Цели урока (образовательные, развивающие,
воспитательные):
- дать обучающимся
возможность выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки;
сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя
разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора
дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки -
горошины).
- углублять эстетические
познания о народном декоративно - прикладном искусстве.
- воспитывать любовь к
народному искусству России. Дать возможность обучающимся почувствовать себя
мастером по росписи дымковской игрушки.
Задачи:
- личностные: проявлять уважительное отношение к народному искусству
коммуникативные
: сотрудничать с одноклассниками и
учителем.
- предметные: выявлять характерные особенности росписи дымковской
игрушки; создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные
приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской
росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок -
путешествие
Формы работы
учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое
техническое оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, магнитола.
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет, плакаты «Дымковская игрушка»,
презентация «Дымковская
игрушка», трафареты дымковских игрушек, гуашь, кисти, тычок, альбом.
Эпиграф:
«К народным традициям должно
быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо
осваивать» А. Б. Салтыков.
ХОД УРОКА (1 занятие)
I. Оргмомент.
Мотивация к учебной деятельности.
Проверь, дружок, ты готов
начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в
порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
1. Проверим на месте ли
- «разноцветные сестрицы,
которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.
2. Сегодня вам не обойтись
без той, которая
- «Над бумажным над
листом машет весело хвостом.
И не просто машет, а
бумагу мажет.
Красит в разные
цвета.
Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.
II. Сообщение темы и
цели урока. Актуализация знаний
1). Сегодня на уроке мы
продолжим знакомство с одним из народных промыслов.
2). Чтобы понять, с каким,
нам достаточно заглянуть в эту чудо – папку, где хранятся рисунки игрушек.
3). Конечно, в ней вы не
найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки,
что здесь нарисованы, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А
особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да
ими и придуманы.
4). Давайте заглянем в
папку, чтобы узнать какие же игрушки пришли сегодня к нам в гости. Но сначала
отгадайте загадки.
Загадки.
1. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)
2. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
3. Голосисты эти птицы
И нарядны, словно
ситцы! (Петушок)
4. Не пахарь, не столяр,
не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь)
5. Посмотри как хороша
Эта девица - душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
5). Посмотрите внимательно
еще раз на рисунки игрушек и назовите промысел, о котором сегодня пойдет
речь. (Это дымковская игрушка)
- Да, верно, тема урока:
«Дымковская игрушка» (открывается тема урока в презентации).
- Прочтите эпиграф к уроку
(Слайд)
(«К народным традициям
должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой,
их надо осваивать» А. Б. Салтыков. )
6). Как вы думаете, зачем
нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы
детей/
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего,
поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции
народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
7) Скажите, пожалуйста, что
же предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы
учащихся)
- И сегодня мы отправимся в
путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с дымковской игрушкой и её
росписью. Перед вами маршрутный лист, на котором названы станции, где нам
предстоит побывать.
III. Путешествие.
Итак, в путь!
1. Станция « Всезнайка».
Постановка учебной задачи.
(работа по плакатам
«Дымковская игрушка»)
Ещё раз посмотрите
внимательно на дымковские игрушки и ответьте на вопросы. Интересно ученики
какого ряда будут отвечать дружнее, активнее?
1). Какие цвета любят
мастера Дымково?
(Яркие: красный, синий,
малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. )
2). Какие элементы
геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек? (Круги,
клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др. )
3). Как в узорах расположены
элементы относительно друг друга?
- в ряд; - в
шахматном порядке; - в клетке между линиями.
4). Как в узорах расположены
точки: (образцы на доске)
- между кольцами; -
на кольцах; - по краю колец
5). Какая характерная
отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка –
белоснежная. )
6). А как вы думаете, почему
дымковские игрушки белоснежные?
(Перед тем как
расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
7). Что общего у всех этих
игрушек?
(Веселые,
праздничные, нарядные. )
8). Нравятся ли вам эти
игрушки? Какая больше всего? Почему?
Элементы дымковской росписи.
Формат А4.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.