Эффективные
образовательные технологии организации воспитательной работы
Е.Ю. Конова,
Воспитатель группы продленного дня
средней школы №62.
В настоящее время
большое значение уделяется проблемам формирования компетенций
учащихся. Одним из способов такого формирования является метод проектов.
В начальной школе
о реализации метода проектов в полном его понимании говорить не приходится.
Скорее всего, это метод проектной – исследовательской деятельности.
“Все, что я
познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
– вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная
деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода
проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая
направленность на результат, который можно получить при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Метод проектов
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка
времени.
Требования к
учебному проекту:
Необходимо наличие
социально значимой задачи (проблемы).
Выполнение проекта
начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с
проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и
формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная
разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием
выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект
обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом,
отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем
будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы
над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт, который должен
быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство
решения проблемы. Защита проекта.
Этапы проектной
деятельности младших школьников:
Название этапа
|
Суть деятельности
|
Формы работы
|
Погружение в
проект.
|
Выбираются и
формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности
учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.
|
-Создание
проблемной ситуации
-Мозговой штурм
|
Организационный.
|
Выбираются и
организуются группы участников проекта, определяются направления работы,
формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников
информации по каждому направлению.
|
Групповая работа
|
Осуществление
деятельности.
|
Поиск
необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений,
необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на
этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение
опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
|
Исследовательская
работа
|
Обработка и
оформление результатов проекта (презентация).
|
Определяются
способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие
проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение
планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ
решения проблемы.
|
Групповая и
индивидуальная работа
|
Обсуждение
полученных результатов (рефлексия).
|
Результаты
представляются в виде творческой работы. Участники обсуждают и анализируют
полученную информацию, делятся мнениями. Обсуждаются выдвинутые гипотезы,
возможные пути применения полученных результатов на практике.
Рефлексия и
самооценка работы.
|
-Диспут
-Научная
конференция
-Деловая игра
|
Проектная
деятельность учащихся позволяет формировать ключевые компетенции: коммуникативные;
информационные; компетенции личностного самосовершенствования; ценностно-смысловые;
учебно-познавательные; общекультурные; социально-трудовые.
Реализация метода
в практической деятельности
Работая в группе
продленного дня по методу проектной деятельности, я стремлюсь к формированию значимых
компетенций учащихся. В частности изготовление различных поделок учащимися
способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей, формирует
навыки рукоделия. Младшие школьники учатся в процессе выполнения проекта
договариваться и приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять
поиск необходимой информации; адекватно оценивать результаты своей
деятельности. У них формируются чувство прекрасного и эстетические чувства.
На занятиях мы
работаем по следующим темам проектов:
«Начала макраме»; «Такие
разные нити и веревочки», «Мягкая игрушка своими руками».
О последнем
проекте я расскажу более подробно.
На первом этапе
работы была обозначена социально значимая задача (проблема): необходимость
научиться создавать своими руками наших лучших друзей – мягкие игрушки.
Выполнение проекта
началось с планирования действий по разрешению проблемы. Ребята распределились
в группы, распределили обязанности, договорились о способах и методах работы,
определили вид продукта и формы презентации.
Следующий этап
деятельности учащихся - поиск информации (выбор вида игрушки, поиск
выкройки), которая затем была обработана, осмыслена и представлена участникам
проектной группы.
Результатом работы
над проектом является готовый продукт – сама игрушка.
Подготовленный
продукт должен быть представлен общественности – это защита проекта с
оппонированием. И на последнем этапе работы над проектом проводится внешняя
оценка и делаются выводы.
При работе над
проектом учащиеся оформляют «Портфолио проекта»:
пояснительная
записка, цель проекта, задачи проекта, условия реализации проекта, планирование
работы над проектом, теоретическая основа по теме проекта, проведение
исследования (если оно есть), продукт проекта, дальнейшее развитие проекта, используемая
литература.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.