Философия
одаренности
ФИЛОСОФИЯ ОДАРЕННОСТИ
Сагнитаева Людмила Алексеевна воспитатель
МДОУ № 44 «Вишенка»
сл Красюковская, Ростовская область
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье
затрагиваются проблемы духовно-нравственного воспитания одаренных детей,
выделяется важность воспитания чувств одаренного ребенка с первых лет жизни.
Ключевые слова: одаренные
дети, феномен одаренности, духовно-нравственное воспитание.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в
постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской
натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец,
постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И. Пирогов
Дошкольное детство – это важный период в жизни
ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в
самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре
и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Личностная непохожесть людей в мировом сообществе –
общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми
особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Рассматривая феномен
одаренности применительно к дошкольному необходимо отметить два момента:
1
Центр
научного сотрудничества «Интерактив плюс»
1)
ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Как
правило, одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в
постижении представленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.
2)
но одаренный ребенок может выделяться не только наличием
способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в
ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных,
нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении
жизненно-практических задач.
Воспитание чувств одаренного ребенка с первых лет
жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или
добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества
разовьются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов
и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитали [1].
Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые
его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать,
различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют
взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей
любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности,
нестандартности решения главное – это воспитание основ духовной культуры
младшего школьника. Наиболее общая цель воспитания основ духовной культуры одаренного
младшего школьника – способствовать саморазвитию и осознанию потребности
младшего школьника в воспитании основ духовной культуры.
Современный младший школьник оказался наиболее
восприимчив к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных
ценностей российского общества в силу своих возрастных особенностей, а также в
силу несформированности мировоззренческих позиций.
В настоящее время Россия переживает один из
непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше
общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а
в разрушении лич-
2 Совершенствование
системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Философия
одаренности
ности одаренных детей. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Одна из проблем современного образования
состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая
преемственность поколений. Одаренные дети лишаются возможности брать пример с
людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с
теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою
жизнь, подавая нам яркий пример.
Социологические исследования жизненного мира младших
школьников показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких
источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры,
кино, журнальная и газетная продукция нередко перекрывает влияние родителей,
учителей, воспитателей[2].
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей –
процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка,
который может найти отражение в дошкольном детстве, и гораздо позднее [3].
Исходя из этого, духовные упражнения
ума, чувств и сердца одаренного ребенка являются основным средством
духовно-нравственного воспитания, главной целью которого является – служение
добру, служение людям.
Список литературы
1.
Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. -
189с.
2.
Международная заочная научная конференция «Проблемы и перспективы
развития образования» Том 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Пермь, апрель
2011 г.
3.
Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.:
Перспектива. - 2009. - 298с.
4.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я.
Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. об Григорьев Д. В. Духовное и
социальное в воспитании человека // Народное образование, №1, 2010. - с. 47-51.
3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.