Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

Скачать материал
Скачать материал "«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства»."

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Духовно-нравственное и 
 гражданско-патриотическое воспитание детей средств...

    1 слайд

    «Духовно-нравственное и
    гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства»
    МБУ детский сад №153 «Олеся»
    Подготовила :
    Воспитатель-
    Тришина Ю.Ю
    .
    г.Тольятти .2014 г.
    «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,
    стать подлинным патриотом».
    С. Михалков

  • Проблема: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание способс...

    2 слайд

    Проблема: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами фолклора, искусства, музыки, устного народного творчества и т. д.
    Духовно- нравственное и патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, следовательно, и дошкольного образовательного учреждения
    Главные идеи в воспитания - сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей , сформировать основы гражданских качеств, первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, истории своего народа

  • Актуальность проблемы  - гражданское общество в современной России преодолев...

    3 слайд

    Актуальность проблемы - гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется совершенствование и обновление практики духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и поиск новых подходов к воспитательной – образовательной деятельности ДОУ, следует прививать, беречь и передавать детям духовно-нравственных традиций и культуру нашего народа, что плодотворно сказывается на духовном, нравственном и психическом развитии детей. Именно акцент на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, мировой культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народа, единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовноспатриотизма. ти, нравственности
    Признаки нравственно-духовного и гражданско-патриотического кризиса:
    - превалирующее безразличие к традициям русской православной культуры;
    - очень сильное информационное влияние со стороны Запада и подражание его культуры отражается в бездуховности современной массовой культуры (одежда, произведения искусства, литературы и даже различные «сленги» русского языка);
    - возрастающая агрессия и озлобленность в обществе, в формах проведения досуга и манерах общения;
    - искажения исторических событий;
    - наблюдаемый кризис семьи и семейного воспитания;
    - повсеместное распространение курения, алкоголизма ,наркомании;
    - экологические катастрофы.

  • Основная цель ДОУ -  воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, дост...

    4 слайд

    Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем приобщение к культурному наследию нашего народа и создание условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей
    Задачи:
    обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы ;
    создание предметно - развивающей среды в группе;
    улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения к культуре и искусству;
    расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.
    Цели и задачи направлены на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. Особое внимание направлено на формирование у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач, детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.

  • Условия работы 
  по духовно-нравственному ра...

    5 слайд

    Условия работы
    по духовно-нравственному развитию дошкольников средствами культуры и искусства
    Национальное образование
    Религия
    Материально-техническая база
    Нормативно-правовая база
    Политкультурная образовательная среда
    Образовательное пространство
    Профессиональная компетентность педагогов
    Образовательное пространство ДОУ
    Социально-культурная среда
    Компетенция в сфере духовного и нравственного воспитания
    Культура
    Воспитание
    в семье

  • Нормативно-правовые акты. В «Программе обучения и воспитания в детском саду»...

    6 слайд

    Нормативно-правовые акты.
    В «Программе обучения и воспитания в детском саду»
    главной задачей ДОУ является духовно-нравственное
    и патриотическое воспитание.
    В связи с введением в действие ФГОС и ФГТ к структуре
    основной общеобразовательной программы
    дошкольного образования (приказ Минобрнауки России
    от 23.11.2009 №655) главной целью является модернизация
    ДОУ сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание
    духовно- нравственного патриота Родины
    В проекте "Национальной доктрины образования в РФ»
    подчеркивается, что "система образования призвана
    обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового
    демократического, социального государства, уважающих
    права и свободы личности, обладающих высокой духовной
    нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
    Закон РФ «Об образовании - в нем говорится, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
    В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
    Данная проблема отмечается и среди важнейших задач воспитания Концепция модернизации Российского образования - формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и др.

  • Нравственность - включает внутренние, духовные качества, которыми руководству...

    7 слайд

    Нравственность - включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
    Духовно-нравственные воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих), процесс содействия духовно-нравственного становления человека, формированию у него:
    - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
    - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
    - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
    - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
    Патриотическим воспитание (в педагогическом аспекте) – это процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.
    Духовность– это ни способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца , проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе
    Основные понятия

  • Обращение к проблемам духовно- нравственного  и  гражданско- патриотического...

    8 слайд

    Обращение к проблемам духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной  плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и , А.В.Запорожец, Т.П.Гавриловаой, С.А.Козловой, Т. И. Бабаеваой, A.M. Виноградовой , М. А. Скребцовой и др. Однако, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных формированию духовно-нравственных основ личности ребенка, недостаточно, имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание и немногие из них выделяют взаимосвязь двух составляющих - «духовности» и «нравственности». До настоящего времени возможности построения процесса формирования духовно-нравственных основ – личности детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях использовались недостаточно.
    Из истории

  • «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде...

    9 слайд

    «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на долгую жизнь»
    А. Добролюбов
    «Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином»
    В.А. Сухомлинский
    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о нашем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний»
    Д.С.Лихачёв
    Высказывания великих людей
    «Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания»
    А.В. Запорожец.

  • Воспитательно - образовательный процесс строится  с учетом требований  ФГТ:...

    10 слайд

    Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГТ:
    -- комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
    - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
    - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
    - использование необходимого и достаточного материала,
    - введение культурных и региональных компонентов;
    - построение предметно - развивающейся среды ( отражение в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).

    Основные направления работы
    - повышение социального статуса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей  дошкольного возраста;
    -  проведение научно-обоснованной организаторской политики  по проблеме
    -  развитие духовно-нравственной и гражданско-патриотического культуры, детей
    воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
    представлений об эстетических идеалах и ценностях
    воспитание нравственных чувств этического сознания
    воспитание ценностного отношения к природе и
    окружающей среде
    1 Профилактические 6. Образовательное
    2. Развивающее 7. Духовно-нравственное
    3. Трудовое 8.Гражданско- патриотическое
    4.Социальное
    5.Воспитательное

  • Предполагаемый результат   
Реализация непреры...

    11 слайд

    Предполагаемый результат
    Реализация непрерывного духовно-нравственного и гражданского-патреотияеского воспитания средствами культуры и искусства
    Воспитание гражданина, духовно – нравственной , физически- развитой личности личности дошкольника, чувства ответственности за свои дела и поступки
    Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
    Формирование нравственно- патриотических чувств, освоение доступных знаний об истории родного Отечества, истории ВОВ, ветеранах ВОВ, героях-земляках знание родов войск, гордости за свою страну, ее прошлому и настоящему.
    Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
    Формирование знаний о культуре своей Родины, об истории, обрядах и традициях своего народа
    Вовлечение родителей в работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей
    Закрепление знаний о фольклоре своего народа и народов мира, художественной литературы, музыки, искусства
    Обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса через возрождение лучших отечественных педагогических традиций
    Информационно-просвятительская обеспеченность непрерывного духовно-нравственного и гражданского-патреотияеского воспитания средствами культуры и искусства

  • Принципы работы 
  по духовно-нравственному разв...

    12 слайд

    Принципы работы
    по духовно-нравственному развитию дошкольников:
    Принцип учета возрастных особенностей и концентричности
    Принцип развития личностных качеств ребенка
    Ценностно-ориентированный подход к содержанию
    Принцип проблематизации
    Принцип культуросообразности
    Принцип свободы и самостоятельности
    Принцип народности
    Принцип гуманно-творческой направленности
    Принцип тематического планирования
    Принцип наглядности .
    Принцип последовательности 
    Принцип системности
    Принцип занимательности и опоры на ведущую деятельность
    Принцип преемственности .

  • Модель развития духовно-нравственных и  патриотических чувств у детей дошколь...

    13 слайд

    Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя: развитие интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта , обычаев, традиций, фольклором, играми.

  • Зам заведующего ДОУ по ВМР           Взаимоотношения 
участников  воспитате...

    14 слайд



    Зам заведующего ДОУ по ВМР
    Взаимоотношения
    участников воспитательно- образовательного процесса
    Заведующий ДОУ


    Старший воспитатель
    Педагог по ФИЗО
    Музыкальный руководитель
    Воспитатель группы
    Родители
    Психолог
    Дети
    Социальный педагог
    Социум
    Педагог дополнительного образования
    Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми.
    Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации этой программы.

  • Формы организации детей    Непосредственно организованная образовательн...

    15 слайд



    Формы организации детей  
    Непосредственно организованная образовательная деятельность
    Совместная организованная деятельность детей и взрослых
    Самостоятельная деятельность детей

    Реализация цели и задач по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе признанных ценностей образования детей дошкольного возраста:
    Научность
    Гуманистичность
    Деятельностность
    Достоверность
    Прогностичность
    Интеграция
    Целостность
    Системность
    Конструктивизм

  • Формы и методы работы с детьми Знакомство с народным  творчеством
 (декоратив...

    16 слайд

    Формы и методы работы с детьми
    Знакомство с народным творчеством
    (декоративно- прикладное творчество)
    Тематические выставки детского творчества и фотовыставки
    Экскурсии на природу (совместно с родителями) и прослушивание аудиозаписей «Голоса природы» )
    Посещение городского краеведческого музея (совместно с родителями) и прогулки к близлежащим памятникам культуры (городской парк, площадь Свободы )
    Прослушивание народных песен, классической музыки, колокольного звона, духовой музыки
    Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией
    Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма(иллюстрации, фото, видеофильмы, детская литература)
    Двигательно-творческие занятия и музыкально –ритмические занятия, основанные на фольклоре
    Театрализованные и драматические действия , сценки, пьесы с  использованием имитации, мимики и пантомимики , инсценировоки различных видов театра
    Игровые физкультурные занятия с использованием народных игр и игр со сказочными героями
    Интегрированные знания, сочетающие фольклор, современную литературу, изобразительную деятельность, музыку, двигательные движения
    Чтение художественной литературы, народных и авторских сказок, знакомство с устным народным творчеством -фольклором(загадки, потешки, пословицы, поговорки и т.д.)
    Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них

  • Семья - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического в...

    17 слайд

    Семья - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
    В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея –
    за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.
    Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
    Взаимоотношения с семьей воспитанников
    Формы и
    Формы и методы взаимодействия
    с родителями:
    родительские собрания; круглые столы;
    - организация фотовыставки и выставки совместных с детьми творческих работ;
    участие родителей в проектной деятельности;
    беседы;
    -анкетирование и тестирование;
    организация совместных с детьми развлечений, досугов, театрализованные представлений;
    походы и экскурсии на природу, в музеи, на выставки, на природу, к памятникам, в храм;
    консультации, рекомендации, наглядная агитаций
    и многое другое…..

  • Дети: воспитывается   толерантность, снижается степень идеологического проти...

    18 слайд

    Дети: воспитывается толерантность, снижается степень идеологического противостояния в детской среде; обеспечивается заинтересованность обучающихся в развитии национальной экономики, снижается социальная напряженность в обществе; проявляются мировоззренческие установки на готовность детей к защите Отечества; повышается уровень реализации творческого потенциала детей, культура этики и эстетики.
    Педагоги: повышается компетентность по духовно-нравственному
    воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями,
    Родители: происходит активизация позиции как участников педагогического процесса ДОУ
    Критериями оценки объективной результативности
    выступают в качестве обобщенных оценочных показателей
    Количественные параметры
    Духовно-нравственные параметры
    гражданско -патриотические
    параметры
    Качественные параметры
    Количество
    РЕЗУЛЬТАТ
    работы по проблеме в ДОУ
    А также: происходит расширение связей ДОУ с социумом.
    Формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ

  • Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходя...

    19 слайд

    Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
    Формы повышения педагогической компентности педагогов
    Консультации
    Семинары
    Круглые столы
    Самообразование
    педагогов
    Презентации
    Деловые игры
    Открытые
    просмотры НОД
    Педагогические советы
    Перспектива дальнейшей работы

  • Вывод
    Средства культуры и искусства явля...

    20 слайд

    Вывод
    Средства культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств.
    Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства проявят положительные результаты.
    У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.


    Умение душою рисовать- дается в жизни каждому с рождения…
    И лучше о душе не забывать, чтоб жить всегда с весенним настроением .

  • Методическое сопровождение

    21 слайд

    Методическое сопровождение

  • Список  используемой литературы 1.  Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание до...

    22 слайд

    Список используемой литературы
    1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
    2. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
    3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
    4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. - М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2. С. - 7
    5. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989
    6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988
    7. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
    8. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России». – Педагогика, 2008, №9.
    9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989.
    10. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
    11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987.
    12. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещения, 1986.

  • СПАСИБО 
за внимание!

    23 слайд

    СПАСИБО
    за внимание!

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Тезисы к выступлению   на дискуссионной  площадке для педагогов  научно-практической конференции  в рамках Пасхальных  городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»                                                                                                                         

 «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».     

        Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка   на основе   культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной,  творческой, бытовой) - это воспитание его  души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного  народного творчества и т. д.

      Оно является  одним из приоритетных направлений деятельности  государства  и общества,  следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ -  воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем   приобщение к культурному  наследию  нашего народа и создание  условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой  системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

         Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом  утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется  совершенствование  и обновление  практики   и   поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его  духовно-нравственных традиций и  культуры нашего народа.

         Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание  предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения  к культуре  и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.  

       Модель развития духовно-нравственных и  патриотических чувств у детей дошкольного возраставключает в себя: развитие  интереса  и положительных эмоций,   фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия  друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов;  в познании культуры своего и других народов,  в знакомстве  с особенностями повседневного быта , обычаев, традиций,  фольклором, играми.

        Воспитательно – образовательный процесс  по данному вопросу  строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.           

       Принципы работы: учета возрастных особенностей и концентричности,  развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности , тематического планирования материала,  наглядности,   системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

        Формы  и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые   сочетаются с  фольклором,  искусством  и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; знакомство с   праздниками и проведение некоторых из них,  с жизнью православных святых и защитниках земли русской;   экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с    архитектурой,   иконографией;  прослушивание колокольного звона, духовой музыки;  участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

          В НОД и проводимых мероприятиях  применяется метод интеграции, что создает  атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.

            Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения  лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме  необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

        Критериями оценки объективной результативности   выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде;обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала  детей.

              В результате  работы повышаетсякомпетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом.  Формируется  пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

               Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми  педагоги ДОУ   продолжат работу  по духовно- нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители   стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

              Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое  использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому   воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства   проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная  активность,  осознанное отношение к восприятию музыки и  другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.   
                                 Литература
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
 4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

 5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984          

 

                                                                                                                                                             

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 477 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1620
    • PPTX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тришина Юлия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тришина Юлия Юрьевна
    Тришина Юлия Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 365552
    • Всего материалов: 81

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 57 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 927 человек из 82 регионов

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе