Инфоурок География Другие методич. материалы"Духовная жизнь в СССР в 20-е годы"

"Духовная жизнь в СССР в 20-е годы"

Скачать материал

Тема урока:      Духовная жизнь в СССР в 20-е годы.

Класс: 9

Время проведения: 1 урок, 40 минут

 

Цели урока: (образовательные) – Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

- организовать деятельность по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века;

(развивающие) – развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию;

 

Стадия вызова.  «Вызываются» уже имеющиеся у учащихся знания по изучаемому предмету, создаётся мотивация для дальнейшей работы.  Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову «свобода». Ребята предлагают примерно следующие варианты: «что-то манящее и недоступное», « «делаю, что хочу», «слушаю любую музыку», «самостоятельно принимаю решения» и т.п.  Создание ассоциативного ряда завершается подведением итога: - Итак, свобода – это возможность выбора, возможность беспрепятственно что-либо делать, осуществлять.

- А как свобода  проявляется в духовной сфере общества? («Возможность выражать своё мнение», «выбирать религию – свобода совести», «читать любые книги» и т.д.)

- Как вы считаете, существовала ли такая возможность у  советских граждан в 20-е годы?

Учитель выслушивает мнения ребят, предлагает аргументировать свои предположения и графически оформляет результат этого диалога на доске. (Приём «дерево предсказаний»).

 

Стадия осмысления. Интерес к теме у учащихся сохраняется при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель: - Будем искать ответы на наш вопрос, работая с документами.

Ребята сидят в группах, каждый в группе получает свою подборку документов (они пронумерованы, №№1-4, см. «Приложение») Учащиеся читают и обдумывают прочитанное, затем садятся в новые группы, согласно номеру  своего текста.

Задача новых образовавшихся групп, выделить главную мысль, объединяющую те документы, с которыми они работали, и создать общую схему ответа. Так, одна из групп, рассматривает вопросы развития образования в СССР, другие –  взаимоотношения власти и церкви,  власти и интеллигенции.

Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, уже являясь  «экспертами-специалистами» по определённому вопросу, они информируют товарищей о результатах своей работы и выслушивают других. Группа обменивается мнениями и создаёт общую презентационную схему-ответ на поставленный вопрос, учитывающий всю полученную группами информацию. Схема может быть выполнена в виде кластера,  выделения основных смысловых единиц текста и графическое оформление его в определённой логике на плакате.

Группы защищают свои работы. Интерес одноклассников  к результатам деятельности других групп обеспечивается желанием сравнить себя, свой вклад, в общее дело. Особо выражен такой интерес, по моим наблюдениям, у ребят невысоких учебных возможностей, у неуверенных в себе, и поэтому малоактивных  на большинстве обычных уроков. Применяемая на данном этапе стратегия «зигзаг» позволяет  систематизировать большой объём материала и организовать взаимообучение учащихся.

Учитель: Подводя итог сказанному, вернёмся вновь к вопросу свободы духовной жизни советского общества 20-х годов…Борьба с безграмотностью, развитие самоуправления в школе, широкая просветительская деятельность, сохранение разнообразных течений в литературе, искусстве, свидетельствуют о некоторой свободе. В то же время нельзя не заметить попыток власти установить контроль за духовной жизнью советских граждан, идеологизации культуры.

Стадия рефлексии. Творческая переработка, анализ и интерпретация полученной информации.

Учитель: Перед нами мудрые слова великих людей. Дайте свои ответы на одну из цитат с помощью синквейна.

 

 Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода -  свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами.  (А.Д.Сахаров)

 

Сила народа в его интеллигенции. (А.П.Чехов)

 

 

Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит. (Г.Гегель)

 

 

 

 

Синквейн

(с фр. пятистишие)

1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;

2 строка – описание темы, 2 прилагательных;

3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящихся к теме;

4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка – повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно существительное.

 

 

Синквейны учащихся к теме данного урока:

 

Интеллигенция

Независимая, понимающая

Призывает, думает, страдает

Разум народа в её интеллигенции

Элита.

 

 

Свобода

Непредвзятая и бесстрашная

Добиваться, бороться, обладать

Единственная гарантия от раболепия

Жизнь.

 

 

Люди

Одинаковомыслящие, банальные

Идут, существуют, едят

Когда мыслят одинаково – стадо

Община.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Духовная жизнь в СССР в 20-е годы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема моей  опытно-экспериментальной работы - «Применение личностно-          ориентированных технологий на уроках истории и обществознания как         средство развития творческого мышления у учащихся».

   Творчество – это создание качественно нового продукта. Творческая учебная деятельность – это аналог учебного творчества (этапы те же, но открывается субъективно новое знание). Новым оно является для учащегося, и отношение к этому знанию будет у него иным, так как получает его учащийся не в готовом виде, а в процессе   самодеятельности.

  Тема урока, на который я приглашаю сегодня гостей – «Духовная жизнь СССР в 20-е годы».

Цели урока: 1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

                     2.Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века.

 

  Урок построен по технологии критического мышления и состоит из трёх этапов.

На стадии  вызова мной  в данном уроке применяется приём данной технологии, называемый «дерево предсказаний».

На стадии осмысления я использую стратегию «зигзаг». На мой взгляд, данный приём наиболее эффективен при изучении и систематизации большого объёма материала. «Зигзаг» предполагает разбивку текста на смысловые отрывки (единицы) и организацию взаимообучения учащихся.

Завершающая стадия – рефлексия – будет проходить в форме написания группами «синквейнов». Я намерена предложить гостям попробовать сочинить свои «пятистишия». В качестве домашнего задания учащимся будет предложено выполнить текстовую разметку («инсерт») соответствующего параграфа.

 

 

Класс, в котором будет дан урок, состоит из учащихся разных учебных возможностей. При составлении рабочих групп мной учитывались темперамент и особенности восприятия ребят.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 404
    • DOCX 39 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Круглова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Круглова Татьяна Николаевна
    Круглова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16223
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек