«Эффективность урока гуманитарного цикла –
стимул к успеху учителя и ученика»
«Скажи мне и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
От чего зависит эффективность урока?
1) Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям
учитель, а тем, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.
Эффективный урок характеризуется тем, что на таком уроке, при разумной экономии
учебного времени, при активной деятельности всех детей, каждый ученик
приобретает определённую сумму знаний и навыков.
2) Эффективность современного урока основывается на применении новых
форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с
творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание
познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать
ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём
правила.
Залогом успешной речевой активности учащихся являются
нетрадиционные формы уроков, проведение которых дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы
проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Видов нестандартных уроков очень
много: уроки – игры, сказки, состязания, викторины, путешествия, КВН,
праздники, песни, учебное кино, использование интернет ресурсов и компьютерных
программ, интегрированные уроки. Ученики увлечены, их работоспособность
повышается, результативность урока возрастает — вот что важно.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле
деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной
структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее
задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную
деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся,
а, следовательно, и эффективности урока.
Для повышения
эффективности усвоения новых знаний педагог должен в первую очередь избегать
монотонности работы на уроке. Пассивное записывание под диктовку, или слушание
монолога учителя порой на протяжении получаса равносильны пустому
времяпрепровождению. Напротив, каждого учащегося необходимо стимулировать к
активности, рассуждениям, самостоятельному поиску, тогда и знания укоренятся
крепко, и сам урок не будет восприниматься классом как тяжелое время дня,
которое просто надо переждать.
3.
Эффективность урока зависит от использования методических приёмов
1. Например, во время рассказа или лекции
учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными,
они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или
процесса. Такой приём особенно эффективно использовать на уроках русского или
английского языка, при изучении любой новой тем.
2. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием
схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые
обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос,
привлечь внимание к основному содержанию. На уроках русского языка к каждому
правилу составляется схема, алгоритм, буквенная запись правила или краткая
запись правила. Дома, запоминая правило, ученик должен обращаться к
предложенной схеме и наоборот. Это способствует эффективному запоминанию, а не
зазубриванию правил.
3. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа
явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение
учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. Для
формирования логического мышления следует использовать «толстые» вопросы
• дайте объяснение,
почему...
• почему вы думаете...
• почему вы считаете...
• в чем разница...
• предположите, что будет, если...
• что, если...
которые интересны всем детям, потому что дают
возможность даже слабому ученику найти правильный ответ. Чаще такие задачи учителя
решают в начале или в конце урока, на внеклассных мероприятиях и при выполнении
домашних заданий, при подготовке к предметным олимпиадам.
4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала
интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на уроках
учителя уделяют время для сообщений, которые подбирают сами или предлагаю найти
их учащимся.
5. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и
что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только
новое слово, но и его смысловое значение.
6. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой
положительный эффект в большинстве случаев, но затрачивает очень много времени
на подготовку и при использовании его на уроке.
7.Прием адаптации к жизненным ситуациям. .
4) Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса
учащихся.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.
Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных
реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п.
5) Эффективность
урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как
учить? Как учить результативно?
6) От
мастерства и профессионализма учителя (умение выбрать методы,
формы обучения, подобрать средства, умение организовать, умение
импровизировать, уверенность в своих знаниях, настойчивость,
дисциплинированность, творческое начало личности и т.д.)
Какие факторы могут помешать эффективности урока?
- Непродуманность организационных
моментов, этапов урока;
-
неумелое распределение времени на уроке;
-
неумелое использование оборудования;
-
однообразие применяемых методов;
-
слабая материально – техническая база;
-
нарушение учащимися дисциплины;
-
конфликт между педагогом и учащимися;
-
разный темп работы учащихся;
-
разный уровень умственного развития учащихся;
-
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с
учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать
факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг
друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);
-
загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к
уроку);
-
человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все
вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в
первую очередь над устранением данных причин.
В заключении хочу сказать, что
эффективность урока во многом зависит от квалификации
учителя, его умения правильно и творчески
организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, а
также от взаимопонимания с
учениками.
Работа по усовершенствованию языковой, речевой и коммуникативной культуры
должна происходить в единстве с творческой направленностью учителя и
ученика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.