировать авторскую модель образовательных технологий с учётом особенностей коллектива класса и индивидуальных особенностей личности учащихся.

3.Предмет  проектной  деятельности.

  Здоровьесберегающие технологии (см. приложение №2) – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающие условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Они включают как минимум три составляющие: санитарно- гигиенические, медико- профилактические и  педагогические технологии. Большой интерес вызывают педагогические технологии повышения работоспособности учащихся. К ним относятся: 1)технология адаптивного усвоения учебного материала, естественная познавательная деятельность учащихся с использованием игротренинговых методик; 2)технология развития познавательной активности, учебной мотивации; 3)технология моделирования содержания обучения для учащихся с различными уровнями работоспособности; 4)личностно ориентированные технологии психотерапевтической направленности для формирования комфортных способов взаимоотношений между учащимися.

Одним из необходимых условий эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий является диагностика  потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. При изучении информационных потребностей младших школьников были выявлены основные тематические разделы, требующие особого внимания в процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание. Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья учащихся начальных классов должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности. В условиях начальной школы особое внимание должно быть обращено на снижение « цены» адаптации ребенка к школьному обучению, формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни.

Поэтому ещё в начальном звене школы необходимо научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам. Помочь сформировать у ребёнка основы физиологической, физической, психической и интеллектуальной культур.

4.Этапы работы над проектом:

а) аналитико-информационный.

 Для реализации 1 этапа проведено комплексное системное изучение состояния  физического развития, уровень физической подготовки и воспитания; уровень развития физической культуры; уровень учебной и других нагрузок на организм; состояние микроклимата в школе и дома. Составлен банк данных о состоянии здоровья учащихся. Заполнен паспорт здоровья. Исследование проводится ежегодно, а динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся осуществляется в течение всего учебного года.  Намечены пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья.

б) организационно – внедренческий.

Для решения проблемы здоровьесбережения  в нашей школе созданы необходимые условия для соблюдения санитарно–гигиенических норм. Организационно–педагогическое сопровождение обеспечивается нормативными актами школы, в том числе 14 имеющими прямое отношение к проблеме здоровьесбережения.

 Успешное решение учебно – воспитательных задач и сохранение здоровья учащихся невозможно без применения здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя комплекс мер по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Работа  организована по нескольким направлениям:

1) профилактика  и коррекция нарушений зрения;

2)профилактика и коррекция психоневрологических нарушений;

3)профилактика и коррекция нарушений опорно- двигательного аппарата;

4) .комплекс общеоздоровительных мероприятий:

в) корректировочный.

Этот этап включает  корректировку по следующим  направлениям: законотворчество; приобретение знаний и овладение умениями, способность применять полученные знания;  повышение социального престижа здорового образа жизни, воздействие на интересы  людей с целью пропаганды и рекламы здорового образа жизни.

г) обобщающий.

На данном этапе осуществляется разработка авторской модели образовательных технологий, направленной на формирование и воспитание полноценной личности ребенка, скорректированной с учётом его интеллектуальных и физических   возможностей, рекомендаций психологов и врачей, специфики взаимодействия с семьёй  ребёнка. Поэтому цели и задачи  воспитания должны быть едиными для учителей и родителей.

 Составляющие успеха работы с семьёй: систематичность и последовательность работы, индивидуальный подход к ребёнку, учёт интересов семьи, взаимная помощь и взаимное доверие педагогов и родителей. При этом работа с семьёй включает: целенаправленную санитарно – просветительскую работу,  ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в школе, ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей, обучение родителей методам и приёмам оздоровления детей, вовлечение родителей в пропаганду здорового образа жизни (их активное участие в спортивных соревнованиях, выходах на природу совместно с классом, встречи с медицинскими работниками и выдающимися спортсменами и др.).

Учебный день школьников насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности (см. приложение №3).

Однообразие вызывает на уроках скуку. Это не способствует выработке положительной мотивации и познавательной активности у детей.  Необходима радостно- ненапряженная обстановка на занятиях, что в определённой степени зависит от внутренней свободы каждого ребёнка. В состоянии релаксации дети легче и прочнее усваивают знания. Снять напряжение с нервной системы ребёнка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособность, помогает система  расслабляющих упражнений.

Занимательные задания способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. Они позволяют систематизировать знания, способствуют развитию творческого воображения, внимания, памяти и мышления учащихся.  Хорошо усвоенный на уроках материал даёт возможность снизить объём домашнего задания, вырабатывает привычку слушать, запоминать на уроках, чтобы домашнее время могло быть потрачено на увлечения и активный отдых.  Результат нашей совместной работы – удовольствие, с которым ребята берутся за самые сложные задания и желание  хорошо учиться дальше.

С каждым учебным  годом материал усложняется, и моя задача активизировать познавательную деятельность учеников. С этой целью веду курс «Развитие познавательных способностей» - один раз в неделю обучающий развивающий урок, который у ребят любимый. На занятии провожу упражнения на развитие внимания, восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти и логического мышления. Я стараюсь строить занятия так, чтобы  интерес  у ребят не угас. Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения. В процессе развития творческих способностей детей необходимо стимулировать самостоятельность младших школьников, формировать у них устойчивые творческие интересы.

Таким образом, тесное сотрудничество с родителями и комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

5.Заключение.

Промежуточные результаты реализации проекта по использованию эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий свидетельствуют о том, что направление работы выбрано верно. Так общая заболеваемость в классе снизилась на 24%, а количество простудных заболеваний сократилось на 37%, не прогрессируют хронические заболевания. По результатам медицинского осмотра у 40% учащихся уровень физического развития выше среднего, у  57% учащихся – средний и у 3% - ниже среднего. 70% учащихся класса охвачены горячим питанием. Несмотря на усложнение программного материала из года в год остаются стабильными успеваемость - 100% и качество знаний - 97%. Ученический коллектив признан победителем в школьном конкурсе «Лучший класс года». Ученики  3 «А» класса заняли 67% призовых мест в школьных олимпиадах, выросла работоспособность учащихся. Улучшился уровень просвещенности родителей по вопросам здоровьесбережения. Возросла активность родителей в общешкольных мероприятиях. В спортивных соревнованиях участвовали 9 родителей. На интеллектуальном «Брэйн-ринге» команда родителей 3 «А» класса  (6 чел.) одержала победу. В конкурсе «Папа, мама, я - дружная семья» от нашего класса приняли участие 3 семьи, одна из которых заняла 1 место (см. фото-приложения №4). В гостях у ребят побывала Заслуженный мастер спорта, многократный чемпион и призёр чемпионатов Мира и Европы по борьбе, участник 27 Олимпийских  Игр в городе Сиднее Кристя Людмила (родительница). После встречи с ней класс принял решение: «Равняться на чемпиона». Урок физкультуры стал любимым, его посещаемость составляет 100%. По исследованиям психологической службы школы степень комфортности в классе и в школе у учащихся 3 «А» класса – высокая. 

 




Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Эффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе – основа успешного развития личности учащегося"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конкурсная работа
для презентации на городском уровне по проблеме
«Образовательное учреждение – здоровьесберегающее пространство»

 

 

 

Чеботарёва Алла Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «ТСШ №18»
Тема конкурсной работы:
«Эффективные здоровьесберегающие
технологии в начальной школе – основа
успешного развития личности учащегося»

 

Структура проекта:

1.Актуальность проблемы.

2.Цель и задачи проекта.

3.Предмет проектной деятельности.

4.Этапы работы над проектом:

а) аналитико-информационный;

б) организационно-внедренческий;

в) корректировочный;

г) обобщающий.

5.Заключение.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 243
    • DOCX 4.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чеботарёва Алла Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чеботарёва Алла Владимировна
    Чеботарёва Алла Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 38
    • Всего просмотров: 571294
    • Всего материалов: 151

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе