Дозировка физической
нагрузки при развитии физических качеств через подвижные игры
Подвижная игра - сознательная,
активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Автор
обращает внимание, что подвижная игра является упражнением, посредством
которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная
насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим
усилиям.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических
качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно,
эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры,
построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные,
тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением
движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от
одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления
умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с
многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной
активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют
развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных
с частым изменением направления движений.
Кроме
того, в играх вырабатываются координированные, экономные и согласованные
движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы,
ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом
необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Важнейшая особенность подвижных игр состоит в
том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия
играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу школьников.
Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое
включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате
увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции
регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и
центральной нервной системой.
В тоже время автор отмечает, что игровая
деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как
правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует
гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.
Вариантность подвижной игры позволяет использовать их более
целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно
усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом
постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно например,
усложнять двигательные задания увеличивая расстояние (для бега, прыжков,
метаний), или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику
в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение
числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например,
сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой
пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом,
более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия
играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки»,
«Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).
Учитель физической культуры должен учитывать уровень физического
развития детей своей группы, прежде чем повышать требования к подвижной игре.
Таким образом, систематическое использование различных вариантов подвижных игр
классифицированных по преобладающему виду движений содействует воспитанию у
детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков
движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами,
развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.
Существует
всем известное правило, что каждую игру важно заканчивать своевременно, ставя
ее окончание в зависимость от влияния на участников. Но если игра вызвала
активность у большинства участников и по всем признакам очевидно, что нагрузка
достаточна, то необходимо уловить тот момент, когда играющие особенно
удовлетворены игрой и объявить об ее окончании. Также игру следует окончить,
если появляются признаки переутомления или перевозбуждения (таблица 1).
Таблица 1 - Три степени утомления
Степени утомления
|
Признаки
|
Небольшое
(усталость).
|
Значительное
(среднее томление).
|
Резкое
(большое перенапряжение).
|
Окраска
кожи лица
|
Небольшое
покраснение.
|
Значительное
покраснение.
|
Резкое,
часто неравномерное покраснение или значительная бледность.
|
Потливость
|
Небольшая.
|
Плечевой
пояс, туловище.
|
Особо
резкая и общая, налеты соли на рубашке, висках
|
Дыхание
|
Учащенно,
ровное.
|
Учащенное,
большое.
|
Резко
учащенное, глубокое, отдышка.
|
Движение
|
Бодрое.
|
Неуверенный
шаг, покачивания.
|
Покачивания,
отставание от группы на марше, резко выраженное нарушение координации
движений.
|
Внимание
|
Хорошее,
безошибочное выполнение команды, указаний.
|
Неточность
в выполнении команды, ошибки при изменении направлений.
|
Замедленное
выполнение команды, подчинение только громкой команде, на вопрос отвечают
односложно, совсем не отвечают.
|
Самочувствие
|
Жалоб
нет.
|
Жалобы
на усталость, боль в ногах, сердцебиение.
|
Жалобы
на те же явления, головную боль, тошноту.
|
При
проведении игр необходимо предусматривать постепенное нарастание сложности, так
как должен соблюдаться принцип преемственности. Все подвижные игры представляют
собой сложный двигательный процесс, в который входит целый комплекс различных
раздражителей для занимающихся. Сложное физиологическое воздействие игры
обязывает тренера (учителя, преподавателя) соблюдать постепенность, особенно в
разучивании новых игр. При постепенном введении игроков в сложную игровую
деятельность, можно добиться совершенствования технических и тактических
приемов.
Чтобы
игры положительно влияли на организм ребенка, важно периодически повторять их,
используя при этом различные варианты. Ценность различных вариантов игр
заключается в сохранении тех движений, действий и препятствий, сходных с
прежними, но в то же время во введении новых правил, условий, последовательно
повышающих требования к овладению навыками и умениями. Сходство предыдущих
действий облегчает переход к новым, несколько усложненным движениям и
действиям, которые не образовываются заново, а только перестраиваются.
Основная
нагрузка и связанная с ней длительность игры определяются каждый раз конкретно
в зависимости от ее целей и задач, сочетания с предшествующими и последующими
видами деятельности.
Для
дозирования нагрузки в подвижных играх можно использовать следующие приемы:
-
уменьшение и увеличение поля игры и продолжительность по времени;
-
изменение основных характеристик игры (игры с интенсивным передвижением, с
меньшим напряжением, с медленным передвижением);
-
незначительное изменение некоторых правил в сторону увеличения или уменьшения
нагрузки;
-
введение в игру новых этапов, препятствий или устранение некоторых из них;
-
остановки для отдыха или для указания ошибок;
-
перераспределение обязанностей водящих;
- смена
мест команд на площадке;
-
кратковременные паузы для совещания капитанов или водящих.
Для
правильной дозировки физической нагрузки в подвижных играх важно учитывать
физиологические особенности организма занимающихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.