Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / Дозировка физической нагрузки при проведении подвижных игр

Дозировка физической нагрузки при проведении подвижных игр

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Дозировка физической нагрузки при развитии физических качеств через подвижные игры

Подвижная игра - сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Автор обращает внимание, что подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Кроме того, в играх вырабатываются координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу школьников. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время автор отмечает, что игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

Вариантность подвижной игры позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно например, усложнять двигательные задания увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

Учитель физической культуры должен учитывать уровень физического развития детей своей группы, прежде чем повышать требования к подвижной игре. Таким образом, систематическое использование различных вариантов подвижных игр классифицированных по преобладающему виду движений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.

Существует всем известное правило, что каждую игру важно заканчивать своевременно, ставя ее окончание в зависимость от влияния на участников. Но если игра вызвала активность у большинства участников и по всем признакам очевидно, что нагрузка достаточна, то необходимо уловить тот момент, когда играющие особенно удовлетворены игрой и объявить об ее окончании. Также игру следует окончить, если появляются признаки переутомления или перевозбуждения (таблица 1).

Таблица 1 - Три степени утомления

При проведении игр необходимо предусматривать постепенное нарастание сложности, так как должен соблюдаться принцип преемственности. Все подвижные игры представляют собой сложный двигательный процесс, в который входит целый комплекс различных раздражителей для занимающихся. Сложное физиологическое воздействие игры обязывает тренера (учителя, преподавателя) соблюдать постепенность, особенно в разучивании новых игр. При постепенном введении игроков в сложную игровую деятельность, можно добиться совершенствования технических и тактических приемов.

Чтобы игры положительно влияли на организм ребенка, важно периодически повторять их, используя при этом различные варианты. Ценность различных вариантов игр заключается в сохранении тех движений, действий и препятствий, сходных с прежними, но в то же время во введении новых правил, условий, последовательно повышающих требования к овладению навыками и умениями. Сходство предыдущих действий облегчает переход к новым, несколько усложненным движениям и действиям, которые не образовываются заново, а только перестраиваются.

Основная нагрузка и связанная с ней длительность игры определяются каждый раз конкретно в зависимости от ее целей и задач, сочетания с предшествующими и последующими видами деятельности.

Для дозирования нагрузки в подвижных играх можно использовать следующие приемы:

- уменьшение и увеличение поля игры и продолжительность по времени;

- изменение основных характеристик игры (игры с интенсивным передвижением, с меньшим напряжением, с медленным передвижением);

- незначительное изменение некоторых правил в сторону увеличения или уменьшения нагрузки;

- введение в игру новых этапов, препятствий или устранение некоторых из них;

- остановки для отдыха или для указания ошибок;

- перераспределение обязанностей водящих;

- смена мест команд на площадке;

- кратковременные паузы для совещания капитанов или водящих.

Для правильной дозировки физической нагрузки в подвижных играх важно учитывать физиологические особенности организма занимающихся.



  • Другое
Скачать материал
Автор Махина Марина Леонидовна
Дата добавления 13.02.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 34
Номер материала MA-090922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Подготовка к сдаче экзаменов: Современные тенденции использования развивающих и социально-психологических подходов подготовки учащихся старших классов»