Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Дозировка физической нагрузки при проведении подвижных игр

Дозировка физической нагрузки при проведении подвижных игр

Дозировка физической нагрузки при развитии физических качеств через подвижные игры

Подвижная игра - сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Автор обращает внимание, что подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Кроме того, в играх вырабатываются координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу школьников. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время автор отмечает, что игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

Вариантность подвижной игры позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно например, усложнять двигательные задания увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

Учитель физической культуры должен учитывать уровень физического развития детей своей группы, прежде чем повышать требования к подвижной игре. Таким образом, систематическое использование различных вариантов подвижных игр классифицированных по преобладающему виду движений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.

Существует всем известное правило, что каждую игру важно заканчивать своевременно, ставя ее окончание в зависимость от влияния на участников. Но если игра вызвала активность у большинства участников и по всем признакам очевидно, что нагрузка достаточна, то необходимо уловить тот момент, когда играющие особенно удовлетворены игрой и объявить об ее окончании. Также игру следует окончить, если появляются признаки переутомления или перевозбуждения (таблица 1).

Таблица 1 - Три степени утомления

При проведении игр необходимо предусматривать постепенное нарастание сложности, так как должен соблюдаться принцип преемственности. Все подвижные игры представляют собой сложный двигательный процесс, в который входит целый комплекс различных раздражителей для занимающихся. Сложное физиологическое воздействие игры обязывает тренера (учителя, преподавателя) соблюдать постепенность, особенно в разучивании новых игр. При постепенном введении игроков в сложную игровую деятельность, можно добиться совершенствования технических и тактических приемов.

Чтобы игры положительно влияли на организм ребенка, важно периодически повторять их, используя при этом различные варианты. Ценность различных вариантов игр заключается в сохранении тех движений, действий и препятствий, сходных с прежними, но в то же время во введении новых правил, условий, последовательно повышающих требования к овладению навыками и умениями. Сходство предыдущих действий облегчает переход к новым, несколько усложненным движениям и действиям, которые не образовываются заново, а только перестраиваются.

Основная нагрузка и связанная с ней длительность игры определяются каждый раз конкретно в зависимости от ее целей и задач, сочетания с предшествующими и последующими видами деятельности.

Для дозирования нагрузки в подвижных играх можно использовать следующие приемы:

- уменьшение и увеличение поля игры и продолжительность по времени;

- изменение основных характеристик игры (игры с интенсивным передвижением, с меньшим напряжением, с медленным передвижением);

- незначительное изменение некоторых правил в сторону увеличения или уменьшения нагрузки;

- введение в игру новых этапов, препятствий или устранение некоторых из них;

- остановки для отдыха или для указания ошибок;

- перераспределение обязанностей водящих;

- смена мест команд на площадке;

- кратковременные паузы для совещания капитанов или водящих.

Для правильной дозировки физической нагрузки в подвижных играх важно учитывать физиологические особенности организма занимающихся.



  • Другое
Скачать материал
Автор Махина Марина Леонидовна
Дата добавления 13.02.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 112
Номер материала MA-090922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.