Эффективность использования игр в
учебно-воспитательном процессе
Сущность игры как
одного из видов деятельности обучающихся в том, что в ней отражаются различные
стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, знания об окружающей
действительности. Игра рассматривается как особое отношение личности к
окружающему миру. Использование игры в педагогической работе в значительной
мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы
успешно организовать учебные игры, педагог должен обладать развитым творческим
воображением, запасом знаний и практических умений в области методики игры.
Теоретические идеи
о воспитательном значении игры применительно к детям школьного возраста нашли
своё применение, распространение и подтверждение в практике многих педагогов.
Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось большое
внимание в педагогических трудах выдающихся мыслителей: Песталоцци, Коменского,
Ушинского и др. Большое внимание вопросам изучения учебного содержания игр уделял
В. А. Сухомлинский, который внёс игровое начало во все направления школьной
работы и придавал особое значение вопросам руководства игровыми действиями в
образовательных и воспитательных целях, вводил детей в большой мир с помощью
игры. Также, талантливый педагог использовал игру и на уроке, и во внеклассной
работе, объединяя оба вида деятельности в единое целое.
Игру следует
использовать в качестве дополнительного вспомогательного средства,
активизирующего познавательную деятельность учащихся, способствующего
совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Игра, опирающаяся на
психологические особенности личности подрастающего поколения, значительно
повышает эффективность образовательного и воспитательного воздействия на
учащихся при условии обеспечения продуманного педагогического руководства.
Игровая деятельность открывает перед учащимися широкий круг научных интересов и
подталкивает их на осознанную необходимость заниматься самообразованием в
различных областях знаний и поэтому игра служит первым толчком к дальнейшей
самостоятельной деятельности. Совместно с другими средствами
учебно-воспитательного характера, игры и игровые приёмы, связанные с учебным
материалом, могут не только ориентировать учащихся в области различных
профессий, но и прививать им определённые стремления, способствовать осознанию
учащимися своих личных возможностей в деле применения полученных знаний и
умений в жизненной практике. Введение игр в состав средств, способствующих
совершенствованию учебной работы, оказывает влияние на формирование
ученического коллектива, на взаимоотношения между учащимися. Игра способствует
укреплению дружеских связей между всеми учащимися на основе взаимного уважения
и помощи. Очень важно и то, что игра оказывает воздействие на активизацию всех
психических процессов, способствуя всестороннему развитию учащихся. Учебная
игра расширяет круг их восприятий, охватывающих жизненные явления, содействует
осмыслению идейной направленности познавательной деятельности, а также
способствует к стремлению к практическому воплощению получаемых знаний.
Во время учебной
игры у школьников проявляются интересы, склонности к сценическому,
изобразительному и музыкальному искусству, поэтому можно сказать, что
эстетическое значение педагогической игры очень существенно и игра имеет
большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Игры создают
определённую разрядку умственного труда, снимают напряжение, переключают
внимание и снижают утомляемость учащихся. Игровая деятельность привлекательна
тем, что в процессе её создаются благоприятные условия для удовлетворения
интересов, желаний, творческих устремлений ребят, кроме того, им нравится
необычность обстановки в учебном процессе, придающее игре особую
занимательность. Поэтому необходимо пользоваться игрой, чтобы развить лучшие
черты личности учащегося, выявить его способности, повысить интерес к изучаемой
дисциплине.
На всех этапах
игровых занятий необходимо квалифицированное руководство педагога. На практике
мы убеждаемся в необходимости целенаправленного руководства игровыми действиями
учебного характера, так как в учебном процессе используем разные виды игр, поэтому
необходим особый подход к руководству различными видами игровых действий, а в
целом требуется постоянное внимание со стороны педагогов. Руководящая роль
педагогов необходима и при подведении итогов игровой деятельности. Заранее
обдумывается план обсуждения итогов игры, где при анализе отмечаются как
успехи, так и недостатки игры в целом и отдельных исполнителей. Преподаватель
не должен быть доминирующей личностью в ролевой игре. Исследователи ролевой
игры считают, что её успех во многом зависит от преподавателя, от его умения
организовать и провести игру. Он должен сам верить в эффективность этого вида
работы, т. к. преподаватель, который верит в неё, обычно добивается хороших
результатов. Многое также зависит и от группы учащихся, с которыми проводится
игра. Лучших результатов можно добиться с группой, в которой преобладают
экстраверты, однако даже группа, в которой преобладают интроверты, обычно на
занятиях с использованием игр проявляют большую активность, чем на традиционных
занятиях.
Широкие возможности
для управления учебным процессом и его оптимизации открывает использование
ролевых игр, которые являются важным средством организации парной и групповой
работы. Справедливой представляется мысль И. А. Зимней о том, что «используемые
в практике обучения иностранному языку приёмы организации ролевого обучения,
игровых ситуации непосредственно направлены на приведение в действие механизмов
мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иностранному языку».
Известно, что
ролевые игры представляют собой условное воспроизведение её участниками
реальной практической деятельности людей, обязательным элементом ролевой игры
является исполнение ролей. В играх учащиеся овладевают такими элементами
общения, как умение начать беседу, поддержать беседу, согласиться с мнением или
опровергнуть его, задавать вопросы, прервать беседу и так далее. Игры
способствуют осознанному освоению иностранного языка, а не его механическому
запоминанию, и освоение происходит без особых усилий, усвоенный материал
остаётся в памяти надолго. В ролевой игре у играющих создаётся мотив, суть
которого состоит в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Таким
образом, имитируемая в игре система действий выступает для играющего в качестве
цели познания и как всякая цель становится непосредственным содержанием его
сознания. Следовательно, ролевая игра способствует повышению интеллектуального
направления учащихся в учебном процессе. Создаваемый ролью мотив оказывает
влияние и на то, как они это сознают.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.